kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по окружающему миру "Полезные ископаемые (песок, глина)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока разработа по программе "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру "Полезные ископаемые (песок, глина)"»

Технологическая карта урока



ФИО: Прокофьева Анастасия Александровна

Место работы: МКОУ «СШ №2 р.п. Новая Майна»

Должность: учитель начальных классов

Предмет: окружающий мир УМК «Планета Знаний»

Класс: 3 В

Тема урока: «Полезные ископаемые (песок и глина)»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование: презентация «Полезные ископаемые», ПК, проектор, экран, карточки для индивидуальной и групповой работы, песок, глина, лупа.

Цель:

- познакомить со свойствами песка, глины;

- развивать умения учащихся при помощи проведения самостоятельного исследования осуществлять выбор оптимального решения;

- совершенствовать умения сотрудничать в малых группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.

Задачи: создать условия для развития УУД:

Предметные:

- знание свойств полезных ископаемых.

Личностные:

- формирование положительного отношения и интереса к изучению природы;

- развитие способности к самоконтролю;

- развитие навыка сотрудничества.

Метапредметные:

Регулятивные:

- прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- определять степень успешности выполнения своей работы.

Познавательные:

- развивать умение, сопоставляя факты, делать выводы;

- выстроить с помощью выполнения отдельных заданий решение задачи в целом, обосновывать решение;

- находить необходимую информацию из дополнительных источников (словарей).

Комуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- формировать свои мысли в устной форме.

п/п

Этап урока, решаемые задачи

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация учеб-ной деятельности.

Задача: создание позитивного настроя учащихся на продолжитель-ную познаватель-ную деятельность

- Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Все ребята тихо сели,

На меня все посмотрели.


Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Личностные УУД: внимание, уважение к сверстникам.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудни-чества с учителем, сверстниками.

Регулятивные УУД: мобилизация силы, энергии

2

Актуализация знаний.

Задача: актуализировать учебное содержание, неоюходимое для изучения нового материала.



- Проверим, как вы усвоили тему прошлого урока, для этого ответьте на вопросы. Возьмите бланк №1, подпишите свою фамилию и имя. Затем читаете вопрос и отвечаете на него, ответ записываете во 2 столбик.


Вопрос

Ответ

Самооценка по эталону

1

Как называются вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли в больших массах?



2

Назови полезное ископаемое, которое находится в газообразном состоянии.

­­­­­­


3

Горные породы встречаются только в горах? Ответь «да» или «нет».



4

Из чего состоят горные породы?



5

Как называются места, где залегают полезные ископаемые?



6

Как называют ученых, которые занимаются поиском месторождений полезных ископаемых?





Закончили работу. Сверьте ответы с эталоном. Если ответ верный, поставьте «+», а если ошиблись, поставьте «?».


Вопрос

Ответ

Самооценка по эталону

1

Как называются вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли в больших массах?

Горные породы.


2


Запиши название полезного ископаемого, которое имеет газообразное состояние.

­­­­­­Природный газ.


3

Горные породы встречаются только в горах? Ответь «да» или «нет».

Нет.


4

Из чего состоят горные породы?

Из минералов.


5

Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

Месторожде-ниями.


6

Как называют ученых, которые занимаются поиском месторождений полезных ископаемых?

Геологи.




Эти отметки в конце урока вы поставите себе в дневник.

Объясняет, как нужно выполнять работу в бланке и оценить свою работу.

Письменно отвечают на вопросы по теме прошлого урока, затем сверяют свои ответы с эталоном.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.

3

Определение темы урока.

Задача: формулирование темы урока

- Чтобы определить тему нашего урока посмотрите на экран и ответьте на вопрос: Какие горные породы залегают на поверхности земли?

- Почва – это верхний плодородный слой. А мы сегодня на уроке поговорим о более глубинных горных породах. Как вы думаете, что это за горные породы?

- Правильно. Тема нашего урока: Полезные ископаемые песок и глина.

- Сегодня вы будем исследователями, и работать будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Посмотрите на стенд. Назовите первое правило, второе и т.д.

Организует диалог с учащимися, в ходе которого определяется тема урока.

Определяют тему урока. Читают правила со стенда.



Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.

4

Изучение нового материала.

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала

(Организация исследования)

Капитаны групп подойдите ко мне и возьмите инструкции. Садитесь. Теперь внимательно прочитайте её командой вместе, а вот результаты исследований будете заносить в бланки для исследования. Если закончите исследование, капитан поднимает руку. И та группа, которая раньше закончит работу первая делится результатами своего исследования.

Практическая работа

1 группа. Инструкция.

Внимательно прочитайте инструкцию, результаты исследований будете заносить в бланки для исследования

  1. Какое полезное ископаемое вы исследуете?

  2. В толковом словаре найдите определение «песок» и спишите определение.

  3. Рассмотрите песок через лупу. Из чего он состоит?

  4. Определите состояние (твердое, жидкое, газообразное)

  5. Определите цвет.

  6. Понюхайте песок. Он имеет запах?

Бланк исследования

1 группа. Заполни текст по инструкции.

Наша группа исследовала _________________.

Из толкового словаря мы узнали, что песок – это______________

______________________________________.

При рассмотрении через лупу мы увидели, что он состоит из___

___________________________________________________.

Имеет _______________состояние, цвет ______________, запах (имеет или не имеет)_________________.


________________________________________________________________________________________________________________


2 группа. Инструкция.

Внимательно прочитайте инструкцию, результаты исследований будете заносить в бланки для исследования.

  1. Какое полезное ископаемое вы исследуете?

  2. В толковом словаре найдите определение «глина» и спишите определение.

  3. Рассмотрите глину через лупу. Из чего она состоит?

  4. Определите состояние (твердое, жидкое, газообразное)

  5. Определите цвет.

  6. Понюхайте глину. Она имеет запах?

Бланк исследования

2 группа. Заполни текст по инструкции.

Наша группа исследовала __­­______________.

Из толкового словаря мы узнали, что глина – это______________

________________________________________________________________________________________.

При рассмотрении через лупу мы увидели, что он состоит из__ _

_______________________________________________________.

Имеет_______________состояние, цвет______________, запах (имеет или не имеет)_________________________.


________________________________________________________________________________________________________________


- Закончили работу. Сейчас ___ группа поделится результатами своего исследования.

- Капитаны команд выходит к доске, а остальные ребята их внимательно слушают, т.к. в конце урока я проведу тест.

- Молодцы ребята! Вы очень активно поработали. А сейчас давайте немного отдохнём.

Даёт задания группам. Ставит задачи перед группами. Оказывает индивидуальную помощь каждой группе. Контролирует, помогает работать с толковыми словарями.

Получают инструкции и бланки исследования. Проводят самостоятельное исследование. Выступают со своими результатами исследования.

Познавательные УУД: находить необходи-мую информацию из дополнительных ис-точников (словарей).

Личностные УУД: развитие навыка сотрудничества. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответст-вии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: слушание и понимание речи других; оформление своих мыслей в устной форме.

5

Физминутка.

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.

По дорожке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немножко отдохнем!

И опять исследовать пойдем!

Показывает движения.

Повторяют движения.


6

Продолжение работы над новым материалом.

- Продолжим наше исследование. Следующий опыт покажу вам я. Ваша задача, слушать, смотреть и запоминать.

- Возьмём 2 стакана и поместим в них воронки. В воронки поместим фильтр из кусочков ваты. На фильтр одной воронки положим влажный песок, а на второй фильтр размельчённую смоченную глину. Отмерим одинаковое количество воды и нальём одновременно в обе воронки. Понаблюдаем, что произойдёт.

- Какой вывод можно сделать, ребята?

- Давайте запишем в бланк исследования еще одно свойство песка и глины на свободных строках. Капитаны взяли ручки, записываем. (1 группа записывает: Песок водопроницаем. 2 группа: У глины водопроницаемость плохая.)

- Рассмотрим следующее свойство песка и глины.

- Дома в блюдце с водой я положила небольшой кусок глины. Понемногу подливала воду, глину разминала до тех пор, пока она не стала мягкой и вязкой (тестообразной). Из такой глины легко можно лепить.

- Придадим сырому песку и мокрой глине форму шарика. Если мы шарик с глиной сожмём, её основная форма сохранится?

Показывает опыт.

Дети наблюдают за опытом и делают выводы.

Коммуникативные УУД: слушание и понимание речи других; оформление своих мыслей в устной форме.

7

Этап контроля.

Задача: выявить качество усвоения учащимися знаний.

- Предлагаю для проверки знаний тест. Прочитайте задание, выберите правильный вариант ответа.



Тест:

1. Потная горная порода это:

А. Песок

Б. Глина

2. Какое полезное ископаемое хорошо сохраняет форму?

А. Песок

Б. Глина

3. Какая из горных пород состоит из отдельных песчинок?

А. Песок

Б. Глина

4. Какое полезное ископаемое лучше пропускает воду?

А. Песок

Б. Глина

- Проверяем по эталону.

НОМЕР ВОПРОСА

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1

Б

2

Б

3

А

4

А

- Поднимите руку у кого все ответы правильные? (Молодцы! Я очень рада, что вы были внимательны и активны сегодня на уроке)

- У кого 3 правильных ответа? (Умнички, вы хорошо поработали на уроке, но нужно было быть немного внимательнее)

- У кого меньше 3 правильных ответа? (Не расстраивайтесь! Надеюсь, что дома вы еще раз прочитав материал в учебнике у вас не останется «пробелов» по этой теме).

- Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем подумать, как люди используют песок и глину.

- Как вы думаете, это свойство глины не пропускать воду, пластичность, где пригодилось человеку? (Способность глины не пропускать воду - важное свойство, благодаря этому, глину стали использовать для приготовления посуды.)

- Как называли такую посуду?

- А глиняная посуда, это хорошо или плохо?

Объясняет, проводит, анализирует.

Выполняют тест и проверяют его по эталону. Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответст-вии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: слушание и понимание речи других; оформление своих мыслей в устной форме.

8

Задание на дом.

Домашнее задание:

Прочитать в учебнике стр. 61, вопрос №6 выполнить по желанию.

Даёт пояснения по Д/з.

Записывают задание на дом и ставят отметку за урок.


9

Заключительный этап и рефлексия.

Задача: обеспече-ние позитивного настроя на получе-ние знаний.

1. Какие полезные ископаемые исследовали на уроке?

2. Расскажите о свойствах песка и глины (1 группа рассказывает о свойствах глины, а 2 группа о свойствах песка).

- Оцените свою работу на уроке:

*Те, кто считают, что хорошо поняли новую тему, справились с самостоятельными работами без ошибок и может рассказать своим родителям – покажите зелёный цвет.

*Если вы хорошо поняли тему, но допустили ошибки и затрудняетесь рассказать родителям – покажите жёлтый цвет.

*Ну, а если ничего не запомнили – покажите красный цвет.


- Все встали. Урок закончен.

Объясняет, как работать с оценочным листом. Подводит итог урока.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей работы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по окружающему миру "Полезные ископаемые (песок, глина)"

Автор: Прокофьева Анастасия Александровна

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364255


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства