Методическая разработка урока по истории Отечества по теме «Правление Ярослава Мудрого» в 7 классе VIII вида
Методическая разработка урока по истории Отечества по теме «Правление Ярослава Мудрого» в 7 классе VIII вида
Методическая разработка урока по истории Отечества по теме «Правление Ярослава Мудрого» в 7 классе VIII вида
Учитель истории: Попова Галина Николаевна
Учебное учреждение: ГБОУ школа № 487 Выборгского района Санкт – Петербурга
Тема урока: «Правление Ярослава Мудрого»
Цель урока: доказать, что при Ярославе Мудром были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке.
Задачи урока:
- выяснить, почему Ярослав получил прозвище Мудрый;
- охарактеризовать значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси;
- раскрыть законодательную деятельность Ярослава Мудрого; раскрыть историческую сущность «Русской Правды»;
- сформировать у учащихся умения построения и реализации новых знаний: заполнение таблицы, индивидуальная работа с текстом учебника, историческими картами, историческими документами;
- способствовать формированию чувства уважения к личности князя Ярослава Мудрого.
Планируемые результаты обучения:
Предметные
учащиеся узнают
- о том, почему Ярослав получил прозвище Мудрый;
- о деятельности Ярослава Мудрого по укреплению государственности на Руси;
- о законодательной сущности «Русской Правды».
Предметные УУД:
учащиеся умеют
- работать с текстом учебника;
- объяснять смысл исторических понятий;
- давать характеристику историческим личностям по плану;
- извлекать необходимую информацию из изображений;
- называть хронологические рамки изучаемого периода истории России.
Метапредметные УДД
Коммуникативные УУД:
- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Регулятивные УУД:
- формирование самостоятельности в поиске и выделении необходимой информации в тексте учебника.
Познавательные УУД:
- самостоятельно осуществлять поиск информации;
- делать простейший анализ, сравнивать, обобщать факты и явления, делать выводы и применять знания в практической работе;
- давать определения понятий.
Личностные УУД:
- формирование познавательного интереса к изучению нового;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных учебных ситуациях;
- социальная адаптация.
Основные термины и понятия: междоусобица, закон, вира, удел.
Основные ресурсы:
Учебник: Пузанов Б.П. История России : учебник для 7 класса спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида /Б.П. Пузанов и др. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 311 с. : ил.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: урок исследование.
Технологическая карта урока (извините, пожалуйста, но карта в таблице не загружается, а в разработке урока она есть)
Название этапа урока. Цели этапа урока Содержание этапа урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результат
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
I.Организационный этап.
У каждого из нас есть фамилия, имя и отчество. Но в XI веке каждый родившийся ребенок имел только имя. У взрослых людей могли появиться прозвища. У князей Древней Руси тоже были прозвища: Владимир Красное Солнышко, Всеволод Большое Гнездо, Андрей Боголюбский.
Сегодня вы узнаете о киевском князе Ярославе, которого народ прозвал Мудрым.
Поэтому тема нашего урока называется… Я думаю, вы и сами догадались. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Конечно, о личности Ярослава Мудрого и о его деятельности по укреплению Древнерусского государства. Запишите тему урока в тетрадь.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
«Мозговой штурм»
Как вы думаете, какого человека можно назвать мудрым? (Умного, доброго, образованного, умелого и т.д.)
Значит, князь Ярослав был образованным человеком, умным и мудрым правителем, если народ дал ему такое прозвище. Вам предстоит сегодня узнать, в чем же состояла мудрость политики, проводимой князем Ярославом.
IV. Актуализация знаний учащихся сделал много для укрепления Древнерусского государства. Но после его смерти в 1015 году наступили тяжелые времена. Власть перешла к сыновьям Владимира, которые постоянно враждовали между собой.
В результате этой борьбы за киевский престол великим князем стал сын Владимира Ярослав.
Демонстрация портрета Я. Мудрого.
Произошло это в 1019 году.
Работа с «Лентой времени»
Занесите эту дату на «Ленту времени» в свои тетради.
