| 2.Актуализация знаний | - Ребята, давайте вспомним, какая тема была на прошлом уроке? - Что отмечалось в феврале 1913 г.? - Какое событие мирового значения произошло в начале этого века, которое изменило ход истории? - Почему война называлась «мировой»? - Кто такие большевики? - Какие события произошли в Петрограде в октябре 1917 г.? - Что такое гражданская война? - Сейчас я предлагаю вам пройти викторину по данной теме. 1.Кто был последним русским царём? а) Иван Четвёртый в) Николай Второй б) Александр Второй г) Пётр Первый 2. На каком портрете изображён Николай Второй? А Б В 3. В каком году началась Первая мировая война? а) в 1905 году б) в 1914 году в) в 1917 году 4. Как во время Первой Мировой войны стал называться Санкт-Петербург? а) Питер б) Ленинград в) Петроград 5. Когда к власти пришла партия большевиков? а) в марте 1917 года б) в октябре 1917 года в) летом 1918года 6. Как называется группа людей, которая выдвигает программу развития общества? а) династия в) правительство б) совет г) партия 7. Закончи высказывание: «Решительные действия с целью глубоких изменений в государстве и обществе – это…? а) переворот б) революция в) реформа 8. Что такое гражданская война? а) военные действия против царя б) война между гражданами разных государств мира в) война между гражданами одной страны 9. В каком году государь отрекся от престола? А) 1917 Б) 1919 В) 1916 Г) 1921 10. Что произошло после событий октября 1917 года? А Император отрёкся от престола. Б Власть перешла в руки Временного правительства. В) В стране началась Гражданская война, большевики расстреляли царскую семью. | - «Россия вступает в ХХ век» - 300-летие со дня избрания Романовых на царство. - В 1914 году началась Первая мировая война. - Потому что в ней участвовала не одна страна. - Сторонники В.И. Ленина. - Отречение Николая Второго от престола. Россия вышла из мировой войны. К власти пришли большевики. Октябрьская революция. - Война, происходившая между гражданами одной страны. Отвечают на вопросы викторины | Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции, включая общие приёмы решения задач) Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать и обосновывать свою позицию. Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию. |
Самоопределение к деятельности | - Ребята, послушайте стихотворение внимательно, так как в нем «спрятана» тема сегодняшнего урока. Красивы в убранстве лесов и озер Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Эстонка и русский, грузин и узбек С открытой душой породнились навек. Скрепили пожатья над кручами гор Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Казах и армянка, киргиз и таджик Для дружбы нашли самый верный язык. Единой семьею живут с давних пор Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Туркмен, украинка, латыш, белорус – Зовут отчим домом Советский Союз. - Верно. Скажите, пожалуйста, что вы знаете о Советском Союзе? - Какие цели мы можем поставить на урок? - Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны в 20–30-е годы. Как называлось наше государство до революции 1917 года? - Как стало оно называться после 1922 года? - Какой город был столицей Российской империи? - Какой город стал столицей Советского Союза? - Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны в 20 – 30 –е годы 20 века. | Слушают учителя. Ответы ребят - Познакомимся с новым государством – Советским Союзом, узнаем, какие события произошли в это время. - Российская империя. - Советский Союз. Союз Советских Социалистических Республик. - Санкт-Петербург. - Москва. | Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции) Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать и обосновывать свою позицию. |
Работа по теме урока | - Теперь жизнью страны руководила партия большевиков, завоевавшая свою власть в Гражданской войне. Позднее большевиков стали называть коммунистами. Государством управляли Советы – правительство большевиков, поэтому и новую власть стали называть Советской. В высшей степени ослабленной вышла Советская республика из пожарища Гражданской войны. Страна была в полной разрухе. Не работали заводы и фабрики. Стоял транспорт. Не было топлива. Лишившиеся погибших на фронтах войны отцов и умерших от голода и лишений матерей, дети стали беспризорными, нищенствовали и попрошайничали. Российские крестьяне оказались без рабочего скота и были вынуждены проводить весенний сев, сами впрягаясь в плуги. Не только город, но и деревня голодали. Большевистское правительство было вынуждено силой забирать у крестьян все те очень маленькие запасы зерна, которые хранились для посева. Холодная зима и засушливое лето стали причинами неурожая, который в 1921 году постиг всю страну. Разразился невиданный голод. Казалось, никогда уже Россия не сможет встать на ноги. Но постепенно жизнь все же начала налаживаться. Большевистское правительство было вынуждено продать за границу много золота и других драгоценностей, для того чтобы на полученные деньги закупить зерно для голодающей России. Постепенно стали восстанавливаться заводы и фабрики, разрушенные войной. Наконец заработали железные дороги. - В 1922 году на территории бывшей Российской империи появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик или СССР. Вошли в это гос-во 15 республик. - Ребята, давайте прочитаем на слайде, какие республики входили в состав СССР. - У этого нового гос-ва был новый герб. Давайте с вами более детально рассмотрим герб СССР. - Ребята, перечислите из каких элементов состоит герб? - Каждая деталь государственного герба Советского Союза изображена не просто так, ведь смысл есть во всем. Серп и молот воплощают в себе союз рабочих, крестьян и интеллигенции, борющихся за светлое будущее. - Сколько ленточек перевивают колосья пшеницы? Ленты же отображали число республик, входивших в состав СССР. Земной шар означал, что все страны мира могли присоединиться к Советскому союзу. - Красная звезда обозначала освобождение трудящихся от голода, холода, войны, нищеты и рабства. Восходящее солнце – символ возникновения СССР, строящего коммунистическое общество. Некоторые расшифровывают солнце