Технологическая карта урока на тему
«Крестовые походы»
(военно -религиозные экспедиции произошедшее в Средние века и имевшее огромные последствия для Запада и Востока)
Преподаватель: Мухамедьяров А.Р.
Вид урока: смешанный
Тип урока: урок-исследование
Форма урока: традиционная
Цель: Создать представление о Крестовых походах:
-причины;
-ход;
-последствия.
Задачи:
образовательная:
- определить причины Крестовых походов,
- изучить состав их участников, ход
- определить результаты;
развивающая (коррекционно-управленческая): развивать умения коллективной и индивидуальной работы, умения по работе с текстом, аналитические способности учащихся, мышление;
воспитательная (регулятивная): воспитывать нравственность и уважение к представителям разных народов и религий, умение давать оценку поступкам людей, воспитывать интерес и любовь к урокам истории.
Оснащение урока:
- источник - документ из речи «Выступления папы Урбана II в Клермоне»;
- электронная презентация;
- карточки с заданиями.
Ход урока
- Орг. момент
Наведение учащихся на тему урока, постановка целей и задач
План урока:
1. Повторение темы «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»
1. Понятие «Крестовые походы»
2. Определение причин
3. Ход походов, участники и их цели
4. Определение последствий Крестовых походов
5. Обобщение и закрепление материала
Основная часть
Организационные моменты: проектор настроен на показ слайдов по теме. Воспитанники встают и приветствуют учителя, а учитель воспитанников. Учитель проверяет присутствие воспитанников на уроке.
Проверка домашнего задания (повторение темы «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»
Вопросы:
- Каким образом церковь богатела и стала могущественной?
- Когда и почему церковь разделилась?
- Как папы боролись за светскую власть?
- Против чего выступали еретики?
- Как церковь боролась с еретиками?
- Что такое инквизиция?
Учитель: сегодня мы узнаем, как европейцы организовали грандиозные религиозно-военные экспедиции на Восток в XI-XIII веках.
Тема нашего урока?
Воспитанники: Крестовые походы
Учитель раздает воспитанникам фрагменты из речи папы римского Урбана II 18 ноября 1095 году в городе Клермоне во Франции, который разжег в сердцах европейских христиан стремление освободить «Святую землю» и «Гробь господен»
Задание №1. Работая с историческим документом, выяснить причины крестовых походов.
Из выступления папы Урбана 11 в Клермоне
"Народ франков… К вам обращается моя речь. От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота…, что народ персидского царства (турки сельджуки), народ проклятый, чужеземный, далекий от бога, отродье, сердце и ум которого не верит в господа, напал на земли тех христиан (Палестину), опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил… Церкви же божии или срыл до основания, или обратил на свое богослужение (мусульманское)… Кто же им поможет, кроме Вас… Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого… И других ваших властителей… В особенности же к вам должна взывать святая гробница спасителя и господа нашего, которою владеют нынче нечестные (мусульманские) народы… Земля, которую вы населяете (Европа), сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна, и едва дает хлеб своим обрабатывателям. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите смертельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие. Предпримите путь к гробу святому; отберите ту землю у нечестного народа и подчините ее себе. Земля та… "течет медом и молоком". Иерусалим — плодоноснейший перл земли, второй рай…"
Вопросы к классу:
1.Для чего папа призывал участвовать в походе христиан?
2Что обещал папа Урбан II участникам похода в городе Иерусалим?
3.Назовите причины крестовых походов.
-
Задание №2 Работая по карточкам с вопросами.
Учитель:
Теперь мы разделимся на несколько групп и сообща ответим на вопросы о ходе Крестовых походов.
Каждой группе раздается карточка с заданиями.
Задания по тексту учебнику:
Подготовить сообщение о походе бедноты
Подготовить сообщение о Первом крестовом походе. Какие новые государства возникли?
Подготовить сообщение о возникновение духовно-рыцарских орденов
Подготовить сообщение о борьбе мусульманских народов против крестоносцев и о Втором крестовом походе
Подготовить сообщение о Третьем крестовом походе
Подготовить сообщение Четвертом крестовом походе
Физкультурная минутка
Задание №3.
Вопросы на размышление с направлением учителя на правильные ответы:
Почему крестовые походы угасли?
Какие отрицательные последствия были в Крестовых походах?
Какие положительные результаты были в Крестовых походах?
Задание на воспитание нравственности и уважение к представителям разных народов и религий, умение давать оценку поступкам людей
Вопрос на размышление:
-Почему христиане воевали с мусульманами, в чем была причина ненависти друг к другу?
- Приемлемы ли для нас идеи крестоносцев
- Как должны строится отношения между людьми разных народов и религий?
Подведение итогов
Обобщающие вопросы:
- Что стало причиной Крестовых походов?
- Сколько Крестовых походов на Восток было организовано?
- Какие новые государства на Востоке возникли?
- Какие последствия имели Крестовые походы?
Рефлексия
сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было трудно…
я выполнял(а) задания…
я научился…
у меня получилось …
я смог(ла)…
меня удивило…
мне захотелось…
Домашнее задание:
Полностью читать §17;
заполнить таблицу на странице 149