V. Усвоение новых знаний.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.
Работа с текстом учебника
Сейчас нам предстоит узнать, что же полезного сделал князь Ярослав для русского государства.
Для этого мы обратимся к тексту учебника на странице 156 – 158.
Задание учащимся: прочитать текст учебника и выписать все, что сделал Ярослав для укрепления государства.
Громкое чтение «по цепочке»
Выделение главной мысли в тексте
Формулирование пункта плана
После чтения одного абзаца ученик пытается выделить главную мысль в данном отрывке текста и сформулировать пункт плана.
Остальные учащиеся помогают в правильности формулировки пункта плана.
В результате чтения пункты плана фиксируются на доске и в тетрадях учащихся.
Дела Ярослава Мудрого по укреплению государства
Построил новые города для укрепления границ (Юрьев, Ярославль).
Укрепил столицу Руси Киев.
Разгромил печенегов.
Развивал торговые отношения с Византией и другими государствами.
Породнился с правителями других стран.
Начал чеканить русские монеты из серебра.
Назначал киевского митрополита из русских людей.
Создал первый русский сборник законов «Русская правда».
Сейчас, вы познакомитесь с некоторыми законами «Русской правды».
Работа с документом
Закон из «Русской Правды»
Если убьет свободный человек свободного, то мстит брат за убийство брата, сын за отца, или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры. Если не будет никого, кто бы отомстил, то выплатить убийце князю 40 гривен за голову убитого.
Вопрос:
Какое наказание по «Русской Правде» Ярослава Мудрого полагается убийце за его преступление, если у убитого не было родственников?
Убийцу казнили;
убийца скрывался за границей;
убийца платил виру.
Закон из «Русской правды»
«Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскивать деньгами в казну: за голову боярина или граждан именитых – 80 гривен; за повара, конюха, купца, за всякого свободного человека – 40 гривен».
Чья жизнь ценилась дороже: знатных людей или простых свободных людей?
Стоимость понижалась в зависимости от социального положения убитого.
Законы Ярослава определяли денежное наказание и за всякое насилие: «За удар мечом обнаженным или его рукоятью, тростью и т. д.».
Видимо, такими большими денежными наказаниями пытались сберечь жизнь людей при тогдашней редкости денег. Дети Ярослава затем отменят даже законную месть родственников.
Оградив безопасность людей, Ярослав постарался узаконить и некоторые уклады гражданской жизни. Например, нашедший у кого-нибудь украденную у него вещь мог взять ее тотчас же, или, если возник спор, надлежало вести вора на свод и допытываться, каким образом попала к нему украденная вещь. В случае неразрешимости спора между истцом и ответчиком дело решалось судом из двенадцати выбранных человек.
Без Ярославовой «Правды» мы не знали бы, что древние наши предки, подобно и некоторым другим народам, использовали железо и воду для определения истинного преступника. «Не имея никаких свидетелей, сам истец доказывает правоту свою железом».
Работа по картине
Обвиняемый брал в голую руку раскаленное железо или вынимал рукой кольцо из кипятка, после чего судья обвязывал и запечатывал рану. Если через три дня на руке не оставалось язвы или знака ожога на коже, то невиновность была доказана.
Самые древние законы были в основном уголовные.
За свою жизнь Ярослав сделал много, что достойно войти в великие княжеские деяния, но «Русская Правда» – самое главное его творение, за которое его и назвали Мудрым.
Тридцать пять лет правил Ярослав и оставил о себе память в народе как о мудром правителе. Умер он в 1054 году.
При Ярославе русское государство стало еще более крепким и могучим.
VI. Первичное закрепление.
Беседа по вопросам:
Назовите годы правления Ярослава Мудрого.
Что сделал Ярослав для укрепления Русского государства?
Что такое «Русская правда»?
Кого прежде всего защищали законы «Русской правды»?
Как вы думаете, правильно люди прозвали князя Ярослава Мудрым?
Организует дискуссию по вопросам..
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Принимают участие в дискуссии.
Осознанно строят речевые высказывания.
Воспринимают ответы обучающихся.
Самопроверка.
Умеют применить приобретенные знания на практике при ответах на вопросы.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Прочитать текст учебника на стр. 156-159 и ответить на вопросы на стр. 159.
Прочитать Рассказ для дополнительного чтения на стр.160 «Законы о наследстве» и ответить на вопросы к нему. (Сильным ученикам).
Индивидуальные задания: прочитать указанные учителем абзацы, дать ответ на 3 вопрос на стр. 159. (Слабым ученикам).
VIII. Итоги урока.
IX. Рефлексия.
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории Отечества по теме «Правление Ярослава Мудрого» в 7 классе VIII вида »
Методическая разработка урока по истории Отечества по теме «Правление Ярослава Мудрого»
в 7 классе VIII вида
Учитель истории: Попова Галина Николаевна
Учебное учреждение: ГБОУ школа № 487 Выборгского района Санкт – Петербурга
Тема урока: «Правление Ярослава Мудрого»
Цель урока: доказать, что при Ярославе Мудром были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке.
Задачи урока:
- выяснить, почему Ярослав получил прозвище Мудрый;
- охарактеризовать значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси;
- раскрыть законодательную деятельность Ярослава Мудрого; раскрыть историческую сущность «Русской Правды»;
- сформировать у учащихся умения построения и реализации новых знаний: заполнение таблицы, индивидуальная работа с текстом учебника, историческими картами, историческими документами;
- способствовать формированию чувства уважения к личности князя Ярослава Мудрого.
Планируемые результаты обучения:
Предметные
учащиеся узнают
- о том, почему Ярослав получил прозвище Мудрый;
- о деятельности Ярослава Мудрого по укреплению государственности на Руси;
- о законодательной сущности «Русской Правды».
Предметные УУД:
учащиеся умеют
- работать с текстом учебника;
- объяснять смысл исторических понятий;
- давать характеристику историческим личностям по плану;
- извлекать необходимую информацию из изображений;
- называть хронологические рамки изучаемого периода истории России.
Метапредметные УДД
Коммуникативные УУД:
- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Регулятивные УУД:
- формирование самостоятельности в поиске и выделении необходимой информации в тексте учебника.
Познавательные УУД:
- самостоятельно осуществлять поиск информации;
- делать простейший анализ, сравнивать, обобщать факты и явления, делать выводы и применять знания в практической работе;
- давать определения понятий.
Личностные УУД:
- формирование познавательного интереса к изучению нового;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных учебных ситуациях;
- социальная адаптация.
Основные термины и понятия: междоусобица, закон, вира, удел.
Основные ресурсы:
Учебник: Пузанов Б.П. История России : учебник для 7 класса спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида /Б.П. Пузанов и др. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 311 с. : ил.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: урок исследование.
Технологическая карта урока
Название этапа урока.
Цели этапа урока
Содержание этапа урока
Формы работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Результат
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
I.Организационный этап.
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает благоприятный психологический настрой на работу.
Приветствуют учителя.
Организуют свои рабочие места.
Создан благоприятный психологический настрой на работу на уроке.
II. Постановка цели и задач урока.
Подвести учащихся к самостоятельному формулированию темы урока, цели и задач урока.
У каждого из нас есть фамилия, имя и отчество. Но в XI веке каждый родившийся ребенок имел только имя. У взрослых людей могли появиться прозвища. У князей Древней Руси тоже были прозвища: Владимир Красное Солнышко, Всеволод Большое Гнездо, Андрей Боголюбский.
Сегодня вы узнаете о киевском князе Ярославе, которого народ прозвал Мудрым.
Поэтому тема нашего урока называется…
Я думаю, вы и сами догадались. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Конечно, о личности Ярослава Мудрого и о его деятельности по укреплению Древнерусского государства.
Запишите тему урока в тетрадь.
Организует диалог с обучающимися по изучаемой теме.
Выдвигают варианты названия темы урока. Участвуют в беседе.
Вступают в диалог с учителем;
пытаются определить тему урока, вовлекаются в активную познавательную деятельность.
Принимают и сохраняют учебные цель и задачи урока.
Обучающиеся формулируют тему урока.
Включаются в учебный процесс.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
«Мозговой штурм»
Как вы думаете, какого человека можно назвать мудрым?
(Умного, доброго, образованного, умелого и т.д.)
Значит, князь Ярослав был образованным человеком, умным и мудрым правителем, если народ дал ему такое прозвище.
Вам предстоит сегодня узнать, в чем же состояла мудрость политики, проводимой князем Ярославом.
Выдвигает проблему.
Обеспечивает мотивацию решения проблемы.
Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Учащиеся психологически настроены положительно на решение проблемы.
IV. Актуализация знаний учащихся
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Князь Владимир сделал много для укрепления Древнерусского государства. Но после его смерти в 1015 году наступили тяжелые времена. Власть перешла к сыновьям Владимира, которые постоянно враждовали между собой.
В результате этой борьбы за киевский престол великим князем стал сын Владимира Ярослав.
Демонстрация портрета Я. Мудрого.
Произошло это в 1019 году.
Работа с «Лентой времени»
Занесите эту дату на «Ленту времени» в свои тетради.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Формулирует задание.
Демонстрирует портрет Ярослава Мудрого.
Рисует на доске «Ленту времени».
Вспоминают раннее изученный
материал.
Рисуют «Ленту времени» в тетрадях и отмечают на ней год начала правления Ярослава Мудрого.
Слушают учителя.
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.
Работа с текстом учебника
Сейчас нам предстоит узнать, что же полезного сделал князь Ярослав для русского государства.
Для этого мы обратимся к тексту учебника на странице 156 – 158.
Задание учащимся: прочитать текст учебника и выписать все, что сделал Ярослав для укрепления государства.
Громкое чтение «по цепочке»
Выделение главной мысли в тексте
Формулирование пункта плана
После чтения одного абзаца ученик пытается выделить главную мысль в данном отрывке текста и сформулировать пункт плана.
Остальные учащиеся помогают в правильности формулировки пункта плана.
В результате чтения пункты плана фиксируются на доске и в тетрадях учащихся.
Дела Ярослава Мудрого
по укреплению государства
Построил новые города для укрепления границ (Юрьев, Ярославль).
Работа с картой
Укрепил столицу Руси Киев.
Работа по картинке
Разгромил печенегов.
Развивал торговые отношения с Византией и другими государствами.
Породнился с правителями других стран.
Начал чеканить русские монеты из серебра.
Работа с рисунком
Назначал киевского митрополита из русских людей.
Рассказ учителя о сборнике законов «Русская правда»
Работа со словарем
Учащиеся записывают в тетради 8 пункт плана.
Создал первый русский сборник законов «Русская правда».
Сейчас, вы познакомитесь с некоторыми законами «Русской правды».
Работа с документом
Закон из «Русской Правды»
Если убьет свободный человек свободного, то мстит брат за убийство брата, сын за отца, или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры. Если не будет никого, кто бы отомстил, то выплатить убийце князю 40 гривен за голову убитого.
Вопрос:
Какое наказание по «Русской Правде» Ярослава Мудрого полагается убийце за его преступление, если у убитого не было родственников?
Убийцу казнили;
убийца скрывался за границей;
убийца платил виру.
Закон из «Русской правды»
«Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскивать деньгами в казну: за голову боярина или граждан именитых – 80 гривен; за повара, конюха, купца, за всякого свободного человека – 40 гривен».
Чья жизнь ценилась дороже: знатных людей или простых свободных людей?
Стоимость понижалась в зависимости от социального положения убитого.
Законы Ярослава определяли денежное наказание и за всякое насилие: «За удар мечом обнаженным или его рукоятью, тростью и т. д.».
Видимо, такими большими денежными наказаниями пытались сберечь жизнь людей при тогдашней редкости денег. Дети Ярослава затем отменят даже законную месть родственников.
Оградив безопасность людей, Ярослав постарался узаконить и некоторые уклады гражданской жизни. Например, нашедший у кого-нибудь украденную у него вещь мог взять ее тотчас же, или, если возник спор, надлежало вести вора на свод и допытываться, каким образом попала к нему украденная вещь. В случае неразрешимости спора между истцом и ответчиком дело решалось судом из двенадцати выбранных человек.
