Технологическая карта открытого занятия:
Тема:«Правила хорошего тона за инструментом»
Цель:Обобщить знания учащихся об основных правилах поведения за инструментом в сольном, ансамблевом, концертных выступлениях.
Задачи урока:
-Воспитывать музыкальную культуру учащихся.
-Развивать эстетический вкус.
-Сформировать у учащихся понятия концертного ансамблевого и сольного исполнения.
Технологии:
Здоровье-сберегающие
ИКТ
Развивающая
Оборудование:
Пианино, нотный материал, компьютер, экран, проектор.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Вид:Урок-обобщение.
Исполняемая программа:
1.Бектурсунова Дана 1 класс «Менуэт» В.Моцарт
2. Худякова Яна 2 класс «Игра в лошадки» Б. Дальденбаев
3. Алтынбекова Данэля 1 класс «Дровосек» рнп,
«Солнечный зайчик» Волков
4. Бектурсунова Даниэла 1 класс «Пастораль» Векерлен.
Здравствуйте, дорогие коллеги, ученики, родители!
Тема нашего занятия: «Правила хорошего тона». Вы, наверное, догадываетесь, о чём пойдёт речь. Но, сначала, давайте поговорим о нашем инструменте-фортепиано. В слове «фортепиано» вложен достаточно серьёзный смысл, оно объединяет в себе целый класс Клавишно-струнных инструментов. Сам термин произошёл от слияния двух итальянских слов «forte» и «piano», что в переводе означает «громко» и «тихо». Но история не начиналась с фортепиано, у него есть предшественники: это клавесины и, появившиеся немного позже, клавикорды. Как и полагается предшественникам, они обладали рядом недостатков, такими как, быстро угасающий звук, невозможность снижения или повышения громкости звука, что в свою очередь ограничивало неповторимые черты музыки и лишало её определённой динамики.
Как ни странно, но на появлении фортепиано в нашей жизни повлияло изобретение инструментов-скрипок и альтов. Композиторы, появившиеся в Европе позже, и вдохновлённые звучанием мощных струнных инструментов, остро ощущали нехватку выразительных клавишных инструментов. Клавесины, клавикорды и спинеты, разновидность клавесина, не могли аккомпанировать скрипкам и составить им равноценный дуэт в концертных залах.
Итальянец Бартоломео Кристофори делал клавесины для флорентийского двора. Давайте послушаем звучание клавесина. «Маленькая прелюдия» c moll И.С. Бах.
Бартоломео развлекал гостей, а на досуге и придумал заменить сам принцип звукоизвлечения: вместо того, чтобы «дёргать» за струны, как это сделано в клавесине, он придумал «бить» по ним молоточками, что позволяло менять громкость игры. Отсюда и название инструмента- «gravicembalo col piano e forte» - то есть клавесин, на котором можно играть тише и громче. Кристофори изобрёл фортепиано.
Как известно из современных источников, в 1711 году уже существовало 4 инструмента работы Кристофори, а к 1726 году он уже довёл инструмент почти до современного вида. Струны инструмента звучали от ударов по ним лёгких молоточков. Громкость звука регулировалась педалями. Созданная им в 1726 г. модель фортепиано не сильно отличается от современных моделей.
Сейчас существует две его разновидности: рояль и пианино. Рояль (от французского royal-королевский, царственный) имеет крыловидный корпус, механика и струны расположены горизонтально. Он предназначен для концертного исполнительства. В пианино (с итальянского pianino означает «маленькое фортепиано») механика и струны расположены вертикально. Современную форму и конструкцию оно приобрело только к середине XIX века. Вы прослушали краткую историю, происхождения нашего инструмента. Л.В.-Скажите, как назывался его предшественник?
Уч-ся- Клавесин.
Л.В.- Но в наше время прогресс не стоит на месте, поэтому появилось электронное пианино, на котором можно изменить звучание. Например, на клавесин. «Менуэт» композитора В.А.Моцарт, был сочинен как раз в эпоху клавесина.
Л.В.- Что такое менуэт, Данэля?
Даниэла- Это старинный придворный французский танец в размере ¾. Темп умеренный. Характер изящный. (Исполнение).
Л.В.- Как мы работали над этим произведением?
