kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока истории в 4 классе "Патриотический подвиг К.Минина и Д.Пожарского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

Ход урока

1. Орг. момент

2.Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страницу истории нашей страны.

Но вначале – внимание на экран.

Какой город? (Москва)

Сейчас куда попали? (на Красную площадь)

Что вы видите на экране? ( памятник)

Кто знает, кому воздвигнут этот памятник?

Прочитаем надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»

Кто уже слышал эти имена? Чем знамениты эти люди?

Попробуйте предположить, за что Минину и Пожарскому воздвигли  памятник. (наверное, совершили героический, самоотверженный поступок, т.е. подвиг)

Совершенно верно. Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский действительно совершили подвиг.

Какова же тема нашего урока? («Подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского)

Но подвиги бывают разные.( воинский,  трудовой, патриотический ). Какой же подвиг совершили Минин и Пожарский, вам предстоит определить самим.

3.        Вспомним некоторые важные события из истории нашей страны:

1480 год – освобождение от татаро-монгольского ига

Иван III – при царе Иване III окрепла наша страна. Новый облик приобрела столица – Москва.

Сложилась пословица: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал»

Иван IV  - Россия стала ещё более сильным государством, значительно увеличились её территории. Развивалось печатное дело. Распространялась грамотность, просвещение.

Итак, после смерти Ивана IV (Грозного) на престол взошел его старший сын, Фёдор Иванович.

Что же произошло дальше?

- Откройте учебник на стр. 87. Прочитайте первые 3 абзаца.

(опрос). Что же произошло? (У царя Фёдора не было детей. После его смерти престол опустел.

Что значит, престол опустел? (не была человека царской династии, который бы вступил на престол. Вообще-то, у царя Ивана Грозного был ещё младший сын, царевич Дмитрий. Но он был убит )

 Царская корона несколько раз переходила из рук в руки. Обрушилась ещё беда – голод. В стране воцарился беспорядок, начались народные волнения. Правители, менявшиеся на престоле, не могли наладить жизнь в государстве)

Итак, из сильного государства Россия превратилась в страну волнений и беспорядка.

Как бы вы назвали эти времена? (трудные)

В истории эти времена называются «смутными временами».

Как вы понимаете слово смутные? (неясный, неотчётливый, беспокойный, тревожный)

-Да, действительно. Времена были тревожные, беспокойные. Многие стремились к власти, преследовали только свои, личные интересы. Нередкими были заговоры, обманы и даже убийства. Царский престол пытались занять даже самозванцы – люди, которые выдавали себя за царевича Дмитрия. Так, в истории нашей страны появились имена Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. В народе – волнения и недоверие.

Задание для работы в паре.

- Какова причина наступления смутных времён? (перечитать 3 абзаца)

(Опрос. Причина – царский род прекратился. Нет единого сильного правителя)

- Была ли в истории Руси похожая ситуация? (до нашествия монголо-татарского ига)

Какая угроза возникает над страной, в которой нет единого сильного правителя?

Другие страны стремятся завоевать Россию)

Так случилось и в смутные времена. Кто же напал? Узнаем из 4-го абзаца.

(напали польские захватчики, заняли Москву)

Итак, нет единого сильного правителя - царя, столица – в руках польских захватчиков, помощи ждать неоткуда. Как же выйти из создавшейся ситуации? (объединиться, встать на защиту Родины)

Нужен человек – предводитель. Какими качествами он должен обладать? (честность)

Такой человек нашёлся. Это Кузьма Минин из Нижнего Новгорода (торговый человек, честный и рассудительный. За это уважали его новгородцы, выбрали старостой.) Именно он призвал русских людей встать на защиту родины. Было создано народное ополчение. Что такое народное ополчение? (войско из народа)

Что нужно, чтобы войско имело успех в сражении? (нужно вооружение)

Чтобы вооружить, нужна большая сумма денег. Минин призывает народ собрать средства и  первым жертвует большую сумму денег и драгоценности своей жены.

Рассмотрите картину. Кто в центре? (Минин).Что он делает? Обращается к народу с призывом.

Какие фрагменты говорят о том, что народ откликнулся на призыв?

Кто ещё нужен войску? (полководец)

Выбор пал на князя Дмитрия Пожарского. Почему именно он? Какими качествами он обладал?

Анализ картины «Послы у князя Пожарского»

Дмитрий Пожарский согласился. Ополчение двинулось к Москве. На пути к ним присоединялись ополченцы из других городов.

Мы тоже присоединимся к ним хотя бы виртуально.(физминутка)

Ополчение подошло к Москве в августе 1612 года. На пути встречают войско, спешившее на помощь полякам. Начался бой.

Рассмотрите картину.

Анализ картины «Минин и Пожарский»

Кто изображён? Докажите, что это народное ополчение. (Минин – без доспехов) Какой момент изображён? (идёт бой с поляками).