Без Ярославовой «Правды» мы не знали бы, что древние наши предки, подобно и некоторым другим народам, использовали железо и воду для определения истинного преступника. «Не имея никаких свидетелей, сам истец доказывает правоту свою железом».
Работа по картине
Обвиняемый брал в голую руку раскаленное железо или вынимал рукой кольцо из кипятка, после чего судья обвязывал и запечатывал рану. Если через три дня на руке не оставалось язвы или знака ожога на коже, то невиновность была доказана.
Самые древние законы были в основном уголовные.
За свою жизнь Ярослав сделал много, что достойно войти в великие княжеские деяния, но «Русская Правда» – самое главное его творение, за которое его и назвали Мудрым.
Тридцать пять лет правил Ярослав и оставил о себе память в народе как о мудром правителе. Умер он в 1054 году.
При Ярославе русское государство стало еще более крепким и могучим.
Организует работу учащихся с текстом учебника.
Контролирует и комментирует громкое чтение учащихся..
Демонстрирует изображения Золотых ворот в Киеве, Собор Святой Софии в Киеве.
Обращает внимание учеников на рисунок «Первые русские монеты» на
с. 157 учебника
Рассказывает о создании первого русского сборника законов «Русская правда»
Раздает листочки с текстом документа учащимся.
Организует беседу с учащимися по вопросам к документам.
Рассказ учителя
Один ученик читает абзац текста, остальные учащиеся следят.
Участвуют в дискуссии по формулировке пункта плана.
Делают записи в тетради.
Находят города на карте.
Рассматривают картину
Рассматривают рисунок
Записывают новые слова в тетрадь: закон, вира.
Участвуют в беседе с учителем, одноклассниками.
Делают простейший анализ документа по наводящим вопросам учителя, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. Воспринимают ответы обучающихся. Участвуют в обсуждении содержания темы.
Слушают учителя
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Воспринимают, осмысливают и запоминают материал изучаемой темы.
VI. Первичное закрепление.
Беседа по вопросам:
Назовите годы правления Ярослава Мудрого.
Что сделал Ярослав для укрепления Русского государства?
Что такое «Русская правда»?
Кого прежде всего защищали законы «Русской правды»?
Как вы думаете, правильно люди прозвали князя Ярослава Мудрым?
Организует дискуссию по вопросам..
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Принимают участие в дискуссии.
Осознанно строят речевые высказывания.
Воспринимают ответы обучающихся.
Самопроверка.
Умеют применить приобретенные знания на практике при ответах на вопросы.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Прочитать текст учебника на стр. 156-159 и ответить на вопросы на стр. 159.
Прочитать Рассказ для дополнительного чтения на стр.160 «Законы о наследстве» и ответить на вопросы к нему. (Сильным ученикам).
Индивидуальные задания: прочитать указанные учителем абзацы, дать ответ на 3 вопрос на стр. 159.
(Слабым ученикам).
Диктует домашнее задание.
Дает
комментарии к домашнему заданию и по работе с документами.
Записывают домашнее задание в дневники, вопросы к документам - в тетради.
Слушают учителя.
Осуществляют самоконтроль
Знают, что и как нужно делать при выполнении домашнего задания.
VIII. Итоги урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Комментарии учителя, объявление оценок за работу на уроке.
Дает качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Оценочные высказывания обучающихся.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Самоконтроль.
Учатся оценивать деятельность на уроке своих одноклассников и себя.
IX. Рефлексия.
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Лист самооценки на уроке
1. Своей работой на уроке я доволен / не доволен.
2. Материал урока мне понятен / не понятен.
3. Материал урока мне интересен / скучен.
4. За урок я не устал / устал.
Инициирует рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности.
Осуществляют работу по выполнению задания.
Рефлексия своих действий.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Осуществляют самоконтроль.
Умеют оценивать свое отношение к работе на уроке и себя во время работы на уроке.
Использованная литература
Пузанов Б.П. История России : учебник для 7 класса спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида /Б.П. Пузанов и др. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 311 с. : ил.
Пузанов Б.П. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида :Учеб.-метод. пособие.- М. :