Технология проведения урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Планируемые результаты |
1. Орг. момент | | 1 февраля. Классная работа. Сказки делают человека добрее. А.С. Пушкин | | Ребята, здравствуйте! Давайте проверим готовность к уроку, все ли предметы на месте? Учебник, дневник, пенал и тетрадки На парте всё в образцовом порядке. Посмотрите на доску и прочитайте высказывание А.С. Пушкина. Как вы его понимаете? Это высказывание будет сегодня эпиграфом к нашему уроку, а сказки А. С.Пушкина, которые вы читали на уроках литературного чтения, помогут нам повторить и закрепить пройденный материал, и открыть новые тайны русского языка. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Ответы детей. Золотая рыбка и др | Личностные: |
2.Чистописа-ние | Откроем тетради. Запишем число, классная работа и это высказывание, которое и будет являться нашей минуткой красивого письма. (Повторить правила письма) | Записывают число, кл.работа и высказывание. | Предметные: |
3.Актуализа-ция раннее полученных знаний Новая тема | Сегодня я приготовила для нас задание – вот эти слова («нечаянно» роняю, слова рассыпаются). Жил, писатель, лягушка, старик,льют, зашивать, золотая, весёлый, желтый Какое несчастье! Эти слова были разделены на 3 группы, а теперь все перепутались. Что же делать? Поможете? Вот хорошо! ( слова в произвольном порядке крепятся на доску). - Дети, смотрите, когда слова рассыпались, из них выпали буквы. Давайте их вернём на место. Молодцы. Теперь всё в порядке и мы можем со словами работать. Они были разделены на 3 группы. Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку их можно распределить на группы? Рассмотрим таблицу. СЛАЙД Слова - названия предметов | признаков предметов | действий предметов | кто? | какой? | что делает? | что? | какая? | что сделают? | | какое? | что делают? | | какие? | что делали? | -Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета, признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. Давайте разделим эти слова на 3 группы. | дети предлагают свою помощь Работа со словами Отвечают на разные вопросы, означают разное Работа с таблицей Хоровое прочтение вопросов Выполняют | Предметные: формирование общего представления о частях речи расширение словарного запаса учащихся; формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению; Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей) Личностные: |
| Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают. Тогда ученые по этим двум особенностям слов 1. на какой вопрос отвечают 2. что обозначают – объединили их в большие группы, которые называются частями речи. Но встал вопрос. Как эти группы назвать? Всему название дано – И зверю и предмету Вещей вокруг полным-полно. А безымянных нету. Слова, которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем или обозначающем предмет. Ученые договорились назвать их именами существительными. -На какой вопрос отвечают имена существительные? -Слова, которые можно «приложить», присоединить к существительному, и которые обозначают признак предмета называют именами прилагательными. На какой вопрос отвечают имена прилагательные? -Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать», о том, что любят делать имена существительные ученые назвали глаголами. -На какие вопросы отвечает глагол? -Сегодня вы узнали только о трех частях речи, но на самом деле их гораздо больше. С какими-то мы будем знакомиться в начальной школе, а о каких-то вы узнаете в старших классах. СЛАЙД №1 Слова - названия предметов | признаков предметов | действий предметов | кто? | какой? | что делает? | что? | какая? | что сделают? | | какое? | что делают? | | какие? | что делали? | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ГЛАГОЛ | -В русском языке принято сокращать части речи на письме Существительное – сущ. Прилагательное – прил. Глагол – гл. -Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова. -Прочитайте текст правила. -Что же называют частями речи? (зачитать) -Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать) -Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать) | Слушают Кто?что? Какой?какая?какое?какие? Что делает?что сделает?что сделают?что делали? Работают с учебником | Предметные: формирование общего представления о частях речи расширение словарного запаса учащихся; формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению; Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей) Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
5. Первичная проверка понимания нового материала | Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. -Из какого произведения эти строки? - Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой сказки.
-Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам. Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму: 1. Задать к слову вопрос. 2. Определить, что обозначает слово. 3. Назвать часть речи, к которой относится это слово. - Ребята, мы помогли не только лосятам, но и себе. Чему мы учились? -Что я держу в руке? -На какой вопрос отвечает это слово? -Что обозначает? -Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет? -Подберите к этому существительному прилагательное. -На какой вопрос отвечает прилагательное? -Теперь подберите к нему глагол? -Ну а сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1. Сейчас будет «немой диктант» -Я вам показываю предмет. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу. (Учитель показывает предметы: зеркало, яблоко, белка, лебедь) По окончании диктанта учитель проводит фронтальный опрос и корректирует ответы учащихся. | Сказка о золотой рыбке. Читают слова Повторяем алгоритм Выполняют задание Учились распознавать части речи карандаш что? Предмет Имя существительное Простой Какой? Рисует Выполнение заданий на листах | Предметные: формирование общего представления о частях речи расширение словарного запаса учащихся; формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению; Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей) Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
6. Самостоятельная работа | -Продолжаем работу на листах. Выполним задание №2. -Прочитайте задание. (В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи). СЛАЙД №2 Проверьте и оцените себя по образцу («светофор»). Прочитайте задание №3 на ваших листах. (Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их части речи и запишите в тетрадь) -Можно ли назвать эти предложения текстом? -Определите тему текста? СЛАЙД №3 Проверьте и оцените себя по образцу («светофор») | | Предметные: формирование общего представления о частях речи расширение словарного запаса учащихся; формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению; Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей) Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
7. Итог урока Рефлексия. | -Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему учились? -Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи? -А теперь подведите итог урока каждый сам (Итоговый тест на листах. Задание №4 ) Домашнее задание. Р.т. с 23 | (Учились определять какой частью речи является слово. Учились распознавать признаки частей речи) | Метапредметные: |