kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка " Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в разделе "Имя существительное"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка " Имя существительное"»

Технологическая карта урока

Вводная часть

Ф.И.О. учителя Борисова Елена Александровна

Предмет: русский язык
Класс: 3
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Имя существительное»

Тип урока: обобщающий

Место урока в системе уроков первый урок в разделе «Имя существительное» в блоке «Как устроен наш язык»


Цель:

Повторить морфологические признаки имени существительного

Задачи:

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

Образовательные:

1. Обобщить знания учащихся об имени существительном – его лексическом значении и вопросах, на которые оно отвечает (кто? что?).

2. Ввести в активный словарь термины: имя существительное, часть речи, одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное число, собственное или нарицательное.

3. Учить доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки.

Развивающие:

1. Развивать аналитические способности учащихся, память.

2. Содействовать развитию речевых навыков детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать стремление применять новое знание на практике.

2. Воспитывать интерес учащихся к русскому языку, внимательное отношение к речи.

3. Формировать исследовательские умения.

УУД:

Предметные УУД:

 Регулятивные УУД:

 Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:
Личностные УУД:
 


Предметные УУД: повторение изученного о частях речи, повторение морфологических признаков имени существительного.

Регулятивные УУД: определение темы, постановка цели и задач урока; умение выбирать действие с поставленной задачей, выполнять учебное действие; умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; планирование действий; самооценка; коррекция; умение удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД: умение вести диалог, слушать собеседника, задавать вопросы, аргументировать свою позицию, умение выражать свои мысли, работать в паре, сотрудничать, разрешать конфликты, монологическое высказывание.

Познавательные УУД: смысловое чтение; применение полученных знаний при выполнении заданий; нахождение слов с указанными характеристиками; группировка слов; умение отвечать на вопросы; поиск и извлечение информации; обобщение.

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; мотивация к учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Предметные результаты в области ИКТ:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:


Предметные результаты: знать, что такое имя существительное – его лексическое значение (одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное число, собственное или нарицательное); уметь ставить вопросы; уметь приводить примеры имени существительного (одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное число, собственное или нарицательное); учить доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки.

Предметные результаты в области ИКТ: поиск информации в учебнике.

Метапредметные результаты: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и корректировать их; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Личностные результаты: формировать учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу, ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, научиться оценивать свою работу.

Основные понятия:

Части речи, имя существительное, число, собственное и нарицательное имя существительное, одушевлённое и неодушевлённое имя существительное.

Межпредметные связи:

Окружающий мир

Ресурсы:

  •  основные

 дополнительные

С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.М. Кузнецова и др.; под ред. Иванова С.В. – Учебник для 3 класса общеобразовательных школ в 2-х ч. – Ч. 1 – М.: Вентана-Граф, 2014

Интерактивная доска, ноутбук учителя

Презентации.




















Структура и содержание урока


Основная часть


Дидактическая
структура
урока

(этапы урока)

Планируемые результаты

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

1.Мотивация к учебной деятельности. СЛАЙД 1


Личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности)


Коммуникативные (умение вести диалог, слушать собеседника)

Проверка готовности к уроку.

Ответы детей на вопрос учителя.

Ведение диалога. Пожелания успеха друг другу.





Удача – это если что-то получается…

- Успех состоит из маленьких удач…


- Наш успех заключается в хорошей учёбе, в стремлении познавать новое и применять новые знания…

(Поднимают руки)

- Я желаю тебе быть трудолюбивым, любознательным, внимательным, старательным…

Послушайте такое предложение: «С маленькой удачи начинается большой успех!»

- Как вы понимаете эти слова?




- В чём заключается ваш успех?



- Кто хочет быть успешным учеником?


- Пожелайте соседу быть успешным.

2.Актуализация знаний учащихся.


2.1. Проверка домашнего задания.

СЛАЙД 2

2.2.Чистописание.





Регулятивные

(умение выбирать действие с поставленной задачей, выполнять учебное действие)





Ответы на вопросы.

Деление частей речи на группы.

Работа в тетради.

Письмо минутки чистописания. Сравнение своей работы с эталоном письма.





Упражнение на внимание.






Умение делать вывод.

- Части речи.

- Самостоятельные и служебные.





















- Кто и что.

- Вопросы, на которые отвечают имена существительные.

- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.

- Какую тему мы изучаем?

- На какие группы можем разделить все части речи?


Откройте тетради, проверим домашнее задание.


Запишите число. Сегодня 21 января. Подпишите «Классная работа».

Спишите элементы чистописания в тетрадь.

Узор не продолжать!


Рассмотрите внимательно строку чистописания.


- Какие слова можно вычитать в чистописании?

- Что это за слова?