Сначала поляки стали нас теснить. Но Минин, взяв 300 ополченцев, ударил неприятелю в тыл. Победа оказалась на нашей стороне. Что хотел сказать автор своей картиной? Народ и знатные люди – едины.

Итак, польский гарнизон, захвативший Кремль и Китай – город остались без помощи. Что же было дальше, узнаете из учебника. Стр. 88 – 3 абзац.

(опрос), ( они сложили оружие)

Москва была освобождена.

Рабочая тетрадь 2, стр. 31. Выберите только те слова и даты, которые относятся к теме сегодняшнего урока.

Страна освобождена от польских захватчиков. Что ещё нужно, чтобы смутное время прекратилось и не продолжалось? (выбрать царя) На царский престол избрали 16-летнего Михаила Романова. Началась династия Романовых. Запомним дату – 1613 год. Запишем в рабочие тетради.

Минин и Пожарский стали национальными героями. Через двести лет, в 1818 году, им был воздвигнут памятник. Вернёмся к началу нашего урока. Какой же подвиг совершили Минин и Пожарский? (патриотический)

Память об их подвиге дошла до наших дней.

4 ноября – государственный праздник, день народного единства.

Подводя итог урока, давайте подумаем, актуальна ли тема народного единства в наше время?

 Какой можно сделать вывод?  ( чтобы преодолеть трудности, победить, нужно объединиться)

Когда мы едины – мы непобедимы!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории в 4 классе "Патриотический подвиг К.Минина и Д.Пожарского"»

Урок окружающего мира в 4 классе


Учебник: «Мир вокруг нас. 4 класс, часть 2» авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова

Тема урока: «Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского»


Тип урока: урок открытия нового


Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой учебной информации (патриотический подвиг Минина и Пожарского в период смутного времени), применения её в знакомой и новой учебных ситуациях.


Задачи урока:

  • Обучающая: способствовать формированию понятий «смутное время», «патриотический подвиг»; формировать умение работы с текстом, анализировать, обобщать, делать выводы.

  • Развивающая: развивать речь, память, самостоятельность мышления.

  • Воспитывающая: воспитание патриотизма, чувства сплочённости, уважения к подвигам предыдущих поколений.



Технологическая карта урока окружающего мира

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Проверяет готовность класса к работе

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страницу истории нашей страны.

Но вначале – внимание на экран.

Какой город? (Москва)

Сейчас куда попали? (на Красную площадь)

Что вы видите на экране? ( памятник)

Кто знает, кому воздвигнут этот памятник?

Прочитаем надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»

Кто уже слышал эти имена? Чем знамениты эти люди?


Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные

(умение строить речевое высказывание)


3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)

Попробуйте предположить, за что Минину и Пожарскому воздвигли памятник. (наверное, совершили героический, самоотверженный поступок, т.е. подвиг)

Совершенно верно. Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский действительно совершили подвиг.

Какова же тема нашего урока? («Подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского)

Но подвиги бывают разные.( воинский, трудовой, патриотический ). Какой же подвиг совершили Минин и Пожарский, вам предстоит определить самим.


Участвуют в обсуждении

Регулятивные

(умение определять цель деятельности на уроке)

4. Построение проекта выхода из затруднения








































































































5. Первичное закрепление


















Вспомним некоторые важные события из истории нашей страны:


1480 год – освобождение от татаро-монгольского ига


Иван III – при царе Иване III окрепла наша страна. Новый облик приобрела столица – Москва.

Сложилась пословица: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал»


Иван IV - Россия стала ещё более сильным государством, значительно увеличились её территории. Развивалось печатное дело. Распространялась грамотность, просвещение.


Итак, после смерти Ивана IV (Грозного) на престол взошел его старший сын, Фёдор Иванович.

Что же произошло дальше?


- Откройте учебник на стр. 87. Прочитайте первые 3 абзаца.

(опрос). Что же произошло? (У царя Фёдора не было детей. После его смерти престол опустел.

Что значит, престол опустел? (не было человека царской династии, который бы вступил на престол. Вообще-то, у царя Ивана Грозного был ещё младший сын, царевич Дмитрий. Но он был убит )

Царская корона несколько раз переходила из рук в руки. Обрушилась ещё беда – голод. В стране воцарился беспорядок, начались народные волнения. Правители, менявшиеся на престоле, не могли наладить жизнь в государстве)


Итак, из сильного государства Россия превратилась в страну волнений и беспорядка.

Как бы вы назвали эти времена? (трудные)

В истории эти времена называются «смутными временами».

