Просмотр содержимого документа
«Таблица умножения и деления с числом 5. по математике»
Форма проведения: урок-лабиринт.
Тема: Таблицы умножения и деления с числом 5.
Цель:
Составить таблицы умножения и деления с числом 5 и начать проводить работу по их закреплению.
Развивать память, внимание, логическое мышление, интерес к предмету.
Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.
Оборудование: сигнальные досочки, карточки-сорбонки, изображение лабиринта на листе ватмана, сигналы согласия, схема выхода из лабиринта, девиз урока “Так таблицу будем знать, чтобы было только 5”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
2. Сообщение темы урока, целей
– Я предлагаю на сегодняшнем уроке математики пройти через лабиринт. Что такое лабиринт? Кто знает значение этого слова? В “Толковом словаре” под редакцией Д.Н.Ушакова я нашла такое объяснение:
Лабиринт –
1. В Древней Греции и Египте – большое здание, дворец со множеством комнат и запутанными переходами. 2. Запутанная сеть дорожек в парке, расположенных так, что гуляющему трудно выбраться оттуда. 3. (Перен. знач.) Сложное, запутанное сцепление, переплетение чего-нибудь.
– Как вы объясните значение слова лабиринт применительно к нашему уроку? Что же на уроке математики может являться лабиринтом? (Мир науки, мир знаний).
На доску вывешивается изображение лабиринта.
– Пройдя через сложные ходы лабиринта, мы повторим таблицу умножения и деления с числами 2, 3, 4, составим и постараемся запомнить таблицу умножения и деления с числом 5. Пусть девизом урока будут слова “Так таблицу будем знать, чтобы было только “5”!
3. Устный счёт.
– Давайте войдём в этот лабиринт знаний. Чтобы не заблудиться и с честью выйти из лабиринта нам будет оказана помощь, но только лишь тогда, когда мы сможем расшифровать эту запись.
Нить Ариадны
– Путеводной нитью в этом лабиринте для нас будет “нить Ариадны”.
На доску вывешивается схема продвижения по лабиринту. Учитель произвольно чертит лабиринт.
– Я ознакомлю вас с тем, откуда пришло это выражение.
“В древней Греции существовал такой миф: жители Афин по требованию критского царя каждый год отправляли на остров семь юношей и семь девушек на съедение чудовищу – полубыку-получеловеку Минотавру. Он жил в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Афинский герой Тесей собрался убить Минотавра. Дочь критского царя Ариадна решила помочь ему. Когда Тесея и обречённых на растерзание юношей и девушек повели в лабиринт, Ариадна тайно от отца предала Тесею острый меч и клубок ниток. Начало нити было привязано у входа в лабиринт. Когда Тесей убил чудовище, то по нити он нашёл обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обречённых”. Сейчас это выражение употребляется в переносном значении – средство выйти из затруднительного положения. Ариадновой нитью нам будет служить эта схема, она укажет нам выход из лабиринта. Итак, смело входим в лабиринт. (После каждого этапа сверять путь следования по схеме.)
Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться. Два – согнуться, подтянуться. Три – в ладоши 3 хлопка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сядь.
4. Задачи в стихах
Дети пишут ответы на сигнальных досочках.
8 пар танцуют польку, А всех танцоров сколько? (16)
Испекла нам бабушка Вкусные оладушки. Всего оладей 27. По 3 нам хватило всем. Кто ответит из ребят, Сколько было же внучат? (9)
Полюбуйтесь-ка вы сами: Мчатся тройки с бубенцами, Сосчитать коней попросим, Если троек – восемь. (24)
Подарил утятам ёжик 8 кожаных сапожек. Сколько ж маленьких утят Ёжика благодарят? (4)
На заборе расфуфырились коты, Распушили свои длинные хвосты. А хвостов-то было 8, Сколько лап? У кого спросим? (32)
5. Изучение нового материала. Составление таблиц умножения и деления с числом 5.
Доска разделена на 4 части. К доске пригласить 4 учеников, учитель даёт каждому задание.
– Сегодня на уроке мы должны составить таблицы умножению и деления с числом 5.
1-ый столбик: Таблица умножения числа 5.
2-ой столбик: Пользуясь переместительным свойством действия умножения, составить таблицу умножения на число 5.
3-ий столбик: Используя таблицу умножения числа 5, записать, как получить первый множитель.
4-ый столбик: Записать, как получить второй множитель.
Проверка и анализ таблицы.
Выводы:
В произведении в разряде единиц 0 или 5.
Если 5 умножаем на чётное число, то получаем круглое число.
Если 5 умножаем на нечётное число, то последняя цифра произведения 5.
Если 5 умножаем на чётное число, то количество десятков равно половине второго множителя.
Если 5 умножить на нечётное число, то количество десятков равно половине числа, предшествующего второму множителю.
6. Закрепление таблиц умножения и деления с числом 5
1) Игра “Глаз – фотограф”.
– В этой игре проверим, у кого глаз как фотоаппарат, т.е. кто сумеет сфотографировать таблицу (запомнить её). Затем желающие будут выходить к доске, все остальные дети задавать вопросы по таблице.
2) Работа по учебнику (стр. 36, № 2).
– Начнём работу с 4-го столбика, объясните порядок действий, вычислите и запишите значение выражения на сигнальной досочке.
(34, 4, 55)
1 –3 столбики решить самостоятельно в тетрадях. Затем взаимопроверка. (Ответы записаны на обратной стороне доски).
35
5
3
45
7
3
40
6
9
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже. Руки за спину заложим, Голову поднимем выше И легко – легко подышим.
стр. 36, № 4. Решение задачи на доске.
3) Игра “Иду в гости”.
Дети делятся на гостей и хозяев. Хозяева сидят за своими партами, у них карточки-сорбонки, на которых записаны примеры на табличное умножение и деление, а с обратной стороны ответ. Гости подходят к любому хозяину, тот даёт им карточку. Если гость правильно назвал ответ, то эту карточку он берёт с собой и идёт к другому хозяину. У кого больше карточек, тот и выигрывает. Игра начинается и заканчивается по сигналу.
4) Игра “Рекорд класса”.
– Записать 15 равенств на табличное умножение и деление с числом 4, кто первым запишет, выходит к доске. Последний рекорд был 1 минута 15 секунд.
7. Домашнее задание
– Выучить таблицы умножения и деления с числом 5, стр. 36, решить задачу № 3.
8. Итог урока
– Сегодня на уроке, благодаря дружной работе, нам удалось выбраться из лабиринта. Какие открытия вы для себя сделали сегодня? Какие знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?