Даниэла- Мы разделили его на три эпизода: танец, ссора (где появляются знаки ми бемоль, фа диез), потом согласие. Возвращается тональность фа мажор.
Л.В.- Вот мы с вами побывали в прошлом. А теперь вернёмся в наши дни. Давайте немножко побеседуем. Вы все очень любите свой инструмент, ведь правда? Инструмент наш, великолепен и имеет полное право на то, чтобы мы обращались к нему на Вы! Ваше величество – фортепиано! И вы должны знать правила хорошего тона обращения к тем, кто старше вас. Кто может их перечислить?
Яна- В школе необходимо здороваться при встрече со всеми учителями, и с теми, у которых не обучаешься. Это знак вежливости и уважения. Прежде, чем зайти в класс, необходимо постучать в дверь кабинета и только после стука открыть дверь, войти и поздороваться со всеми
Дана - Садиться за инструмент надо только с чисто вымытыми руками и подстриженными ногтями. Сидеть с ровной спиной на третьей части стула. Ноги устойчиво стоят на полу или подставке. Плечи опущены. Пальцы при свободной руке полусогнуты, а кисть гибкая и подвижная. Локти чуть разведены в стороны, находятся над уровнем клавиш.
Яна - Когда урок заканчивается ученик говорит : «Спасибо за урок. До свидания».
Л.В.- Все вспомнили правила поведения на уроке и за инструментом. Ну, молодцы! А теперь, давайте поговорим вот ещё о чём. Помимо того, что мы должны быть чистыми и опрятными, садясь за инструмент. Мы должны также «уважать» произведения, которые мы исполняем. То есть. Мы должны грамотно относится к нашему тексту. Стараться играть, выполняя композиторский замысел. Это значит, соблюдать штрихи, динамику, выполнять кульминацию, правильно завершать фразы. Следующее произведение «Игра в лошадки» композитора Бейбита Дальденбаева. (Исполнение) Расскажи, Яна, о своём произведении.
Яна- В моём произведении 2 части. Первая спокойная, плавная, мелодия в девой руке, в правой арпеджиато- это приём игры, когда звуки играются по очереди, от нижнего к верхнему. Используется педаль на первую долю. Нога на педаль ставится не вся, а только носок на край педали. Вторая часть более подвижная, яркая. В ней контрастная динамика piano и forte. Пальцы здесь должны быть очень цепкие, активные, ловкие. Для того чтобы наш инструмент зазвучал ярко, красочно.
Л.В.- А теперь, давайте побеседуем с вами на такую тему. Как вести себя на экзаменах и концертах. Вот, например, в этом году наши первоклассники сдавали свой первый экзамен в этом зале. Как вы себя вели при этом? Кто хочет сказать? Данэля!
Данэля - Мы оделись нарядно, обязательно на ногах туфли. Выходим на середину зала, кланяемся, затем проходим к инструменту, садимся. Ноги должны стоять крепко, устойчиво. Пятки прижаты к полу. У кого ноги не достают до пола - тем ставится подставка. Подумали о настроении и характере своего произведения, затем начинаем играть. Мы исполняли две пьесы, поэтому после первой нужно обязательно убрать руки на колени и настроиться на вторую. Играем. Затем убираем руки, встаём из-за инструмента, выходим на середину зала, кланяемся и проходим к зрителям.
Л.В.- Молодец, Данэля! Ты всё очень подробно рассказала. Но, скажите пожалуйста, у всех ли получилось на первом выступлении не растеряться и выполнить все правила исполнения и поведения на сцене? (ответы уч-ся). Данэля, теперь покажи нам на практике, как должен вести себя артист (уч-ся объявляет и исполняет произведения).
Л.В. «Дровосек». Здесь у тебя два голоса разговаривают. Чтобы было понятнее тебе, кем мы их обозначили?
Данэля- Дед Мороз и Снегурочка. Снегурочка разговаривала в среднем регистре. А Дед Мороз в нижнем. И ещё я нарисовала рисунок к этой пьесе.
Л.В.- А вторая пьеса по характеру совершенно другая у тебя. Какая?
Данэля- Подвижная, быстрая. На стаккато. Пальчики ловкие, быстрые.
