Студент-практикант | Давыдова А.В. |
Предмет, класс | 3г, русский язык |
Тема урока | Склонение имен существительных. |
Дата проведения | 29.01.24 |
Цель урока | Ознакомление обучающихся со склонениями имён существительных. |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Познакомить обучающихся с 3-мя типами склонений. Установить отличительные признаки каждого склонения. Научить определять склонение существительных. | Развивать правильное положение руки при письме. Развивать умение ориентироваться в рабочей тетради. Развивать умение действовать по плану, соблюдать инструкции. Развивать навык взаимооценки и самооценки. | Воспитывать умение вести диалог. Воспитывать умение самоконтроля в действиях. Формировать положительную мотивацию к учению. |
Тип урока | ОНЗ |
УМК | Школа XXI века. |
Межпредметные связи | Литературное чтение. |
Планируемые результаты | Предметные: умеют определять склонения существительных, знают типы склонений, знают отличительные признаки каждого склонения. Метапредметные: Познавательные – умеют формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа. Регулятивные – умеют формулировать цель урока, действуют по плану. Коммуникативные – умеют производить адекватную самооценку и взаимооценку, проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога. Личностные: определяют успешность выполнения задания, умеют делать выводы из изученного. |
Этап урока | Деятельность учителя: (планируемые действия, задания для обучающихся; вопросы учителя) | Деятельность обучающихся: |
Мотивация к учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята. Проверьте на партах вашу готовность к уроку. Можете присаживаться. | Слушают учителя. |
2.Проблемная ситуация и постановка учебной задачи. | - Посмотрите на экран, давайте прочитаем предложение: Автобус едет по улице Гагарина и по площади Свободы. - Определим падеж у существительных «по улице» и «по площади», выделим окончание. - Ребята, знаете ли вы почему в данных словах разные окончания, хотя у них одинаковый падеж и одинаковый предлог? - На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке. - Откройте страничку учебника 35 и прочитайте тему сегодняшнего урока, давайте сформулируем цель на сегодняшний урок. | - Падеж дательный. - Цель: узнать какие склонения имен существительных бывают и для чего они нужны в русском языке. |
3. Этап актуализации и обобщения знаний. | - Давайте вспомним, на какой вопрос отвечают имена существительные? - Как определить род у существительного? - Посмотрите на экран, давайте определим род у существительных: Машина, шоколад, поляна, окно, счастье, дочь, слон, аметист, сирень. | - Отвечают на вопрос «кто?» и «что?» - Нужно задать вопрос. |
4.Изучение нового материала. | - Предположите, на какие 3 группы можно разделить эти слова? - Давайте распределим эти слова по их склонениям, для этого нам нужно узнать какие склонения бывают. Откройте пожалуйста тетрадочки, запишите сегодняшнее число и «классная работа». Возьмите карандаш и линейку, давайте начертим основу для нашей будущей таблицы. Учитель выполняет построение и заполнение таблицы на доске, дети в тетрадях. Чертим верхнюю границу таблицы по всей ширине страницы в тетради до полей. Делим примерно на 3 равные столбца. В первом столбце записываем «1 склонение». Теперь давайте посмотрим в учебнике на стр. 36 какие слова относятся к первому склонению. - К 1-му склонению относятся слова мужского и женского рода с окончаниями – а, -я. Записываем в таблицу. - Заполняем второй и третий столбец по этому алгоритму. | Предлагают варианты. Выполняют построение в тетрадях, участвуют в обсуждении. |
4. Физминутка. | Тропический дождь. | |
5. Продолжение по теме урока. | - Возвращаемся к нашей табличке, в ней явно не хватает примеров. Заполним табличку словами с экрана, с которыми мы работали в начале урока. Так как мы определили род у существительных, нам будет удобно это сделать. Машина (1 скл), шоколад (2 скл), поляна (1 скл), окно (2 скл), счастье (2 скл), дочь (3 скл), слон (2 скл), аметист (2 скл), сирень (3 скл). - Молодцы. Проговорим склонения еще раз. - Возьмите пожалуйста карточки, которые лежат у Вас на партах. У Вас есть выделенные слова сверху таблицы, их нужно распределить по склонениям в первый, второй и третий столбик. Выделить окончания. Три человека выходят к доске, каждый из них заполняет по 1 столбику. Дети выполняют задание в карточках индивидуально. Проверка с доской. | Заполняют таблицу примерами. |
6. Домашнее задание. | Выучить таблицу в тетради. Стр. 37 №2. | Записывают домашнее задание. |
7.Рефлексия учебной деятельности. | - Давайте оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Поднимите пожалуйста одну руку те ребята, которым сегодня было все понятно и легко, если вы затруднялись или вам было что-то не понятно – поднимите две руки. - Чем мы занимались сегодня на уроке? Что для Вас было самое простое? Что самое сложное? | Отвечают на вопросы учителя. |
Дуб, корица, тюльпан, дочь, снег, гладиолус, слякоть, лицо, береза, книга, матрешка, братишка, берег, болезнь, остров, мысль, восход, дядя, сияние, степь. |
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Корица | Дуб | Дочь |
береза | тюльпан | Слякоть |
книга | Снег | болезнь |
матрешка | гладиолус | мысль |
братишка | лицо | Степь |
дядя | берег | |
| остров | |
| восход | |
| сияние | |