| **Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Мотива-ционный этап. | Создать условия для внутренней потребности | Рифмован-ное начало урока | Включение в деловой ритм. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! | Слушают учителя | - умение слушать(К) -самоопределение к деятельности – (Л) | Включен-ность в монологическую речь |
2 | Этап актуали-зации знаний по предло-женной теме и осуществление первого пробного действия | Организовать учащихся на учебный процесс, создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Игра «Умники и умницы» | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Поиграем в игру «Умники и умницы» Перед вами три дорожки вопросов и заданий разного уровня сложности (на доске модель дорожек): «Зелёная дорожка» - простые вопросы и задания; «Жёлтая дорожка» - средней сложности вопросы; «Красная дорожка» - сложные вопросы и задания. Проведём отборочный тур игроков. Вопросы для отборочного тура: 1. Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи? [ответивший «двигается» по зеленой дорожке (передвигается магнит)] 2. На какой вопрос отвечают и что обозначают имена существительные? [ответивший «двигается» по желтой дорожке] 3. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных. [ответивший «двигается» по красной дорожке] - Прежде чем пригласить первого игрока к «зелёной дорожке», запишем предложение, вставим пропущенные буквы в словах. На доске: Артём приготовил докла. о пустыне и ст.пи. Проверка. - С этим предложением мы будем работать на дорожках вместе с игроками Приглашаем первого игрока к «зелёной дорожке» 1. Назови в предложении имена существительные. [после правильного ответа передвигается магнит на следующий вопрос] 2. Определи, каким членом предложения являются существительные. 3. Какие постоянные признаки этих существительных можем определить? (одушевлённость, неодушевлённость) Какой ещё постоянный признак определим? (род) На доске: Сущ. Сущ. Сущ. Сущ. Артём приготовил доклад о пустыне и степи. Одуш. Неодуш. Неодуш . м. р. м. р. ж. р [Ученик получает медаль за работу на дорожке] - Приглашаем второго игрока к «жёлтой дорожке» 1. Сколько падежей в русском языке? Перечисли их. 2. Что значит, изменить существительное по падежам? 3. Как определить падеж существительного? Определи падеж существительных в предложении. [Ученик получает медаль за работу на дорожке] - Приглашаем третьего игрока к «красной дорожке» 1. Дай характеристику этому предложению и начерти схему. (Повествовательное, невосклицательное, распространенное ,простое с однородными второстепенными членами) [ ___ ___ О и О]. 2. Однородные второстепенные члены выражены существительными. Что общего между этими существительными? (Отвечают на вопрос о чём?, неодушевлённые, ж. р., ед. ч., П. п., вт. чл.) | Играют в игру Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Воспроизводят и фиксируют ЗУНы достаточные для построения нового способа действий. Записывают предложение | Использование знаково-символических средств -П; -осознанное и произвольное речевые высказывание – П; - выполнение пробного задания – Р; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К . | |
3 | Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия | Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности. | беседа | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Учитель выступает в роли организатора. А чем отличаются эти существительные? Выдели окончания: О пустыне и степи А почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные? Можем ответить на этот вопрос? Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос: Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные? | Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. | -формирование адекватной позитивной самооценки- Л фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии - Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -поиск и выделение необходимой информ.-и-П. | |
4 | Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения | Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. Определение темы урока и постановка целей урока. | исследование | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. -Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование. У каждого ученика лист с существительными с пропущенными окончаниями. Задание: Определить род существительных, изменить существительные по падежам, понаблюдать за окончаниями сущ-х. (1группа: газета, ученик, папа, степь, печь, окно; 2группа: вода, конь, смелость, Юра, честь, море; 3группа: деревня, угол, вещь, дядя, храбрость, зерно) | Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения(чему учиться) Предлагают и согласовывают тему урока. Составляют план достижения цели и определяют средства | -Самоопределение – Л -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К . -поиск и выделение необходимой информации; Установление причинно – следств. связи -П; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности .-Р; | |
5 | Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. | Усвоить учащимися новый способ действия. | Игра по таблице Шульте | Работа в группах. (Повторение правил работы в группе) Задание: Сравнить окончания существительных. Есть ли слова с однотипными окончаниями в одинаковых падежах? Разбейте слова на группы так, чтобы мы их смогли разместить в нашей таблице [на доске]. Проверяем: (уч-ся предлагают варианты и прикрепляют увеличенные модели пар сущ-х с однотипными окончаниями в столбцы таблицы) Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме окончания –а, -я). [В таблице прикрепляется вывод . Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание). [В таблице прикрепляется вывод]. Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь на конце. [В таблице прикрепляется вывод]. Устанавливает осознанность ситуации. Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия Как называются в русском языке эти группы существительных? Игра по таблице Шульте (разминка для глаз, выработка быстроты взора) - Я называю адрес букв и слогов, а вы запишите на листах по порядку, должно получиться слово – название групп существительных. существительных. адрес | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | А | с | су | ме | не | ль | Б | ще | к | т | ны | н | В | ни | ви | ло | е | и | Г | х | ни | те | ри | я | А-1, Б-2, В-3, А-4, Г-2, В-4 С к ло не ни е [В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение] Как назовём нашу таблицу? [Предлжения детей. Открывается название: «Склонение имён существительных] | На основе выбранного учащимися метода они выдвигают гипотезы, используя схемы, муляжи, чертежи и др. применяя новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения. | - смыслообразование –Л; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности .-Р; | |
6 | Первичное закрепление нового знания | Интериоризиро-вать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. | | Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы распределили существительные по группам. (Идёт проверка по учебнику. Правило на стр. 141 один ученик читает вслух, остальные следят по тексту) Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения Организует деятельность по применению новых знаний. А сейчас , пользуясь таблицей , выполните упражнение159 на стр.142 | Решают (в группах, фронтально, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действий. При этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма (определение, свойства) | - смыслообразование –Л; Извлечение из предметного текста необходимой информации - П; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; - построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет- К | |
7 | Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Организация деятельности учащихся по применению знаний и умений в самостоятельной работе. | | Предлагаю выполнить индивидуальное задание. Предлагаю вам три задания на выбор. Задание на 1 балл Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика по склонениям. Зима, лето, ночь, новость, карандаш, река Задание на 2 балла Определи склонение существительных. Исключи из столбиков лишние слова. Будь внимателен. суббота | товарищ | радость | аллея | город | товарищ | дорога | уголь | честь | билет | яблоко | медаль | деревня | малина | смелость | автомобиль | лагерь | словарь | Задание на 3 балла Найдите в предложениях существительные, определите их склонение. Князь пошел, забывши горе, Сел на башню и на море стал глядеть он. | Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Уч-ся фиксируют положительные результаты своих дествий (знаково: +,- и др.).Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения-Р - самоопределение-С | |
8 | Включение в систему знаний и умений | Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. | игра«Ладушки» | Организует выполнение заданий в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Организует тренинг ЗУНов раннее сформированных доведением их до автоматизма. А теперь поиграем в игру «Ладушки». Если я называю сущ.1-го скл.- то хлопает первый ряд, 2го- второй ряд, 3го- третий ряд Дочь, луч, окно, капля, костёр, поле, газета, ремонт, яблоко, тетрадь, стол, серебро. Итоговый вопрос: Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему? Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного? | Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения-Р - самоопределение-С | |
9 | Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности | Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий соотнести цель и результаты деятельности на уроке | «Телеграмма» | Организует рефлексию. Мы подошли к последнему этапу урока. - Что такое склонение? - Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать? - отправьте 4А классу телеграмму по теме сегодняшнего урока. -Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок? Д/з по выбору: Сочинить сказку про три склонения . Оформить (нарисовать) указ царя Имя Существительное о подданных государств трех склонений. Написать шпаргалку про три склонения сущ. | Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Рефлексия способов и условий действий – П; -контроль и оценка способов своей деятельности -Р; -самооценка на основе критерий успешности-Л; -- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; | |