kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные 1 склонения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Ильёвская школа»

Калачевского муниципального района

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»


Дата проведения: 15.10. 2016г.


Учитель: Тоскина Наталья Ивановна.


Класс: 4 «а»


Тип урока: урок изучения нового материала.


Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные 1 склонения.


Задачи:

Образовательные:

  • формировать навык правильного и красивого письма;

  • формировать понятие о типах склонения имён существительных;

  • повторять правила правописания слов.

Развивающие:

  • развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.

  • развивать устную и письменную речь учащихся.

  • анализировать и классифицировать, слушать товарищей.

  • положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления

  • внимание и память учащихся

  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

Воспитательные:

  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;

  • воспитание культуры общения со сверстниками;

  • содействие формированию этических норм поведения на уроке;

  • воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;


Планируемые УУД:


познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий;

регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом; познавательные - умение различать склонения имён существительных; развиваем мыслительную деятельность;

коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;

личностные: выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.


Формы обучения: исследование, деятельностный способ обучения.














СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап. Задачи этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

1.Организационный этап.


Психологическая подготовка к общению.


Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Будем знания добывать

Чтоб с успехом применять.



- Пожелаем друг другу успехов в учении.


-А, какое у нас настроение?

Дети стоят возле парты.






Присаживаются на свои места.



Настраиваются на работу.




Дети показывают ладошку.(зеленая – отличное настр., желтое – хорошее, красная – не очень хорошее)

Создание рабочей обстановки в классе, эмоциональный настрой на урок

2.Актуализация опорных знаний.

Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков.

Любую работу сделать можно лучше, если составить, что?


План урока.

  • Применяем новые знания.

  • Повторяем, что мы знаем об имени существительном.

  • Подводим итог.

  • Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.



Откройте тетрадь и запишите:

Пятнадцатое ноября. (Слайд 1)

Классная работа.

Не забываем оставить одну пустую строку. Для чего?


Прочитайте, …. И отгадайте, какую букву мы сегодня пишем


Белые бараны били в барабаны.

(Слайд 2 )

Пишем и говорим. (Буква «бэ», дает два звука, согл., парный по твердости и мягкости, парный по глухости и звонкости)

(Слайд 3 )



Разговор, обмен мнениями – это что?

(Слайд 4 )


На уроке дети беседовали о березе, о клене и ели.

Какой возникает вопрос?



Нам нужно ответить на этот вопрос?

Проблемный вопрос.



Пользуясь нашим планом мы с вами продолжаем раскрывать тайны русского языка.


Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Есть один седой старик, превращаться он привык: в шляпу, в дерево, в конфеты – в общем, в разные предметы.


(Слайд 5)

Перед вами шесть признаков имени существительного. Перечислите их.


(На слайде шесть таблиц, они открываются по мере высказывания детей).



Одна таблица осталась закрытой. Что это значит?


А вот какой признак?


Проблемный вопрос.


План.

Нет.

Ставят пункты плана в нужном порядке.


План урока.

  • Повторяем, что мы знаем об

имени существительном.

  • Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.

  • Применяем новые знания.

  • Подводим итог



Учащиеся записывают дату урока в тетрадь










Букву Б.

Называют звуки







Беседа


Ответы детей (имя существительное).


Дети пишут предложение и выделяют окончание, определяют падеж.





Почему падеж одинаковый, а окончания разные.








Отвечают дети.



Имя существительное.




Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, число, род, падеж.

Постоянные признаки и непостоянные признаки.




Значит, что есть еще один признак у имени существительного.


Ребята в ожидании открытии новых знаний.



Учащиеся анализируют объекты, выделяют главное



Поиск и выделение необходимой информации.



Формулирование

своего мнения.




Знать признаки имени существительного как части речи.



3. Постановка проблемы.

Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока.

Внимание, у меня на доске слова. Первый вопрос.

- Что это за слова?

-Какое задание можно здесь выполнить ?


Сп.сибо, к.стер, л.пата, обл.к., н.ябрь, .щё, налев., .нженер, .нот.

Вы работаете в парах, помогаете друг другу.

Есть желающие поработать у доски.


Давайте проверим, чтобы выполнить самооценку.

У кого все правильно, встаньте, пожалуйста.! Молодцы, похвалили себя, тихо сели.

