Ι. Актуализация знания и постановка учебной проблемы | 1. – Назовите природные богатства, о которых мы говорили на прошлом уроке. – На какие группы мы их разделили? 2. – Нас окружает много разных вещей. – Ребята, что вы заметили? – Что вы можете сказать об увиденном?– Нас окружают различные предметы, по-другому их называют «физические тела». – Как вы думаете, они все одинаковы? – Чем они отличаются? (Брусок – твёрдый, вода – жидкая, воздух – газ.) Возможно, дети не догадаются, тогда учитель подписывает сам. Запись на доске (таблица): Твёрдые тела Жидкости Газы 3. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? – На какие вопросы вы хотите получить ответ? (- в чем сходство и различие твердых, жидких и газообразных тел? - каковы основные свойства этих тел?) |
Учитель показывает деревянный брусок, демонстрирует воду в бутылке. Фиксирование на доске Повторяет наиболее правильную формулировку и записывает на доске; записывает на доске вопросы, составляя тем самым вопросный план. | Вспоминают ранее изученное
Предположения детей. Высказывают свои предположения | формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л); формирование умения высказывать своё предположение на основе жизненного опыта (Р); формирование умения выделять и формулировать познавательную цель (П); формирование умения планировать свою деятельность (Р). |
ΙΙ. Совместное открытие знания | Посмотрите на сосуды с водой. Что вы можете сказать о количестве воды в сосудах? А сейчас? У каждой пары деревянная модель геометрического тела, пластиковый стакан, ластик, пластиковый кубик, шприц и кусочек полезного ископаемого (гранит, кварц, каменный уголь) - Возьмите в руки деревянную модель, какую форму она имеет? - Сожмите модель. Можете ли вы с помощью сжатия изменить её форму? - Проделайте тоже самое с кубиком, с полезным ископаемым. - Положите ластик в стакан. Изменилась ли его форма? - Какой вывод можно сделать? - Как вы думаете, можно ли сжать воду? - Наберите воды в шприц, закройте отверстие пальцем и нажмите на поршень шприца. - Что произошло? - Какой вывод сделаете? - Проделайте тоже самое с воздухом. - Какой вывод? | Демонстрация опыта Три сосуда разной формы с одинаковым количеством воды. Вода переливается в одинаковые сосуды. Организация работы в парах | высказывают свои предположения (Скорее всего дети скажут, что воды в одном из сосудов больше, в другом меньше и т. д.) Делают вывод: форма жидкости зависит от сосуда, в котором она находится. Выясняют свойства твердых тел и воздуха Выполняют задания, делают вывод: твердые тела имеют постоянную форму, их нельзя сжать. Предположения детей Вывод: воду, как и твердые тела нельзя сжать Воздух – сжимается. | Формирование умения находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (П); формирование умения на основе анализа объектов делать выводы (П); формирование умения работать в паре (К) формирование умения перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса (П); |
ΙΙ. Применение нового знания | Работа по учебнику 1. – Рассмотрите рисунки на с. 37. – Во что превращается вода, если её сильно нагреть? – Что получится, если охладить пар на стекле? – А что будет, если заморозить воду? – Сделайте вывод, что же происходит с водой? 2. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 37. Вы знаете, что вода очень любит путешествовать. Послушайте сказку. Дети рассматривают иллюстрацию, учитель читает сказку. Сказка о путешествии воды. Однажды в тёплый день вода в озере отдыхала. Ярко светило солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унёсся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в большие тучи. Наконец тучам стало так тесно, что они начали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды у них потекли слёзы, которые люди называли дождём. Дождь падал на землю. Вода собиралась в ручейки и стекала в озеро. Оно снова пополнилось до краёв, и в следующий жаркий день эта история повторилась с самого начала. – Вот такая интересная история. - А какая сказка, рассказывает нам о свойствах воды? Посмотрите на иллюстрации. Работа в тетради стр.50 № 1, 2 | Организация работы в парах Организация самостоятельной работы | Работа в парах по заданиям учебника Самостоятельная работа в рабочей тетради. | формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу; умения планировать свою деятельность (Р); формирование умения работать в паре (К) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; отличать верно выполненное задание от неверного (Р). |
ΙV. Итог урока. Рефлексия | – Чему мы учились на уроке? – На какие вопросы мы сегодня ответили? – Что нового мы узнали? – Для чего нужен сегодняшний урок? – Что у вас получилось сегодня лучше всего? – Какое задание вызвало затруднения? - Как вы оцените свою работу? | Организация оценивания деятельности учащихся | Самооценка деятельности | формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П); давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (совместно с учителем) (Р) |