Как вы понимаете слово смутные? (неясный, неотчётливый, беспокойный, тревожный)


-Да, действительно. Времена были тревожные, беспокойные. Многие стремились к власти, преследовали только свои, личные интересы. Нередкими были заговоры, обманы и даже убийства. Царский престол пытались занять даже самозванцы – люди, которые выдавали себя за царевича Дмитрия. Так, в истории нашей страны появились имена Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. В народе – волнения и недоверие.



Задание для работы в паре.

- Какова причина наступления смутных времён? (перечитать 3 абзаца)

(Опрос. Причина – царский род прекратился. Нет единого сильного правителя)

- Была ли в истории Руси похожая ситуация? (до нашествия монголо-татарского ига)


Какая угроза возникает над страной, в которой нет единого сильного правителя?

Другие страны стремятся завоевать Россию)

Так случилось и в смутные времена. Кто же напал? Узнаем из 4-го абзаца.

(напали польские захватчики, заняли Москву)


Итак, нет единого сильного правителя - царя, столица – в руках польских захватчиков, помощи ждать неоткуда. Как же выйти из создавшейся ситуации? (объединиться, встать на защиту Родины)

Нужен человек – предводитель. Какими качествами он должен обладать? (честность)

Такой человек нашёлся. Это Кузьма Минин из Нижнего Новгорода (торговый человек, честный и рассудительный. За это уважали его новгородцы, выбрали старостой.) Именно он призвал русских людей встать на защиту родины. Было создано народное ополчение. Что такое народное ополчение? (войско из народа)

Что нужно, чтобы войско имело успех в сражении? (нужно вооружение)

Чтобы вооружить, нужна большая сумма денег. Минин призывает народ собрать средства и первым жертвует большую сумму денег и драгоценности своей жены.


Рассмотрите картину. Кто в центре? (Минин).Что он делает? Обращается к народу с призывом.

Какие фрагменты говорят о том, что народ откликнулся на призыв?


Кто ещё нужен войску? (полководец)

Выбор пал на князя Дмитрия Пожарского. Почему именно он? Какими качествами он обладал?

Анализ картины «Послы у князя Пожарского»


Дмитрий Пожарский согласился. Ополчение двинулось к Москве. На пути к ним присоединялись ополченцы из других городов.

Мы тоже присоединимся к ним хотя бы виртуально.(физминутка)


Ополчение подошло к Москве в августе 1612 года. На пути встречают войско, спешившее на помощь полякам. Начался бой.

Рассмотрите картину.

Анализ картины «Минин и Пожарский»

Кто изображён? Докажите, что это народное ополчение. (Минин – без доспехов) Какой момент изображён? (идёт бой с поляками).

Сначала поляки стали нас теснить. Но Минин, взяв 300 ополченцев, ударил неприятелю в тыл. Победа оказалась на нашей стороне. Что хотел сказать автор своей картиной? Народ и знатные люди – едины.

Итак, польский гарнизон, захвативший Кремль и Китай – город остались без помощи. Что же было дальше, узнаете из учебника. Стр. 88 – 3 абзац.

(опрос), ( они сложили оружие)

Москва была освобождена.


Отвечают на вопросы























Работа по учебнику. Анализ прочитанного






































Работа в парах. Анализ, выбор ответа.








Участвуют в обсуждении





























Работа в парах по репродукциям картины.

Анализ картины.



Отвечают на вопросы.



Работа по картине.







Выполняют физминутку





Работа по картине














Работа по учебнику.

Коммуникативные

(умение оформлять мысли в устной форме, умение работать в парах)


Познавательные

(умение на основе анализа объектов делать выводы, умение извлекать информацию из текста, умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт, информацию, полученную на уроке)




















































































Познавательные

Логические (анализ, синтез)

Коммуникативные

(работа в парах)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Рабочая тетрадь 2, стр. 31. Выберите только те слова и даты, которые относятся к теме сегодняшнего урока.

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

Регулятивные


Страна освобождена от польских захватчиков. Что ещё нужно, чтобы смутное время прекратилось и не продолжалось? (выбрать царя) На царский престол избрали 16-летнего Михаила Романова. Началась династия Романовых. Запомним дату – 1613 год. Запишем в рабочие тетради.


Минин и Пожарский стали национальными героями. Через двести лет, в 1818 году, им был воздвигнут памятник. Вернёмся к началу нашего урока. Какой же подвиг совершили Минин и Пожарский? (патриотический)

Память об их подвиге дошла до наших дней.

4 ноября – государственный праздник, день народного единства.

Отвечают на вопросы. Работают в тетрадях.


9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Подводя итог урока, давайте подумаем, актуальна ли тема народного единства в наше время?

Какой можно сделать вывод?

( чтобы преодолеть трудности, победить, нужно объединиться)

Когда мы едины – мы непобедимы!

Отвечают на вопросы

Личностные (определение жизненной позиции), регулятивные



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Климачева Екатерина Анатольевна

Дата: 22.06.2017

Номер свидетельства: 422929


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства