kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Связь животных и растений в природе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Связь животных и растений в природе.

Цель: 1. Познакомить учащихся с большим круговоротом веществ в природе: учить бережно относиться к природе; учить составлять цепочки питания.

           2. Развитие мышления, речи, познавательных способностей.

           3. Воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: схема «Круговорот жизни». Картинки с изображением животных, составляющих цепи питания.

Ход урока

I. Побуждение.

Урок начинается с рассказов детей на тему: «Роль леса в жизни людей». Далее они инсценируют стихотворение Габдуллы Тукая «Ребенок и мотылек».

Мальчик: Мотылек, как же так?

     Целый день ты летал

     И совсем не устал?

     Расскажи, как ты живёшь?

     Что ты ешь? Что ты пьёшь?

     Где твой мир? Где твой дом?

     Расскажи обо всём.

Мотылек: Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.

      Я летаю весь день в голубых небесах.

      Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

      Мне еда и питье – ароматы цветов.

      Но живу я недолго – не более дня.

      Будь же добрым со мной и не трогай меня!

- Проанализируйте, от чего зависит жизнь мотылька?


 

Луг

Сад

Лес

                                               Цветы                   мотылек

- Назовите признаки жизни (питание, движение, дыхание, рост, развитие, смерть).

II. Реализация.

1. Дети вспоминают материал о животных, учитель задает вопросы.

- Какие животные называются травоядными? Плотоядными или хищниками? Как называются животные, которые питаются и растительной и животной пищей? Как можно назвать животных, которые питаются насекомыми?

2. Рассказ учителя о том, что представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. Он подводит детей к мысли о том, как важна роль почвы в этом круговороте и что круг разорвется, если исчезнет почва.

III. Работа с учебником.

Природе нужны все растения и все животные. Название «животное» происходит от слов «живёт», «жизнь». В нём проявляются все признаки живого организма: оно дышит, питается, растёт, размножается, стареет, умирает. В отличие от растений животные не могут создавать для себя питание. Они питаются готовыми питательными веществами, которые содержатся в растениях и в других животных.

Растения поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы воду, соли и другие питательные вещества. Под действием солнечных лучей из полученных питательных веществ создают в листьях сахар и крахмал, которые способствуют их росту. Растениями питаются люди и животные. Остатки непереваренной пищи, погибшие животные и растения попадают в почву. В почве они становятся перегноем, микробы разрушают их до минеральных солей, которыми вновь питаются растения. Цепочка замкнулась. Произошёл круговорот веществ в природе.

Все живые существа на Земле связаны между собой в цепи питания. Суслик питается зерном, выросшим в поле. Сами суслики могут стать добычей лисы. Получилась цепь питания: зерно – суслик – лиса.

Олень поедает траву. Сам олень – добыча волков. Получается цепь питания: трава – олень – волки.

Насекомые поедают растения. Лягушки питаются насекомыми. Лягушек едят цапли. Цепь питания: растения – насекомые – лягушки – цапли.

Все цепи питания начинаются с растений. Растения – это первое звено цепи питания. Второе звено – животные, которые питаются растениями, третье – хищники. Нарушение пищевой цепочки приводит к исчезновению животных и растений.

Если истребить насекомых, например комаров, то исчезнут лягушки. Не будет лягушек, исчезнут поедающие их цапли. Личинки комаров – корм для рыб. Если они исчезнут, исчезнут и рыбы. Нарушится связь между обитателями Земли.

Оберегая одних животных, вы поможете и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые питаются лягушками. Оберегая деревья, кусты и травы, вы поможете зверям, птицам и насекомым, которые живут в них.

Насекомых очень много, их встретите в лесу, на лугу, в поле, в саду, на огороде. Живут они в озёрах, прудах и даже в лужах. Есть полезные насекомые, например пчёлы, муравьи. Но вредителей гораздо больше. Поедая листву, кору деревьев, они приносят вред растениям.

Синицы – подвижные ловкие птицы. Лазая по веткам деревьев, они ищут насекомых и их яички в трещинках коры. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама. Синицы приносят большую пользу паркам, садам, лесам.

1. Чтение текста, просмотр рисунков.

2. Беседа по прочитанному.

- Какие живые организмы принимают участие в круговороте жизни? Какова роль почвы в круговороте жизни?

Составление схемы круговорота веществ в природе.

Перегной          Под действием микроорганизмов          Соли

Пища для растений          Пища для животных

Растения           Животные умирают          Попадают в почву

Вот так вещества путешествуют в природе как бы по кругу.

Проблемный вопрос.

Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни.

Что произойдет, если исчезнут:

а) Растения  б) Животные  в) Грибы и бактерии   г) Почва

Этот вопрос можно обсуждать в группах, затем вслух.

IV. Составление цепочек питания по образцу:

зерно            суслик                    лиса

трава            олень                      волк

цветы           насекомые             птицы

листья          тля                          муравьи и т.д.

V. Работа в тетради. Проверь себя.

Выполняется 1-е и 2-е задания.

Почемучка. Почему в природе нельзя нарушать цепочку питания?

VI. Итог урока.

Дети обобщают знания о связи животных и растений в природе.

Вывод. Все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете.

VII. Домашнее задание. 1. Задание в тетради.  2. Вопросы, ответы.

3. Чтение текста в учебнике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Связь животных и растений в природе »

Урок 41

Тема: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Цель: 1. Совершенствование разных видов чтения в процессе изучения сказки Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка-путешественница», обучение делению текста на части и составлению плана, обогащение словарного запаса детей.

2. Развитие критического мышления, умения прогнозировать и анализировать.

3. Воспитание интереса к чтению.


Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

1) Выставка рисунков. Выразительное чтение отрывков, раскрывающих их содержание.

2) «Авторский стул».

Чтение продолжения сказки о приключениях «храброго портного».

2. Подготовка к восприятию произведения.

1) Фаза вызова интереса.

- Отгадайте загадку:

Выпучив глаза, сидит,

По-французски говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечьи плавает.

(Лягушка)

- Какие ассоциации вызывает у вас слово лягушка?

- Ни у кого из вас не возникли ассоциации лягушки с полетом, с путешествиями. Почему?

- Эти ассоциации у вас могут появиться после знакомства с новой сказкой.

2) Целевая установка.

- Сегодня мы будем читать сказку, которая называется «Лягушка-путешественница». Автор сказки Всеволод Михайлович Гаршин написал эту сказку, когда ему было 32 года. И вот уже почти 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана такой легкой иронией, что читать её одно удовольствие.

3. Работа над произведением.

Словарная работа.

Благополучно – спокойно, счастливо.

Лакированная (спинка) – блестящая, словно покрытая лаком.

Лупоглазая (голова) – с выпуклыми глазами.

Осудить – выразить неодобрение.

Тина – водоросли, плавающие густым слоем в стоячей воде.

Верста – старинная русская мера длины, чуть больше километра.

Единодушно (согласились) – пришли к полному согласию в мнениях.

Паяц – клоун, шут.

Чтение сказки с остановками. Составление плана. Прогнозирование и анализ.

(Учащиеся работают в группах, пункты плана записывают на листе после обсуждения.)

Чтение 1-й части

(Закончить словами «Поэтому она промолчала и продолжала нежиться».)

- Найдите зачин. Что вы узнали из зачина о лягушке и её жизни на болоте?

- Докажите, что жизнь приносила лягушке наслаждение.

- Чего лягушка боялась?

(«Уронить свое лягушачье достоинство», квакнув в неположенное время.)

- Подумайте, как можно озаглавить эту часть?

- Как вы думаете, что могло случиться дальше?

Чтение 2-й части

(Закончить словами «…нести приходилось ее не особенно часто».)

- Какое событие прервало спокойную, размеренную жизнь на болоте?

- Что заинтересовало лягушку в рассказе уток7

- Что придумала лягушка, чтобы полететь на юг вместе с утками?

- Как на лягушкино изобретение отреагировали утки? Почему они решили тащить лягушку три тысячи верст?

- Как можно озаглавить эту часть?

- А что будет дальше? Предположите.

Чтение 3-й части

(Закончить словами «…нужно было иметь присутствие духа, и она его имела».)

- Легким ли был полет для лягушки? Какие слова подобрал автор, чтобы передать ощущения путешественницы?

- Что думали утки о лягушке?

- Какие слова подобрал автор, чтобы показать храбрость лягушки?

- Подумайте, как озаглавить эту часть.

- Выскажите предположения о том, что будет дальше.

Чтение 4-й части

(Закончить словами «…она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни».)

- Что и с какой целью придумала лягушка на второй день путешествия?

- Вскоре в голове лягушки родилась новая мысль. Чего ей ужасно захотелось? Какую цель она преследовала?

- Как случилось, что лягушка сорвалась и «бултыхнулась в грязный пруд»?

- Придумайте название для этой части.

Чтение 5-й части

- Как встретили обитательницы пруда новенькую?

- Какую историю придумала лягушка о своем путешествии?

- Вернулись ли за лягушкой утки? Почему?

- Озаглавьте эту часть.

Подведение итогов работы по составлению плана.

- Прикрепите к доске варианты ваших планов.

(От каждой группы выходит к доске представитель, вывешивает план и читает его пункты.)

Какой вариант плана показался вам самым удачным?

4. Итог урока.

- Какую сказку читали? Назовите ее автора.

- Понравилась ли вам сказка?

- Как вы думаете, чего в этом произведении больше: сказочного или реального?

- Что в нём от сказки?

- Что могло быть на самом деле?

- Можно ли назвать сказку историей о необыкновенном путешествии?

5. Домашнее задание.

Подготовить краткий пересказ сказки по плану, составленному на уроке.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Связь животных и растений в природе

Автор: Темиргалиева Багдагуль Ахатовна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Открытый урок по познанию мира "Связь животных и растений в природе". "
    ["seo_title"] => string(71) "otkrytyi-urok-po-poznaniiu-mira-sviaz-zhivotnykh-i-rastienii-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "191629"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427351095"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Роль животных в природе и жизни людей. "
    ["seo_title"] => string(42) "rol-zhivotnykh-v-prirodie-i-zhizni-liudiei"
    ["file_id"] => string(6) "110645"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406358695"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок познания мира: "Связь животных и растений в природе"."
    ["seo_title"] => string(59) "urok-poznaniia-mira-sviaz-zhivotnykh-i-rastienii-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "295372"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455807498"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок познания мира в 3 классе "Связь животных и растений в природе""
    ["seo_title"] => string(60) "urokpoznaniiamirav3klassiesviazzhivotnykhirastieniivprirodie"
    ["file_id"] => string(6) "309185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458750265"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "урок биологии в 5 классе по теме "Связи живого и неживого" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-biologhii-v-5-klassie-po-tiemie-sviazi-zhivogho-i-niezhivogho"
    ["file_id"] => string(6) "129873"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415786851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства