4. ОВД 1. – Прочитайте слова Ф. М. Достоевского: «Сложен всякий человек, и глубок, как море». – Как вы понимаете это выражение? (Высказывания учащихся.) – Внутренний мир человека называют душевной жизнью, его изучает особая наука – психология. – Знания не даются человеку от рождения. Он приобретает их в течение всей жизни. Как человек получает знания? (Познание начинается с органов чувств.) – Какие органы чувств вы знаете? (Ответы учащихся.) – Отгадайте загадку: • один говорит, двое глядят, двое слушают. – О каких органах чувств говорится в загадке? (Язык, глаза, уши.) 2. Игровая ситуация. ученику завязать глаза, дать в руки апельсин, яблоко и предложить назвать предмет. вопросы: – Что у тебя в руках? – Почему ты так решил? – Какой образ возник в твоем воображении? Затем предложить мяч, который ученику также необходимо узнать на ощупь. Вопросы: – Что это за предмет? – Почему ты думаешь, что это мяч, а не апельсин? – Какой образ возник в твоем воображении? 4. Объяснение теоретического материала (диалог с классом). – Что помогло определить, что предмет, предложенный тебе, это апельсин? (органы чувств.) – Какие органы чувств есть у человека? – А есть ли такие органы у животных? – Итак, органы чувств (глаза и уши) посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так мы воспринимаем окружающий мир, так происходит восприятие – это первая ступенька познания. Сохранить полученную информацию помогает память. Память – это вторая ступенька познания. Благодаря памяти человек накапливает в своём мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо «достать» что-нибудь нужное из памяти. Сведения, полученные об окружающем мире, человек обдумывает, сравнивает, классифицирует, устанавливает связи между предметами, явлениями, делает выводы. Это третья ступенька познания – мышление. Способность представлять себе то, чего нет перед ним, называется – воображением или фантазией. Это четвёртая ступенька познания. |