с лучами как зарождение коммунистических идей. - Столицей страны стала Москва. Для того, чтобы с новым государством начали считаться соседние страны, оно должно было стать сильным и хорошо защищенным, со многими заводами и фабриками, электростанциями, хорошо работающими железными дорогами и речными и морскими путями. Для защиты страны нужны были большая и хорошо вооруженная армия и флот. Но нужны были и грамотные инженеры, учителя, агрономы, ученые. Необходимо было ликвидировать неграмотность, так как в наследство от царской России новой власти досталось почти неграмотное население – мало кто умел читать и писать. - Над школьными тетрадками склонились взрослые. Миллионы людей сели за парты. Образование стало доступно всем. - Но в то же время отечественная культура понесла большие потери. Были варварски уничтожены многие исторические памятники. В Москве был разрушен храм Христа Спасителя. - Как вы думаете, ребята, легко ли было крестьянам? Все эти успехи в деревне были достигнуты за счет тяжелого труда самих крестьян. Им запрещалось самовольно покидать колхозы и уходить в города для работы на заводах и фабриках. А тех крестьян, кто все же не желал работать в колхозах и хотел трудиться отдельно от всех на своем участке земли, наказывали. У таких крестьян отбирали землю, некоторых вместе с семьями ссылали для работы и проживания в далекую и холодную Сибирь. | Слушают Москва стала столицей Советского Союза. - Российская Советская Федеративная социалистическая республика, Белорусская ССР, Украинская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР. - Серп, молот, ленты, колосья пшеницы, земной шар, красная звезда, восходящее солнце. - 15 Ответ ребят | Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией (умение распознавать достоверную и недостоверную информацию; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами). Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения учитывать позицию собеседника; учитывать разные мнения; аргументировать и обосновывать свою позицию; задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности. |
| 4. Продолжение работы над новой темой | - Ребята, индустриализация — процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства страны, прежде всего в промышленности. Увеличилось капиталовложение в промышленность и техническое переоснащение фабрик и заводов. Постепенно разворачивалось и новое строительство. Создавалась угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная база в Башкирии, проводились новые линии железных дорог. Это была страна с грамотным населением, прекрасными специалистами – инженерами, агрономами, строителями, учителями. Были созданы целые отрасли промышленности, которых ранее не существовало: станкостроение, автомобилестроение, тракторостроение, химическая и авиационная промышленность. Советские люди верили своему руководству и с энтузиазмом строили новое общество, в котором не было бы бедных и богатых, все были бы равны, счастливы и занимались интересной и любимой работой. Покой и труд советских людей защищала Красная Армия, оснащенная самым передовым вооружением. - Впервые советские летчики осуществили перелет на построенном в Советском Союзе самолете в Америку через Северный полюс, причем без единой посадки. Не перечислить трудовых достижений советских рабочих, колхозников. Советские ученые сделали много научных открытий. Были построены сотни новых городов, заводов, электростанций, исчезла безработица. В колхозах стали использовать трактора и другие машины, значительно облегчавшие труд крестьян. Обучение в школах и институтах, лечение всего народа стало бесплатным. - Давайте прочитаем текст «Страна-труженица» на с. 94–95 учебника. - Почему в 1930-е годы СССР напоминал большую стройку? - Как изменилась жизнь в деревне? - Как называли объединения крестьян? Расшифруйте слово «колхоз» - Все ли крестьяне были рады колхозам? - Чья власть утвердилась в партии и в стране в конце 1920-х годов? - Кого обвиняли, если хозяйственные планы не выполнялись в срок? - Кем их объявляли в таком случаи? | Слушают Читают текст - В это время возникли новые города, были построены тысячи заводов, электростанции, в Москве появилось метро - Их поучали работать коллективно - Колхоз. Коллективное хозяйство - Нет, не все сельские труженики этого хотели - В партии и в стране в конце 1920-х годов утвердилась личная власть И.В. Сталина - Вину возлагали на руководителей заводов, ученых-экономистов, инженеров, рабочих, колхозников - Их объявляли «врагами народа» | Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией. Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять. Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения задавать вопросы, необходимые для реализации собственной дея-ти. |
Закрепление новой темы | - Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить карточку с заданиями, их будет 4. Читайте внимательно вопрос и отвечайте. После мы проверим все эти задания вместе с вами. - Молодцы, ребята. Вы все правильно справились с заданиями. | Выполняют задания | Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией. Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять. Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения задавать вопросы, необходимые для реализации собственной дея-ти. |
| 6.Подведение итогов | - Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги. - С каким периодом советской истории мы сегодня познакомились? - Какие важные события произошли в стране в 1920-1930 гг.? - Сколько республик входило в состав СССР? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроке? - Достигли ли мы поставленных целей? | - «Страницы истории 1920-1930 годов». - В 1922 году появилось новое гос-во - СССР, в 1930-е годы СССР напоминал гигантскую стройку. - 15 - Мы ставили цели познакомиться с новым государством – Советским Союзом, узнать, какие события произошли в это время. - Познакомиться с жизнью нашей страны в 20–30-е годы, научились находить столицы СССР на карте. - Да | Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия дея-ти и речи. Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия. |