Л.В.- Помнишь мы с тобой какого зайчика представляли. Что он то катится кубарем с горки, то скачет. Дети, скажите, пожалуйста, вам понравилось выступление Данэли? Было понятно - где у нас Дед Мороз со Снегурочкой, а где -Зайчик?
Уч-ся- Да.
Л.В. – Назовите пожалуйста какие способы и приемы использовала Данэля, которые помогли вам услышать эти образы?
Дети – Штрихи, динамика, темп, регистры.
Л.В.- Ну, хорошо. А теперь, давайте поговорим о том, как нужно вести себя, когда вы сидите на концерте как слушатели?
Яна- Слушать внимательно каждого исполнителя.
Даниэла- Не разговаривать. Не шуметь. Не ходить во время выступления.
Данэля- Отключить сотовые телефоны.
Л.В.- Молодцы. Всё верно. Ещё один момент. Вы знаете с подготовительного класса, что кроме сольного исполнения (когда выступает один человек) существует игра в ансамбле. Что такое ансамбль?
Даниэла - Это одновременная игра двух или более человек.
Л.В. - Правильно. И в ней тоже есть свои правила. Сейчас в исполнении Даны Бектурсуновой и меня прозвучит ансамбль «Пастораль» композитора Векерлена. Что такое Пастораль, Дана?
Даниэла - Это изображение картин природы и сельской жизни. Пьеса безмятежного, спокойного плана. (Играем, выполняя следующие действия:)
1) Остановитесь перед каждым знаком репризы и подробно обсудите, стоит ли повторять эту часть. Публика это любит.
2) Если кто-то сыграл неправильную ноту, сердито посмотрите на него.
3) Не жалейте времени на переворачивание страниц.
4) Если все сбились, кроме вас, сделайте вид, что вы тоже сбились.
5) Обозначения лиг, динамики соблюдать не нужно. Они нужны для того, чтобы разнообразить нотный текст.
6) Если ансамблю пришлось остановиться из-за вас, объясните подробно, почему вы сбились. Это всем интересно.
7) Если вы сбились окончательно, остановите всех и скажите: «Я думаю, надо настроить инструменты!»
Л.В.- Что вы можете сказать по поводу нашего выступления?
Уч-ся- Вы играли одинаковые партии, останавливались, делали паузы в ненужных местах, разговаривали во время игры.
Л.В.- Да, верно. А как нужно правильно исполнять ансамбль?
Даниэла- Нельзя останавливаться во время исполнения. Нужно соблюдать все композиторские указания. Начинать и заканчивать одновременно. Аккуратно переворачивать страницы. Быть партнёрами.
Л.В.- Согласны? Ну, а теперь послушайте нас ещё раз. Исполняем. Всё верно?
Уч-ся - Да, теперь правильно.
Л.В.- Ну вот и подошёл к концу наш урок. Что нового вы узнали? Что интересного?
Уч-ся - Мы познакомились с правилами поведения в нашей школе, за инструментом фортепиано. Поняли, что инструмент нужно уважать, учиться ладить с ним, не бояться делиться с инструментом своими чувствами и эмоциями когда разучиваешь пьесы. Лучше узнали его историю. Познакомились с правилами игры в ансамбле. Повторили правила поведения на концерте. Следовать точно всем замыслам композиторов, произведения которых мы играем.
Л.В.- Хорошо, молодцы. Я приготовила для вас памятку, которая была составлена по «Жизненным правилам для музыкантов» композитором Робертом Шуманом в 1850 году. Она актуальна и сейчас для нас, она поможет вам в дальнейшей вашей учёбе. Я выбрала для вас подходящие высказывания:
1) Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев.
2) Играй ритмично.
3) Никогда не бренчи. Всегда играй пьесу до конца и никогда не бросай на половине.
4) Старайся играть лёгкие пьесы хорошо и красиво. Это лучше, чем посредственно играть трудные.
5) Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен также уметь напевать её про себя без инструмента.
6) Не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т.д. Это придаст твоей игре свободу и живость.
7) Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.
8) Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и науками.
9) Развитие слуха- это самое важное.
10) Ученью нет конца.
Всё вам понятно в этой памятке?
Дети- Да.
Л.В.- Я, думаю, что мы с вами будем стараться следовать этим правилам и у нас многое получится. Спасибо за урок.