- Что ещё мы знаем об имени существительном?

3. Введение в тему урока. СЛАЙД 3




Целеполагание.

СЛАЙД 4










СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Регулятивные (определение темы, постановка цели и задач урока)


Познавательные

(смысловое чтение)




Регулятивные (умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, планирование действий)

Коммуникативные (задавать вопросы, аргументировать свою позицию)



Работа с учебником.

Нахождение необходимой информации для дальнейшей работы.

Ведение диалога (ответы на вопросы, постановка цели урока, заполнение «Корзины идей)

Имя существительное.




- Что такое род, число, падеж и склонение имен существительных.

- Какие имена существительные называются собственными, а какие – нарицательными.

- Какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие – неодушевлёнными.

- Как образуются имена существительные.


- Закрепить, что обозначают имена существительные?

- Будем учиться различать имена существительные от других частей речи, группировать их по изученным признакам.

- Откройте учебник на с. 154 и прочитайте тему урока.

На протяжении нескольких уроков в центре внимания будут имена существительные. Прочитайте рубрику «Ты узнаешь».

- О чём предстоит узнать на этих уроках?








- Какова же цель этого урока?



4. Работа по теме урока.


4.1.Самостоятельная работа.






Взаимопроверка.


Физминутка

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Супер физминутка»


4.2. Группировка слов по грамматическим признакам имени существительного (одушевлённые, неодушевлённые).

Словарный диктант.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Словарные слова»




Самопроверка












Коллективная проверка.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Словарные слова» с проверкой



































4.3. Физминутка -

группировка слов по грамматическим признакам имени существительного (одушевлённые, неодушевлённые;

нарицательные, собственные).












4. 4. Первичное закрепление (групповая работа по учебнику). Группировка слов по лексическому значению.










Коллективная проверка.









4.5. Уточнение значения имён существительных.


СЛАЙД 7


Познавательные

(применение полученных знаний при выполнении заданий)


Регулятивные

(коррекция)













Личностные (самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности)










Познавательные

(нахождение слов с указанными характеристиками)



































Познавательные

(смысловое чтение, группировка слов,

умение отвечать на вопросы)











Регулятивные (умение удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную)


Коммуникативные (умение выражать свои мысли, работать в паре, сотрудничать, разрешать конфликты)


Регулятивные

(коррекция)





Познавательные

(применение полученных знаний при выполнении заданий)


Регулятивные

(коррекция)














Работа с учебником. Самостоятельная работа.







Работа в паре. Взаимопроверка.

Повторяют движения за героем физминутки.

Списывают словарные слова со слайда и вставляют пропущенные буквы.









Проверяют свою работу.










Работа с презентацией.

Сравнение своей работы со слайдами.





















Ведение диалога (ответы на вопросы, обобщение).

Упражнение «Закончи предложение».

Работа с учебником. Поиск ответа на вопросы в рубрике «Давай подумаем».





Тематическая физминутка на внимание.


















Работа с учебником.











Проблемная ситуация. Поиск ответа на вопросы в учебнике в рубрике «Обрати внимание».







Работа в группе.


Открывают учебник с. 155, зачитывают задание к упражнению 1.

- Выписать только имена существительные.

(Выполняют упражнение 1.)









Записывают словарные слова со слайдов презентации «Словарный диктант»:

кто? что?

воробей машина

собака платок

заяц капуста ребята молоток

тетрадь

картина

месяц

Выполняют самопроверку.












(Поднимают руки.)











(Поднимают руки.)





- Воробей, собака, заяц, ребята.

- Одушевлённые имена существительные.

- Что?



- Неодушевлённые имена существительные.


- Слова, которые отвечают на вопрос что? называют явления природы, растения, предметы.

- Слова, которые отвечают на вопрос кто? называют людей и животных.






(Выполняют упражнения физминутки.)










- Нарицательные и собственные.


- Одушевлённые или неодушевлённые; нарицательные или собственные имена существительные.



- Предмет.


- Нет.







- Обозначает:

  • конкретные предметы (люди, животные, растения, реки, города)

  • явления природы (гром, молния)



1) названия качеств человека: смелость, доброта, аккуратность, честность

2) названия состояний, которые испытывает человек: печаль, покой, грусть, радость

3) названия промежутков времени: каникулы, праздники, день, сутки, отпуск

4) названия действий: прыжки, движение, бег, ходьба, полёт


- Обозначает:

  • конкретные предметы (люди, животные, растения, реки, города)

  • явления природы (гром, молния)

  • события (праздник, рождение)

  • промежутки времени (сутки, век)

  • качества человека (смелость, доброта)

  • состояние, которое испытывает человек (грусть, радость)

  • название действий (бег, сон)

На с. 155 учебника прочитайте задание к упражнению 1.


