Открытый урок по математике во 2-м классе по УМК "Начальная школа XXI века"
- Кирамова Аклима Расиховна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
1. Характеристика класса.
Урок во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». В классе 15 человек, из них учебный настрой, мотивация на учебную деятельность, интерес к предмету прослеживается у 12 человек, 3 человек испытывают трудности в обучении. По итогам 1 четверти в классе 10 хорошистов.
2. Характеристика темы.
Это 8 урок по теме “Таблица умножения однозначных чисел” и первый урок по теме «Умножение и деление на 4. Четверть числа». Материал урока способствует развитию устных вычислительных навыков, навыков контроля и самоконтроля. Новизна данного урока в том, что на уроке мы составляем таблицу умножения и деления на 4. Сложность состоит в том, что не все обучающиеся твёрдо знают таблицу умножения на 2 и на 3.
3. Тип урока: Урок комбинированный.
4. Форма проведения нетрадиционная: презентация
5. Цель урока: составление таблицы умножения и соответствующих случаев деления на 4, дать понятие четверть числа.
Задачи:
Образовательная:
- составить таблицу умножения и соответствующих случаев деления на 4, дать понятие четверть числа, обеспечить в ходе урока запоминание таблицы умножения на 4;
- закрепить знания таблицы умножения на 2, 3, закрепить умения решать задачи на умножение и деление, развить навыки контроля и самоконтроля.
Развивающая:
- развивать умение и навыки устных и письменных вычислений;
- развивать мотивационную и эмоционально – волевую сферу личности через реализацию образовательных задач урока, развитие математических способностей, внимания и интереса к предмету через доказательства и обоснования ответов учащихся.
Воспитательная:
- формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда через формы организации обучения, способы взаимодействия учащихся и учителя на уроке, контроль и коррекцию ответов детей.
6. Содержание обучения.
а) Содержание учебного материала соответствует программным требованиям и требованиям стандарта образования.
б) Умения и навыки, которые отрабатываются на уроке: учащиеся должны закрепить знание изученных случаев таблицы умножения.
7. Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа;
- работа в парах;
- самостоятельная работа;
- работа с учебником.
8. Используемые методы:
Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Формы реализации методов:
Объяснение, работа с учебником, воспроизведение действий по применению знаний на практике.
Используемые средства обучения:
- демонстрационные доски у каждого ученика;
- компьютер;
- проектор (слайдовая презентация);
- индивидуальные карточки с заданиями;
- доска;
- учебник;
- тетрадь.
Принципы обучения:
- наглядность;
- научность;
- доступность;
- активность;
- связь теории с практикой;
- воспитание и развитие.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- слайдовая презентация ;
- демонстрационные доски у каждого ученика.
Ход урока
1. Слайд 1. Организационный момент.
Задачи: организовать начало урока, создать положительный настрой на работу.
2. Слайд 2. Целеполагание. Мотивация.
- Действительно ли это так? Зачем нам нужно учиться считать, да и вообще знать
математику?
- Как вы думаете, а что мы сегодня будем делать на уроке?
3. Устный счёт.
Задачи: повторить таблицу умножения на 2, 3.
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права.
Чтоб ни случилось в мире,-
А все же будет дважды два
По–прежнему ….четыре.
- Давайте вспомним таблицу на 2 и на 3. Приготовили досточки.
Слайд 3. - Решаем правильно, пишем красиво.
Слайд 4. - Задачи.
Дарит бабушка-лисица
Трём внучатам рукавицы:
Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте.
Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла,
Разделила на троих.
Сколько каждому из них?
4. Работа над новым материалом. Учебник с. 94 №1.
Задачи: составить таблицу умножения, развивать логическое мышление, память, речь.
- Обсудим вместе. Волк и заяц готовили машины к зиме и меняли колёса. Сколько колёс они сменили у четырёх автомобилей?
- Как решил задачу волк?
- Как решил задачу заяц?
- Кто быстрее справился с заданием? Почему?
- Посмотрите на плакат у зайца. Что это?
- Давайте и мы составим таблицу умножения числа 4. Таблицу умножения записываем на своих карточках.
- Назовите числа, которые получаются при умножении на 4. (хором)
- Какое самое большое число? Самое маленькое?
- Какие ответы есть в таблице умножения на 2 (4,8,12,16), на 3 (12,24)
Слайд 6.
4 • 1 = 4
4 • 2 = 8
4 • 3 = 12
4 • 4 = 16
4 • 5 = 20
4 • 6 = 24
4 • 7 = 28
4 • 8 = 32
4 • 9 = 36
Слайд 7.
2 • 4= 8
3 • 4 = 12
4 • 4 = 16
5 • 4 = 20
6 • 4= 24
7 • 4 = 28
8 • 4= 32
9 • 4= 36
Слайд 8.
8 : 4= 2
12 : 4 =3
16 : 4 = 4
20 : 4 = 5
24 : 4= 6
28 : 4 = 7
32 : 4=8
36 : 4= 9
- Используя таблицу умножения четырёх, составим таблицу умножения на 4.
- Составим таблицу деления на 4.
Слайд 8. Физкультминутка для глаз.
5. Закрепление новой темы.
Задачи: закрепить полученные знания на практике.
- Фронтально. Учебник с. 95 №3, №6
- Фронтально. Устное решение задачи в учебнике с. 96 №8.
4 • 8=32(с.) Ответ: 32 стула стоит у восьми столов.
- Нужно нам условие задачи моделировать?
-Так зачем надо знать таблицу умножения?
Физкультминутка «Руки - ноги» По команде – один хлопок поднимаем или опускаем руки. По команде –два хлопка садимся или встаём.
- Дифференцированная работа. Тетрадь с. 45. 1 группа №147, 2 группа № 146.. (по одному человеку от каждой группы за доской )
- Проверка.
- У кого не было ошибок? Молодцы.
Слайд 9. – Вспомните, как найти половину числа? (12 : 2=6)
- Как найти треть числа? (12 : 3=4)
- Что нужно сделать, чтобы найти четвёртую часть (четверть) числа? (12: 4=3)
- Работаем в парах. Тетрадь с. 46 №151,с. 47 №152. (для тех, кто справился быстрее -№149)
- Взаимопроверка. У кого нет ошибок?
6. Повторение.
Задачи: проверить знание таблицы умножения на 2,3.
Решение примеров по карточкам. (Приложение 2)
- Я засекаю время. Кто решит, отмечает у себя, за какое время решил. Самопроверка. Самооценка.
7. Резервное задание.
1 группа в тетради с.46 №148.
2 группа №150.
- Взаимопроверка.
8. Слайды 10, 11. Итог урока. Домашнее задание.
Задачи: развивать способность к рефлексии.
- Что нового узнали на уроке?
- Что будете делать дома?
- Кто сегодня поработал хорошо?