- От какого слово произошло слово «ископаемые»? (От слова «копать».) - Почему они полезные? (Приносят пользу людям.) - Прочитайте в учебнике первый абзац текста с. 46. - Что такое полезные ископаемые? (Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.) -Назовите жидкое полезное ископаемое. - Назовите газообразное полезное ископаемое. - Все полезные ископаемые делятся на три группы. Горючие Рудные (Металлические) Нерудные (Строительные) - Приведите несколько примеров полезных ископаемых для каждой группы. Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ. Рудные: медная руда, железная руда. Нерудные: известняк, глина, песок, гранит. - Для чего добывают полезные ископаемые. - Прочитайте в учебнике текст на с. 47. - Для чего добывают полезные ископаемые? (Для использования в экономике.) Как добывают полезные ископаемые. - Прочитайте в учебник е текст на с. 48. - Как называются места, где залегают полезные ископаемые? - Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых. - Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49. - Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.) - Какое полезное ископаемое добывают в карьере? (Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.) Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас – с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают. - Какие полезные ископаемые добывают из скважин?( Нефть, газ.) - Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее? - Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? - А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?(Сбором металлолома.) |