«Имя существительное. Закрепление»
Дата проведения: 27. 02. 2019.
Ейск,2019 г.
ТЕМА УРОКА: «Имя существительное. Закрепление»
ЦЕЛЬ УРОКА: повторить и закрепить знания учащихся об имени существительном как часть речи, способствовать формированию учений определять грамматические признаки имён существительных.
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, устную и письменную речь, память;
Воспитывающая: воспитывать интерес к учебному предмету.
- Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Проявлять интерес к изучению данной темы.
- Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- Формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия; Познавательный интерес к науке.
Оборудование: смайлики, учебник УМК «Школа России» Русский язык, рабочая тетрадь, словарик, карточки на этапе «Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи», презентация.
№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Николаевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. На парте учащихся карточки «Улыбочка» и «Грустиночка». Выберите ту картинку, какое у вас сейчас настроение. Я думаю, в течение урока оно у вас поднимется.(В течении всего урока контролирую посадку учащихся) | Здравствуйте! Настраиваются на работу. | Регулятивные: -развивать умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; |
2. | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа. - …диктует. Начнем наш урок с минутки чистописания. Прописываем букву «…» Какое буквосочетание с этой буквой вы знаете? Приведите примеры слов с этим буквосочетанием. Какие части речи вы знаете? Что такое существительное? На какие вопросы отвечает? Что вы о нем знаете? Как изменяются? | Существительное, предлог, глагол. Часть речи, обозначающая предмет Кто? Что? Они бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. По числам. | Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей и других людей по исправлению ошибок |
3. | Этап выявления места и причины затруднения. | - как вы думаете, какая тема нашего урока? -определите цель урока. | Закрепление темы об имени существительном. Закрепить знания об имени существительном. | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы; . Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение аргументировать свой ответ. |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения. | -У нас сегодня не обычный урок, а урок-путешествие. Отправимся снегоходом на север, используя маршрутную карту (проектирование на экран). На каждой из остановок вас ждут пингвины из мультфильма «Мадагаскар» с интересными заданиями. В конце урока вы сможете добраться к цели. Итак, наш маршрут направляется к «Башне сокровищ». «Снежный ком» Откройте учебник на странице 64, найдите упражнение 112. … прочитай задание. … прочитай 2 строчку. Когда так говорят? … прочитай задание ниже. … диктуй слово упражнение. … выйдет к доске и запишет предложения с красной строки. Найди имена существительные. На какие вопросы отвечает имя существительное? Какой вопрос мы зададим к слову ...? В каком числе оно стоит? Откройте свои словарики и запишете словарное слово «топор». Поставьте ударение и подчеркните букву, правописание которой нужно запомнить. … выйдет к доске и выполнит морфологический разбор слова «по дрова» и «дружбу» Что мы делаем сначала? Какой частью речи является это слово? На какой вопрос отвечает это существительное? Одушевленное/неодушевленное? Собственное/нарицательное? Число? Оценивание. | Выполняют упражнение. Так говорят, чтобы подчеркнуть, что надо готовиться к делу. Если дружба настоящая, ее ничем не разрубишь. Кто? Что? Единственном, множественном. Записывают слово «топор» в словарь. Записываем слово по дрова Сущ. По что? Неодуш. Нариц. Мн.ч. Дружбу – сущ., (что?), неодуш., нариц., ед.ч. | Познавательные: умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать свою точку зрения. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника. |
5. | Этап реализации построенного проекта. | «Распределительный пункт» Прочитай слова: Фокус, облака, дрозд, зайчата, опушка, Москва, сосульки, снегири. - Что можно сказать об этих словах? - Что такое имя существительное? - Какое слово будет «лишним» в строке? Почему? - На какие две группы можно разделить все остальные имена существительные? - Назовите только одушествлённые? Докажите. - Как изменяются имена существительные? - Теперь разделите эти слова на две группы и запишите их в два столбика. По какому признаку вы будете делить слова? Первый столбик – ед.ч. Второй столбик – мн.ч. Что у вас получилось? Оцениваю. Контролирую выполнение задания. | Это имена существительные. Часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы Кто? Что? Москва. Это имя собственное. Одушевлённые и неодушевлённые дрозд, зайчата, снегири. Они отвечают на вопрос кто? Имена существительные изменяются по числам. | Коммуникативные УУД: умение выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению. Познавательные УУД: умение выделять существенную информацию. |
| | Физминутка Выполняю вместе с учащимися Желтый, круглый, ты откуда? (Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.) - Прямо с солнечного юга. Сам на солнышко похож. (Руки – на пояс.) Можешь съесть меня, но только (Прыжки на месте.) Раздели сперва на дольки. ( Хлопки в ладоши.) Как меня ты назовешь? ( Апельсин.) | Выполняют физминутку | Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни |
6. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | «Игровая» Ребята, вы знаете, что имена существительные изменяются по числам. Сейчас я вам буду называть слова в единственном числе, а вы будете поднимать руку если знаете ответ и называть множественное число этого существительного. Крыло Сын Друг Брат Стул Стол | Выполняют задание устно. Крыло – крылья Сын – сыновья Друг – друзья Брат – братья Стул – стулья Стол – столы. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; умение оформлять свои мысли в устной форме. |
7. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | «Башня сокровищ» Откройте учебник на стр.65, упражнение 114. … прочитай задание. … прочитай 2 строчку. …прочитай 3 строчку. … прочитай задание ниже. … диктуй слово упражнение. Найдите однокоренные слова. Что такое синонимы? Найдите синонимы. Что такое антонимы? Найдите антонимы. … выйдет и выполнит задание у доски, все остальные выполняют самостоятельно, первые 3 человека могут поднести тетрадь на проверку. Оцениваю, оказываю индивидуальную помощь. (Резерв) | Выполняют упражнение из учебника. Медведь – медведица, ветер – ветерок. Слова близкие по значению, но разные по написанию. Летчик – пилот, доктор – врач, метель – вьюга. Слова противоположные по значению. Весна – осень, жара – холод, мир – ссора. | Регулятивные УУД формировать умения осуществлять пошаговый контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по выведенному алгоритму; понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; формировать умения устанавливать соответствие полученного результата. |
8. | Этап включения в систему знаний и повторения. | Тест 1. Имя существительное отвечает на вопросы: А) Какой? Какая? Какие? Б) Кто? Что? В) Что делать? Что сделать? 2. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает: А) признак предмета; Б) действие предмета; В) предмет. 3. Собственные имена существительные – это: А) названия животных, растений, месяцев, времени года; Б) географические названия; В) имена, фамилии, отчества людей и клички животных. 4. Имена собственные пишутся: А) с заглавной буквы; Б) со строчной буквы. 5. Имена существительные: А) изменяются по числам; Б) не изменяются по числам. - Какая была тема нашего урока? -Какая цель была на уроке? | Б В В А А Закрепление темы об имени существительном. Закрепить знания об имени существительном. | Регулятивные УУД: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания |
9 | Домашнее задание | Домашнее задание учебник стр.66 упр. 115 | Записывают домашнее задание в дневник | Познавательные УУД: - Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
10. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | - Поднимите ту карточку, с которой во время урока вы подружились. («Улыбочку» или «Грустиночку). | Оценивают свою деятельность на уроке при помощи смайликов. | Регулятивные УУД: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. |