Тема: Связь животных и растений в природе.
Цель: 1. Познакомить учащихся с большим круговоротом веществ в природе: учить бережно относиться к природе; учить составлять цепочки питания.
2. Развитие мышления, речи, познавательных способностей.
3. Воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: схема «Круговорот жизни». Картинки с изображением животных, составляющих цепи питания.
Ход урока
I. Побуждение.
Урок начинается с рассказов детей на тему: «Роль леса в жизни людей». Далее они инсценируют стихотворение Габдуллы Тукая «Ребенок и мотылек».
Мальчик: Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.
Мотылек: Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
- Проанализируйте, от чего зависит жизнь мотылька?
Луг
Сад
Лес
Цветы мотылек
- Назовите признаки жизни (питание, движение, дыхание, рост, развитие, смерть).
II. Реализация.
1. Дети вспоминают материал о животных, учитель задает вопросы.
- Какие животные называются травоядными? Плотоядными или хищниками? Как называются животные, которые питаются и растительной и животной пищей? Как можно назвать животных, которые питаются насекомыми?
2. Рассказ учителя о том, что представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. Он подводит детей к мысли о том, как важна роль почвы в этом круговороте и что круг разорвется, если исчезнет почва.
III. Работа с учебником.
Природе нужны все растения и все животные. Название «животное» происходит от слов «живёт», «жизнь». В нём проявляются все признаки живого организма: оно дышит, питается, растёт, размножается, стареет, умирает. В отличие от растений животные не могут создавать для себя питание. Они питаются готовыми питательными веществами, которые содержатся в растениях и в других животных.
Растения поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы воду, соли и другие питательные вещества. Под действием солнечных лучей из полученных питательных веществ создают в листьях сахар и крахмал, которые способствуют их росту. Растениями питаются люди и животные. Остатки непереваренной пищи, погибшие животные и растения попадают в почву. В почве они становятся перегноем, микробы разрушают их до минеральных солей, которыми вновь питаются растения. Цепочка замкнулась. Произошёл круговорот веществ в природе.
Все живые существа на Земле связаны между собой в цепи питания. Суслик питается зерном, выросшим в поле. Сами суслики могут стать добычей лисы. Получилась цепь питания: зерно – суслик – лиса.
Олень поедает траву. Сам олень – добыча волков. Получается цепь питания: трава – олень – волки.
Насекомые поедают растения. Лягушки питаются насекомыми. Лягушек едят цапли. Цепь питания: растения – насекомые – лягушки – цапли.
Все цепи питания начинаются с растений. Растения – это первое звено цепи питания. Второе звено – животные, которые питаются растениями, третье – хищники. Нарушение пищевой цепочки приводит к исчезновению животных и растений.
Если истребить насекомых, например комаров, то исчезнут лягушки. Не будет лягушек, исчезнут поедающие их цапли. Личинки комаров – корм для рыб. Если они исчезнут, исчезнут и рыбы. Нарушится связь между обитателями Земли.
Оберегая одних животных, вы поможете и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые питаются лягушками. Оберегая деревья, кусты и травы, вы поможете зверям, птицам и насекомым, которые живут в них.
Насекомых очень много, их встретите в лесу, на лугу, в поле, в саду, на огороде. Живут они в озёрах, прудах и даже в лужах. Есть полезные насекомые, например пчёлы, муравьи. Но вредителей гораздо больше. Поедая листву, кору деревьев, они приносят вред растениям.
Синицы – подвижные ловкие птицы. Лазая по веткам деревьев, они ищут насекомых и их яички в трещинках коры. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама. Синицы приносят большую пользу паркам, садам, лесам.
1. Чтение текста, просмотр рисунков.
2. Беседа по прочитанному.
- Какие живые организмы принимают участие в круговороте жизни? Какова роль почвы в круговороте жизни?
Составление схемы круговорота веществ в природе.
Перегной Под действием микроорганизмов Соли
Пища для растений Пища для животных
Растения Животные умирают Попадают в почву
Вот так вещества путешествуют в природе как бы по кругу.
Проблемный вопрос.
Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни.
Что произойдет, если исчезнут:
а) Растения б) Животные в) Грибы и бактерии г) Почва
Этот вопрос можно обсуждать в группах, затем вслух.
IV. Составление цепочек питания по образцу:
зерно суслик лиса
трава олень волк
цветы насекомые птицы
листья тля муравьи и т.д.
V. Работа в тетради. Проверь себя.
Выполняется 1-е и 2-е задания.
Почемучка. Почему в природе нельзя нарушать цепочку питания?
VI. Итог урока.
Дети обобщают знания о связи животных и растений в природе.
Вывод. Все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете.
VII. Домашнее задание. 1. Задание в тетради. 2. Вопросы, ответы.
3. Чтение текста в учебнике.