Урок по математике 3 класс
Тема: «Таблица умножения и деления на 7».
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 7, изменять длины отрезков в соответствии с условием задания, решать составные задачи, включающие увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и на несколько единиц.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся составлять таблицу умножения и деления с числом 7.
Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математика.
Основные понятия и термины: Таблица умножения и деления с числом 7.
Ход урока:
1 .Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Работа в тетрадях:
Открыли тетради. И перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов.
Посмотрите на доску и ответьте мне на несколько вопросов:
- Какое сегодня число? (14)
- Дайте полную характеристику этого числа.
Что вы можете мне сказать о словах – ноябрь, работа, классная? (Словарные слова).
А какими частями речи они выражены?)
– Запишите в тетрадях число. Классная работа.
Учитель открывает на экране загадку:
Нас 7 братьев:
Годами все равны,
А имена разные.
Угадайте, кто мы? (Дни недели)
- Прочитайте загадку.
- О чём идет речь? (О днях недели.)
- Сколько дней в неделе? (7.)
Учитель открывает на доске изображение дней недели:
- Вот они, 7 братьев. Вспомните, где ещё встречается число 7? (7 цветов радуги, 7 нот, и т. д.)
- Вы догадались, почему они все разного цвета? (Каждый день недели соответствует какому-либо цвету радуги.)
- Что интересного в их внешности? (Носик – это номер дня.)
- Какие знаки препинания вы увидели, прочитав загадку? (Знак вопроса, точка, двоеточие.)
- Какие из них похожи на математические знаки? (На знак действия умножения и деления.)
- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Умножению и делению, связанными с числом 7.)
Учитель открывает на доске опорную схему:
Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.)
- С чего начнем свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Вы сказали, что в неделе 7 дней. Я для вас приготовила 7 заданий.
С обратной стороны каждого человечка (дня недели) задание.
1) Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.
- Как называется первый день недели? (Понедельник.)
Учитель переворачивает карточку с изображением первого человечка и читает задание:
Составьте из чисел 7, 5 и 35 все возможные равенства.
Один из учащихся выполняет задание у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях:
5 · 7 = 35
7 · 5 = 35
35 : 5 = 7
35 : 7 = 5
Какими правилами вы воспользовались при составлении этих равенств?
(Правилом взаимосвязи умножения и деления.)
Учитель открывает на доске эталон.
a· b = c
b · a = c
c : a = b
c : b = a
2) Тренинг вычислительного навыка.
- Какой второй день недели? (Вторник.)
Учитель переворачивает карточку с изображением второго человечка и читает второе задание:
- Найдите значения следующих выражений.
Учитель открывает на экране задание:
- Посмотрите на выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях один из компонентов равен 7.)
- Какое выражение лишнее? (Последнее, так как во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении – действие сложения.)
- Подумайте, как изменить это выражение, чтобы оно подходило ко всей группе? (6 · 7.)
- Почему? (Так как 35 это произведение 7 и 5, то если мы возьмем еще раз по 7, то получим произведение чисел 7 и 6.)
Учитель под выражением 35 + 7 записывает выражение 7 · 6.
- Найдите значения данных выражений.
Учащиеся с места называют ответы, учитель записывает ответы на доску. Получается ряд чисел:
35, 28, 14, 21, 7, 42
Расставьте данные числа в порядке возрастания.
Один из учащихся расставляет числа в нужной последовательности на доске, остальные учащиеся работают в тетрадях.
- Что интересного вы заметили? (Числа увеличиваются на 7.)
- Что помогло вам быстро выполнить это задание? (Мы эти случаи умножения выучили.)
3) Пробное действие.
- Что вы повторили?
(Мы повторили взаимосвязь умножения и деления, изученные случаи умножения числа 7.)
- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
- Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
- Какой следующий день недели после вторника? (Среда.)
- Что вы можете сказать об этом дне? (Это середина рабочей недели.)
- Вот мы с вами подошли к середине нашей работы.
Учитель переворачивает карточку с изображением третьего человечка и показывает учащимся задание для пробного действия:
Работа в парах.
1-я группа: самостоятельно составить таблицу умножения на 7, переставив множители в первой таблице.
2-я г р у п п а : составить таблицу деления на 7.
Проверка.
Физкультминутка «Солнышко»
Вы, наверное, устали?
Настало время отдыхать!
Предлагаю усталость
Физкультминуткой снять.
5. Первичное закрепление
- Какой следующий день после среды? (Четверг.)
Учитель переворачивает карточку с изображением четвертого человечка и показывает номер задания. 1)Самостоятельная работа- с.48, пр.№1 (по вариантам)
2) Работа над задачами.
- Какую по счету карточку нужно перевернуть? (Карточку номер пять.)
- Какой это день недели? (Пятница.)
Учитель переворачивает на доске пятую карточку и показывает номер задания.
а)Решение задачи № 2, стр. 48
б)Творческая работа- задача №4, стр.48 (вопрос к задаче)
- Как называется следующий день? (суббота).
Учитель переворачивает на доске шестую карточку и показывает номер задания.
3) Логическое задание (вставить пропущенные числа)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Посмотрите на доску, какая карточка осталась не перевернутой? (Седьмая.)
- Что это за день недели? (Воскресенье.)
- Что это за день? (Это выходной.)
- Что вы делаете в воскресенье? (Отдыхаем.)
- Пришло время отдохнуть и проанализировать работу на уроке.
- Какова была цель сегодняшнего урока?
(Составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.)
- Удалось ли достичь цели?
- Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
Посмотрите в свои карточки, тетради. Вспомните, как вы работали на уроке, были ли трудности?
А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке.
Поднимите:
Весёлый шарик, кому было на уроке легко и всё понятно.
Серьёзный – если что-то не понял на уроке, и надо поработать дополнительно.
Грустный, кому было трудно на уроке, и надо подойти к учителю за помощью
Учащиеся оценивают себя с помощью карточек смайликов.