А, теперь у меня к вам вопрос, как вы думаете, что объединяет эти слова?

А, с какой целью я выбрала эти слова?

…усмотрели, что по первым буквам можно прочесть слово.

Как мы с вами называем это задание!

Какое слово можно прочесть

Что мы расшифровали?

(Слайд )

Вам слово – склонение, знакомо?


Что нового хотим узнать?





А когда возникают вопросы, где мы можем найти ответ?

Хорошо если нет в словаре. То открываем в учебнике стр.89

Что – нибудь стало понятнее?

Еще что?



«Открываем» тему урока.

(Слайд 6)



Что значит склонение? Прочитайте стр.89




Скажите, а мы с вами умеем изменять существительные по падежам и числам.

Именно этим мы сейчас и займемся.

Мы с вами ответили на вопрос, что такое склонение, что их – три.

А вот ни у кого не возник вопрос - какие существительные, к какому склонению относятся ?




Словарные.

Вставить пропущенные буквы.





Один ученик у доски.



Дети сверяют свои работы.



Встают. Гладят себя по голове.




Словарные.

Повторить.



Можно по первым буквам прочесть слова.


«Шифровальщик»

Склонение

Нет


Что такое склонение? На какие вопросы отвечает. Для чего нужно склонение.

В учебнике, в словаре.



Читают тему раздела.

Три склонения имен существительных

Что их три.

Что склонения бывают у имени существительных.


Склонение.

Запишем в тетрадь тему урока




Что это еще один признак имени существительного.



Дети читают сообщение.

Изменение существительных по падежам


Умеем.





Подведение под понятие.


Мотивационная основа учебной деятельности;анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, формулирование и аргументация своего мнения.


Формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою тоску зрения. Принимать и сохранять учебную задачу, определять общие цели и пути их достижения, использовать опыт знаний

6.Изучение нового материала.

Познакомить с делением существительных на три группы.

И что бы ответить на этот вопрос, мы сейчас с вами будем работать в малых группах по 3-4 человека.

Раздаю вам рабочий лист, на этом листе есть задания просклонять слово


Вы сейчас будете работать исследователями

Вы изменяете, слово по падежам, выделяете окончание и один ученик от группы выходит к доске и выпишет окончания на доску.


Вы в малых группах провели работу, просклоняли слова, занесли результаты в таблицу

А сейчас мы узнаем, кто из вас, самый внимательный, кто заметил у каких существительных одинаковые окончания.

Какие группы можно объединить по сходным падежам?


Посмотрите внимательнее.

Ребята, что вы заметили?

Учитель показывает эти окончания на слайде.

(Слаид 7)





А, как можно назвать каждую группу?

(Слайд8)


Чтобы эта информация осталась у вас запишите в тетрадь.

Обратите внимание, как сокращается слово склонение (скл).

Далее записываем, какие сущ., относятся к 1 скл, какие ко 2 скл, какие к 3 скл.

Дома это можно перенести в свои подсказки и пользоваться на уроках.

Кто готов, показали.

Что нужно хорошо знать, чтобы определить склонение?

Проверяем, как вы это хорошо делаете.






Дети читают слова, определяют род.



Выполняют работу на листах.




По одному представителю от группы выходят к доске и выписывают окончания.




Сравнивают, дают ответы




Делают вывод:


Есть сущ., которые имеют одинаковые окончания. Дети называют.


(Ж.ри М.р с окон. а-я - 1 группа

, Ср.р с окон о-е и М.р с нул.окон – 2 группа

Ж.р с мяг. знаком на конце – 3 группа .)


Склонение, их три.




Дети ставать руку на стол.







Нужно хорошо уметь определять род существительных.




Познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

7.Физминутка.

Снятия мышечного напряжения; повышение продуктивности работы

Организует физминутку

Учитель называет слова, если сущ., женского рода -хлопают девочки над головой,

если сущ. мужского рода, то хлопают мальчики над головой,

если сущ. среднего рода приседают.


Выполняют задания, слушая учителя.





Формирование установки на здоровый образ жизни

8.Первичное применение знаний.

Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного























9.Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала


Работа по учебнику.

Упр. 154 с. 89.


Какие слова вы записали, какого они рода, в каком числе употреблены?




Закрепите свои знания, прочитав рубрику «Обратите внимание». Какие имена существительные вы записали?



Значит, какие имена существительные относятся к 1-ому склонению.


Проверьте свои предположения, прочитав правило на стр. 90

У кого все правильно показывают ладонь, у кого есть ошибки, свернули ладошку, у кого не получилось, показали кулачок.





Это существительные мужского и женского рода с окончаниями –а-, -я- в единственном числе.




Читают рубрику.

Это имена существительные 1 склонения.


Высказывают свои мнения.



Читают вслух правило. Убеждаются в правильности своих высказываний.


Самооценка.

Использование общих приемов решения задач;

использование знаково-символических средств;

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.


Работа с электрон. Приложнием к учебнику



Применяем новые знания.

Чтобы выполнить следующее задание, составим алгоритм – определения склонения.

Проводит игру «Найдите “лишнее” слово». (Слайд 9)

– Определите, по какому принципу собраны слова
в группу, и найдите «лишнее» слово.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

3-я группа

Улыбка

Юноша

Болезнь

Природа

Радость

Болото

Упрямство

Окно

Парта

Площадь

Пыль

Тетрадь

В лесу

На столе

В доме

Картина






Проверка выполненной работы

(Слайд 10)


Называют сущ. 1 скл.




Дети отвечают.

1.Определяю род существительного.

2.Определю окончание существительного.

3.Выберу нужное склонение.




Находят «лишнее» слово.

Рассуждают.

1-я группа. «Лишнее» слово – «болезнь», так как это имя существительное 3-го склонения, остальные – существительные 1-го склонения.

2-я группа. «Лишнее» слово – «радость», так как это имя существительное 3-го склонения, остальные – 2-го склонения.

3-я группа. «Лишнее» слово – «парта», так как это имя существительное 1-го склонения, остальные – 3-го склонения

4-я группа. «Лишнее» слово – «картина», так как это имя существительное стоит в именительном падеже.

















Умение работать самостоятельно, формулировать собственное мнение.



.




10.Подведение итогов. Рефлексия.


Дать оценку работы класса

- Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока

Почему у существительных были разные окончания? ( Слайд 11)

Что такое склонение?

О каких группах склонений имен существительных вы узнали?

Как определить склонение имен существительных?

Проблемный вопрос!

Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?

Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?

(Слайд 12)


Итак, подводим итог, мы на все вопросы ответили, которые возникали у нас вначале урока?


Тогда оцените результаты своего

труда на уроке

не удалось разобраться в теме – крас.

Остались вопросы – желт.

Тема раскрыта, все понятно - зеленая

А какое у нас сейчас настроение?

--А сейчас покажем результаты труда всего класса.

-(на доске появляется круг из ладошек: зеленые -все получилось, желтые -нужно еще постараться, красные -предстоит много трудиться.)

- С каким настроением заканчиваем урок?






Существительные разного склонения


Склонение – это изменение имен существительных по падежам.






Нет.





Постоянный признак.



Да, мы установили отличительные признак имён существительных разных склонений и научились определять склонение существительных




Дети показывают ладони




Дети показывают ладошки.



Дети выходят к доске и крепят ладонь.

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности


11.Информация о домашнем задании.

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Поясняет домашнее задание. (Слайд 13)

Учебник стр. 90 выучить правило, словарные слова; рабочая тетрадь стр. 55, упр. 126, 127.


Урок окончен. Спасибо за урок. До свидания.

Записывают домашнее задание в дневник.








Резерв

- Существительным зовусь,

На три склонения делюсь:

1-е склонение – с окончаньем и

Рода женского и мужского, друзья.

2-е склонение – род мужской без окончанья,

А средний род – , – плавное звучанье.

3-е склонение – род женский с ь на конце всех слов.

Запомни – это правило для всех учеников!



кому? (Д.п.)

на, за, под, через, про, в (В.п.)

нет (Р.п.)

«щедрый» падеж (Д.п.)

без предлога не употребляется (П.п.)

подлежащее (И.П.)

«падеж-работяга» (Т.п.)

кого? (Р.п., В.п.)

два предлога (Д.п.)

что? (И.п., В. п.)

о, об (П.п.)


Правила работы в группе.


Алгоритм.

  1. Прочитать слово.

  2. Определить род имени существительного.

  3. Назвать окончание.

  4. Определить склонение.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тоскина Наталья Ивановна.

Дата: 31.03.2017

Номер свидетельства: 405559


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства