2.Актуализация знаний 7 мин. Цель: Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. Формируемые УУД: Познавательные: общеучебные; логические; Коммуникативные: Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы | 1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)
На доске записаны выражения: 2х8 …2+2+2+2+2 6х2…2х6 2х9…2х7 2х3…2+2+2+2 2х5…3х9 Вычислите и сравните выражения. | Участвуют в диалоге: Объяснения учащихся. Можно. В первом выражении в левой части получилось 16, в правой число 2 взяли 5 раз, можно заменить 2 умножить на 5 и получится 10. 12 больше 10 Значит 2х8 больше, чем 2+2+2+2+2. Во втором выражении левая и правая части выражения будут равны, так здесь использовали переместительное свойство умножения. ( Аналогично объясняются другие выражения, кроме последнего, так дети затрудняются быстро вычислить 3х9) |
4. «Открытие» детьми нового знания. 12 мин Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению Формируемые УУД: Познавательные: Построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и с учителем Работа по учебнику. | 1. Стимулирует к деятельности. - Предлагаю два варианта: первый – сама помогу вам выйти из затруднения. Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете сами найти выход. Какой вариант выберете вы и почему? 2. Организует деятельность - Великий учёный Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. - Так и вы можете научиться, только думая своей головой и пытаясь работать самостоятельно. Предлагаю начать, используя групповую и парную работу, для того, чтобы найти разные способы нахождения значений предложенных выражений. -образование групп и пар; -выбор организатора; -повторение правил работы в группе и в паре. Кто будет работать в парах, вы будете вычислять значения выражений: 3х3 3х4 3х5 Подумайте, может вы уже встречались с такой проблемой? А как вы догадались заменить умножение суммой одинаковых слагаемых? Кто будет работать в 1 группе, то вы, используя значение выражения, которое известно, найдете результат следующих. 3х6 3х7, зная, что 3х5=15 Кто будет работать во второй группе, вы будете, используя записанное значение выражения, найдете результат предыдущих. 3х8 3х9, зная, что 3х10=30
Слайд №2. Посмотрите, что у нас получилось? - Можете ли вы сформулировать тему урока?
- Итак, Тема нашего урока: Таблица умножения числа 3. Слайд № 2 Вы сегодня, молодцы, самостоятельно составили таблицу умножения числа 3. Проводит физминутку. Поднимает руки класс – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперёд смотри - это три. Руки в стороны пошире развернули – на четыре. Самого себя обнять – это пять. Всем ребятам дружно сесть – это шесть. А когда мы скажем восемь – значит тишины попросим - Найдите сами в содержании учебника тему урока и откройте нужную страницу. Прочитайте тему урока.
Сравните таблицу в учебнике с тем, что вы составили сами.
Что вы можете сказать?
Почему мы с вами не рассматривали эти случаи?
- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания. - Где будем применять эти табличные случаи умножения числа 3? - Открытые вами знания позволят закончить выполнение задания, которое вызвало у вас затруднение в начале урока. Можете ли вы теперь вычислить и сравнить это выражение? | Предпочитают «открывать» новое знание сами Отчет организаторов, работающих в парах. Слайд №2 Выражение 3х3 мы заменили суммой одинаковых слагаемых. 3х3= 3+3+3=9 (число 3 мы сложили три раза и получили 9, значит 3х3=9) 3х4=3+3+3=3=12 (число 3 мы сложили четыре раза и получили 12, значит и 3х4=12) 3х5= 3+3+3+3+3=15 (число 3 сложили пять раз и получили 15, значит 3х5=15) ВЫВОД: Умножение можно заменить суммой одинаковых слагаемых. Мы уже так делали, когда изучали умножение числа 2. А еще на уроках нам встречались задания, где умножение заменяли суммой одинаковых слагаемых. Отчет организатора 1 группы. Нам было известно, что 3х5 =15. Выяснили, что число три взяли пять раз и получили 15. В следующем выражении 3х6, на одну тройку больше, значит, к известному произведению надо прибавить еще одно число 3, т.е. 3х6= 15+3=18. 3х7, взяли на две тройки больше, т.е. 3х7= 15+3+3 или 18+3=21 ВЫВОД: При вычислении выражений мы обратили внимание, что в каждом следующем выражении увеличивалось количество троек, значит и каждый последующий результат увеличивался на три. Отчет организатора 2 группы. Нашей группе было известно, что 3х10=30. В этом выражении число 3 взяли 10 раз и получили 30. В выражении 3х9, взяли на одну тройку меньше, значит надо из известного произведения вычесть одну 3,т.е. 3х9= 30- 3=27. Чтобы вычислить 3х8, надо вычесть по очереди две тройки, т.е. 3х8=30-3-3 или 27 - 3=24 ВЫВОД: Каждый раз у нас уменьшалось количество троек и значение выражений тоже уменьшалось на три. У нас получилась таблица умножения числа 3. Таблица умножения числа 3 Таблица умножения числа 3. В учебнике в таблице есть выражения 3х1 и 3х2 Потому что 3х1- мы знаем правило, что при умножении числа на 1 всегда получается то же самое число. 3х2- мы знаем переместительное свойство умножения (от перестановки множителей произведение не меняется). Значит 3х2=2х3=6 При решении задач, при вычислении и сравнении выражений. Да. Используя таблицу умножения, мы можем вычислить и сравнить. 2х5=10 3х9=27 Значит 2х5 меньше, чем 3х9 |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 9 мин. Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха Формируемые УУД: Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция Коммуникативные: учебное сотрудничество | Решение задач в печатной тетради по вариантам. (1 вариант задача 4 страница 42, 2 вариант - задача 5, страница 43. Проверка работы. (Работа в парах.) - Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. -Оцените свою работу. | (Два ученика работают у доски, а остальные в тетрадях.) Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки. Сверяют решение с образцом на слайдах. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. Оценивают: + или - |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) 5 мин Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания. Формируемые УУД: Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: аргументировать свои высказывания Регулятивные: саморегуляция; самооценка | 1.Организует анализ полученного результата урока - Как мы смогли выйти из затруднения? 2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке. Оцените свою работу на «лестнице знаний» Низшая ступень – плохо понял новый материал. Средняя ступень – понял, но нужно ещё поработать. Верхняя ступень – всё понял, всё получается! (Слайд3) - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? | Вспоминают поставленную цель урока. - Мы, используя ранее полученные знания, нашли разные способы нахождения значений выражений и смогли сами составить таблицу умножения числа 3. Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке. Высказывают мнения |