- Что нужно сделать?


Самостоятельно работаем.


Сравните свою работу с работой соседа.





Вспомним написание некоторых словарных слов-имён существительных.

Записать со строчной буквы в 2 столбика: кто?, что?






Если вы считаете, что правильно написали все безударные гласные, поставьте на полях восклицательный знак (!), если сомневаетесь в правильности написания словарных слов – вопросительный знак (?).


Проверяем вместе.

Поднимите руки те, кто безошибочно написал словарный диктант.

Поставьте рядом с первым знаком восклицательный знак.

Кто допустил ошибку - вопросительный знак.


- У кого на полях 2 восклицательных знака?

Молодцы.


- К каким словам зададим вопрос КТО?

- Почему?


- Какой вопрос зададим к остальным словам?

- Почему?



Закончите предложения, выбирая правильный ответ в рубрике «Давай подумаем».








Найдите упражнение 2.

Сейчас выполним это упражнение устно.

Если слово отвечает на вопрос кто? — поднять через стороны руки вверх и опустить вниз, а если на вопрос что? — присесть.


- По какому другому признаку можно разделить все эти слова на две группы?


Значит, на сегодня у имени существительного мы можем определить…


- Что обозначает имя существительное?

- Что такое «предмет»?

- Мы можем потрогать день, радугу, нежность?

В очередной раз сталкиваемся с трудностями русского языка.

- Как быть?

- Обратимся к рубрике «Обрати внимание».

Прочитайте информацию и дополните формулировку правила о значении имени существительного.


В упражнении 4 (с. 156) предлагают распределить имена существительные по определённым группам.

Прочитайте. Попробуйте выполнить это упражнение, работая в паре с соседом.


Проверяем работу.













5. Проверка усвоения материала. Обобщение знаний.





















СЛАЙД 8

Познавательные (поиск и извлечение информации, обобщение)





Ведение диалога (ответы на вопросы, обобщение)










- Нарицательное, неодушевлённое.

- Собственное, неодушевлённое.

- Нарицательное, одушевлённое.

- Собственное, одушевлённое.





















- Приведите примеры:

- собственные имена существительные;

- нарицательные имена существительные;

- одушевлённые имена существительные;

- неодушевлённые имена существительные;


- Охарактеризуйте:

- имя существительное «учебник»

- имя существительное «Кремль»

- имя существительное «ученик»

- имя существительное «Вася»


Посмотрите на слайд.

Имя существительное имеет постоянные признаки:

- собственные или нарицательные

- одушевлённые или неодушевлённые

- род (?)

- склонение (?)

Имеет непостоянные признаки:

- число (единственное, множественное)

- падеж (?)


- Закончилось ли изучение имени существительного?

- Что пока нам не знакомо?

6. Итог урока.

СЛАЙД 9





Рефлексия учебной деятельности и психологического состояния каждого ребёнка.

СЛАЙД 10




Домашнее задание.



Выставление оценок.

СЛАЙД 11

Личностные

(готовность и способность к саморазвитию)



Регулятивные (осознание качества и уровня усвоения)


Коммуникативные (сотрудничество, монологическое высказывание)


Ведение диалога (ответы на вопросы, обобщение).




Рефлексия. Цветовая оценка своей работы.







Запись домашнего задания.




(Вспоминают цель урока и говорят, достигли или нет цели, и почему они так думают.)



Рефлексия.




- Я сегодня узнал…

- Дома я расскажу…

- Мне нужно прочитать о…

- Достигли ли мы цели урока?


- Чему научились сегодня на уроке?


- Оцените свою работу на уроке.



- Продолжите предложение:




- Домашнее задание:

с. 155, № 3 (учебник)

- Урок окончен. Спасибо за работу.

















Приложения: ленты времени, родословные, электронные карточки, таблицы и др.

Заключительная часть

Оценка качества ИКТ-составляющей урока

Критерии

Максимальный балл

Экспертиза

Примечание*

Самооценка конспекта урока слушателем

Оценка конспекта урока

муниципальным тьютором

Оценка конспекта урока

региональным тьютором

Блок I Формирование информационно-коммуникационных компетентностей

8 баллов по блоку





1.1

Организация деятельности обучающихся

4 балла по разделу





1.1.1

- по поиску информации

1 б.

1




1.1.2

- по отбору информации

1 б.

1




1.1.3

- оценки информации

1 б.

1




1.1.4

- систематизации информации

1 б.

1




1.2.

Формирование навыков обучающихся

4 балла по разделу





1.2.1

- работы с большими блоками информации

1 б.





1.2.2

- критического осмысления информации

1 б.

1




1.2.3

- интерпретации информации

1 б.

1




1.2.4

- хранения и использования в обучении и повседневной жизни информации, полученных из сетевых ресурсов

1 б.





Блок II Эффективность использования ИКТ

16 баллов по блоку





2.1

ИКТ на уроке обеспечили:

7 баллов по разделу





2.1.1

- мотивацию учащихся

1 б.

1




2.1.2

- активацию познавательной деятельности

1 б.

1




2.1.3

- активную совместную деятельность учащихся и сотрудничество

1 б.

1




2.1.4

- работоспособность обучающихся на различных этапах урока

1 б.

1




2.1.5

- способ самоорганизации труда и самообразования обучающихся

1 б.

1




2.1.6

- способ расширения зоны индивидуальной активности обучающихся

1 б.





2.1.7

- возможности реализации личностно-ориентированного подхода

1 б.





2.2

Целесообразность использования мультимедийного сопровождения

(выбирается только один вариант ответа)

3 балла по разделу





2.2.1

Используемые средства ИКТ неуместны в данной теме, их использование никак не влияет на процесс изучения материала.

0 б.





Используемые средства ИКТ помогают в усвоении материала, но незначительно

1 б.

1




Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, но используются только их основные функции

2 б.





Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, преподаватель грамотно использует оборудование и программное обеспечение

3 б.





2.3

Обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала

3 балла по разделу





2.3.1

Соответствие методов, приемов, средств обучения содержанию учебного материала

1 б.

1




2.3.2

Соответствие методов, приемов, средств обучения содержанию учебного материала, целям урока

1 б.

1




2.3.3

Соответствие методов, приемов, средств обучения учебным возможностям класса

1 б.

1




2.4

Методика использования ИКТ

3 балла по разделу





2.4.1

Использование методики ИКТ на этапах урока

(выбирается только один вариант ответа)






- адаптированная

1 б.





- авторская

1 б.





- в качестве дополнительной информации

1 б.

1




2.4.2

Наличие алгоритмов (инструкций) для работы обучающегося с цифровым оборудованием и программным обеспечением
(выбирается только один вариант ответа)






- описание алгоритмов (инструкций) для работы обучающегося по использованию ИКТ отсутствует

0 б.

0




- частично описаны алгоритмы (инструкции) для работы обучающегося по использованию ИКТ

1 б.





- имеется полное описание алгоритмов (инструкций) для работы обучающегося по использованию ИКТ

2 б.





Блок III Качество мультимедийного сопровождения

5 баллов по блоку





3.1.

Целесообразность визуальных и звуковых эффектов, визуального ряда представленных материалов

1 б.





3.2.

Обоснованность стилистических решений

1 б.





3.3.

Качество интерфейса и навигации

1 б.





3.4.

Эффективность использования различных форм предоставления информации средствами офисных приложений

1 б.





3.5.

Целесообразность использования интерактивных моделей, таблиц, рисунков, анимаций, обеспечивающих комфортность в обучении

1 б.

1




Блок IV Применение методов интерактивного обучения

2 балла по блоку





4.1.

Обеспечение индивидуальной, групповой, фронтальной работы учащихся различными видами компьютерной поддержки

1 б.





4.2.

Организация среды активного вовлечения обучающихся в познавательный процесс средствами мультимедиа

1 б.

1




Блок V Соблюдение здоровьесберегающих условий использования ИКТ

3 балла по блоку





5.1.

Соблюдение технических норм безопасности

1 б.

1




5.2.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

1 б.

1




5.3.

Соблюдение эргономических норм

1 б.

1




Блок VI Результативность использования ИКТ

4 балла по блоку





6.1.

- способствуют решению дидактических задач

1 б.

1




6.2.

- способствовали достижения цели урока

1 б.

1




6.3.

- эффективное усвоение обучающимися учебного материала

1 б.

1




6.4.

- способствовали оперативному контролю и самоконтролю знаний учащихся и повышению качества обучения

1 б.

1





ИТОГО:

38 баллов

25 б.




*- Графа «Примечание» может заполняться слушателями, муниципальным и региональным тьютором.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока русского языка " Имя существительное"

Автор: Борисова Елена Александровна

Дата: 15.10.2025

Номер свидетельства: 675512

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Сравниваем имя существительное и имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(136) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sravnivaiem-imia-sushchiestvitiel-noie-i-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "127308"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415291466"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_v_5_klasse_po_teme_bukvy_o_i_io_p"
    ["file_id"] => string(6) "580216"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1620736468"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Технологическая карта урока русского языка по теме:"Род имён существительных""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_rod_imion_sushchestviteln"
    ["file_id"] => string(6) "611917"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1660985499"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_imia_sushchiestviti"
    ["file_id"] => string(6) "375636"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483616575"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку:"Имя существительное как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "236350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444044521"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства