kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Существительное - как часть речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка предназначен для учащихся 4 класса, прии знакомстве с темой "Существительное как часть речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Существительное - как часть речи.»

У р о к _____
Имя существительное как часть речи

Цели: развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

– Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.

– Обозначьте все орфограммы.

– Что объединяет эти слова?

III. Постановка проблемы.

– Прочитайте название нового большого раздела (с. 85).

– Какие вы знаете части речи? Члены предложения?

Слово – главный работник в языке. С помощью слов мы называем предметы, признаки, действия, состояние… А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.

IV. Открытие учащимися нового знания.

– Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

– Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из словарного диктанта. (существительное.)

– Какой буквы не хватает? Какова её роль в этом слове?

– Дайте полное название этой части речи. (имя существительное.)

– Мы вспомним сегодня о постоянных и непостоянных признаках имён существительных.

V. Первичное закрепление.

Упр. 101.

В тексте преобладают имена существительные (их 19). Слов других частей речи – 34.

В ы в о д: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Упр. 103. Ученики самостоятельно списывают, вставляют пропущенные буквы. Коллективно находят имена существительные, определяют, какими членами предложения они являются.

В ы в о д: Имена существительные в предложении могут быть и главными, и второстепенными членами.

VII. Повторение пройденного.

Упр. 102 выполняют на доске два ученика по заданию.

В ы в о д: одушевлённость – неодушевлённость, род – постоянные признаки имён существительных, число – непостоянный признак имён существительных.

– Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (признак, который есть всегда.)

VIII. Итог урока.

– По какому плану я построила сегодня урок повторения имени существительного? Назовите пункты этого плана.

– Почему эта часть речи получила такое название? (называет существующие лица, предметы, вещи, явления.)

Домашнее задание.

Выполнить упр. 105 (устно); упр. 53 («Дидактический материал»).



















































У р о к ____
Роль имён существительных в предложении,
в речи. Р/К «Сочинение-миниатюра «Вид из окна»

Цель: развитие умения определять роль имён существительных в предложении, в речи, умения писать сочинение-миниатюру.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

М и н у т к а ч и с т о п и с а н и я на с. 34 в «тетради по чистописанию».

III. Постановка проблемы.

– Докажите значимость имён существительных.

– Какова роль имён существительных в речи?

(предположения учащихся, их доказательства.)

IV. Открытие учащимися нового знания.

Упр. 106 на с. 88 выполняется под руководством учителя. Автор перечисляет то, что видит героиня, так, что читатель ясно представляет картины. Ощущение движения возникает благодаря употреблению глаголов, быстрому перечислению предметов.

V. Первичное закрепление.

– Представьте, что вы впервые пришли в парк, где увидели различные аттракционы. Составьте предложение так, чтобы мы могли представить эту картину, почувствовать ваше настроение.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Упр. 107 выполняется по «шагам» в задании. Имена существительные рисуют картину природы, которую увидели из окна. Имена прилагательные «раскрашивают» её неброскими, чистыми и лёгкими красками.

В ы в о д: Имена существительные могут в художественном тексте употребляться в переносном значении, быть очень выразительными. Благодаря этому мы ярче, нагляднее, образнее представляем предмет, картину.

VII. Повторение пройденного.

Упр. 108.

– Прочитайте задание. Из каких двух частей оно состоит? (Сначала мы должны представить, а затем нарисовать картину при помощи 2–3 предложений.)

лучше всего просмотреть работы всех учащихся и указать на типичные ошибки.

VIII. Итог урока.

– Какова роль существительных в тексте?

Домашнее задание.

Переписать сочинение на чистовик.



У р о к ____

Многозначные слова, синонимы, антонимы

Цели: наблюдение над тем, что слова называют предметы; осознание того, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. З а п и с ь под диктовку.

Крутит ветер фонари на реке Фонтанке.

– Выпишите слова с непроверяемой гласной в корне, обозначьте орфограмму и допишите по одному однокоренному слову. (Ветер, ветерок; фонари, фонарики; Фонтанка, фонтан.)

2. М о р ф о л о г и ч е с к и й р а з б о р слова на реке.

III. Постановка проблемы.

– Пользуется ли кто-нибудь из вас словарями?

– Полезное ли это дело?

Упр. 109.

– Какова главная мысль текста? (Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.)

– Перечислите, какие вы знаете словари. Какую информацию о слове можно получить в каждом из этих словарей?

Желательно иметь на партах разные виды словарей.

IV. Открытие учащимися нового знания.

– Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нём.

1) Моё назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нём толкуются значения 120000 слов. (Толковый словарь.)

2) Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами. (Словарь синонимов.)

3) Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова противоположны по значению. (Словарь антонимов.)

4) У меня вы можете узнать о значении иностранных слов. (Словарь иностранных слов.)

V. Первичное закрепление.

– Умеете ли вы работать со словарём? Всю ли информацию вычитываете?

Упр. 110 выполняется по заданию.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Упр. 111 дети выполняют самостоятельно, проверяют коллективно.

VII. Повторение пройденного.

Упр. 112 – устно.

Упр. 114 по заданию.

Упр. 115. На уроке ученики устно составляют по плану рассказ, который предстоит записать дома.

VIII. Итог урока.

– Когда человек обращается к словарям?

– Что можно узнать из разных словарей об имени существительном?

Домашнее задание.

Упр. 115 – записать текст.







































У р о к ____
Словоизменение имён существительных

Цели: наблюдение за словоизменением имён существительных; развитие умений изменять имена существительные по числам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Упр. 117.

Два ученика работают на доске. После записи делается вывод. (При изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, при образовании однокоренных слов изменяется основа слова.)

III. Постановка проблемы.

– Прочитайте название раздела. Поясним каждое слово.

– Что значит изменить слово? (изменить его окончание.)

– Что получается в результате такого изменения? (форма этого слова.)

– Что такое падеж? (предположения учеников.)

IV. Открытие учащимися нового знания.

Упр. 116 выполняется по заданию.

В ы в о д: в зависимости от вопроса изменяется окончание имени существительного. Это изменение необходимо для связи слов в предложении.

Упр. 118.

Ученики читают текст упражнения и проверяют правильность своих выводов.

– Узнали ли вы, что такое падеж?

V. Первичное закрепление.

Упр. 119.

1. Ч т е н и е отрывка из басни.

2. Д о п и с ы в а н и е окончаний карандашом в учебнике.

3. В ы п и с ы в а н и е словосочетаний по образцу в учебнике.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Р а б о т а с определением на с. 96.

Ученики отвечают на вопрос после определения и придумывают свои.

Выбираются риторы, которые будут отвечать на вопросы учеников.

– Я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы – хором проговаривать ещё раз название. Вспомогательные слова записывайте в тетрадь.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

VII. Повторение пройденного.

Упр. 120 выполняется под руководством учителя.

VIII. Итог урока.

– Как называется словоизменение имён существительных? (Изменение по падежам.)

– Какие падежи запомнили?

Домашнее задание.

Выполнить упр. 1, с. 117; выучить падежи.













































Урок ______

Закрепление изученного.Анализ контрольного диктанта.

Цель:  Повторить виды предложений по цели высказывания.

Задачи:      1.   Упражнять в умении объяснять постановку знаков  препинания  в  предложениях  различных по цели высказывания..

                   2.   Развивать речь учащихся, учить грамотно высказывать свои мысли.      

                3.   Учить работать в паре.

                   4.   Прививать любовь и бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ.

1. Картинки с изображениями зимующих птиц (синица, ворона, сорока, воробей, дятел)

2. Таблички со словарными словами:

С…ИНИЦА

В…ОРОНА

С…ОРОКА

В…ОРОБЕЙ

ДЯТ…Л

3. Высказывание М.Ломоносова: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому».

4.  Загадки о знаках препинания.

5.  Выставка кормушек.

ХОД УРОКА.

I.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

  - Сегодня у нас не совсем обычный урок русского языка. Тема нашего урока начинается    cо слов «Мастерская слова…», поэтому мы уделим больше внимания устной речи, общению друг с другом, выполним письменно одно упражнение.

П.  ПОВТОРЕНИЕ.МИНИ-ЗАЩИТА ПРОЕКТА.

1.  Ребята, давайте вспомним, для чего человеку нужны слова? Какую роль они играют            

     в нашей жизни? (С помощью слов люди общаются друг с другом, выражают свои

      мысли.)

 2. Да, без слов люди не смогли бы общаться друг с другом, понимать друг друга. Я    

     хочу прочитать вам  высказывание выдающегося  русского ученого М.Ломоносова

     о слове. («Слово дано для того, чтобы свои понятия сообщать другому»).

Ш. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА. I ЧАСТЬ.

1.  И сегодня на уроке мы с вами с помощью слов будем выражать свои мысли. Начнем мы с небольшого исследования, которое вы проводили дома. А именно,каждый из вас должен был  изготовить кормушку для птиц и описать процесс ее изготовления (т.е. исследовать, из каких материалов можно сделать кормушку, какие инструменты для этого нужны, какова последовательность изготовления). Все кормушки мы с вами рассмотрели на прошлых уроках и прослушали ваши исследования. А сейчас заслушаем только одно выступление.  (Выставка кормушек и докладов подготовлена.  Один ученик демонстрирует свою кормушку и зачитывает (рассказывает) свое исследование).

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА, П ЧАСТЬ.

2.  Скажите, ребята, а для каких птиц вы изготовили кормушки, каким птицам зимой и ранней весной нужна ваша помощь? Я буду показывать вам картинки, а вы называйте птиц (воробей, сорока, ворона, синица, дятел).

На доске:

воробей

ворона

сорока

синица

дятел

в…робей

в…рона

с…рока

с…рица

д…тел

-   Под картинками расположены таблички со словами. Как вы думаете, что это за слова?  

    Правильно, словарные. Давайте вставим пропущенные буквы.

-   Некоторые из этих слов встретятся при выполнении упражнения №2 на с.42.

3.  РАБОТА В ПАРЕ, ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ,

- Прочитайте задание к упражнению про себя. Обратите внимание на значок рядом с номером упражнения, вспомните, что он обозначает.

-  Прочитаем задание вслух. Что обозначает значок рядом с номером упражнения? (Чтение задания уч-ся вслух, работа в паре).

-  Я  даю вам несколько минут для совместного обсуждения и выполнения задания. Затем заслушаем ваши ответы.

-   Какие слова вы выбрали для концовки текста? (Отличный корм.)

-  Давайте прочитаем текст полностью с выбранными словами. При чтении не забудьте голосом  передать нужную интонацию.(Чтение уч-ся текста.1 уч-ся из пары- первую часть, 2 уч-ся из пары- вторую часть).

-   А теперь давайте определим, какие предложения по цели высказывания встретились в тексте. (Ученики по очереди читают предложения и объясняют постановку знаков  в конце предложений, а так же определяют вид предложения по цели высказывания).

ТЕКСТ.

           Я - великий повелитель птиц! Захочу- и птицы сами прилетят ко мне.      Прилетят синицы, снегири, щеглы, воробушки. Вы думаете, что у меня есть волшебная палочка? Нет! У меня есть отличный корм.

-    Обратите внимание, ребята, сколько красных строчек в тексте ? (2)

-    Запишите этот текс в тетрадь, соблюдая красные строчки, подчеркните знаки в конце    

      каждого предложения. (1-ое предл.-восклицательное (!), выражает сильные чувства;

      2- ое предл.- повествовательное (.), сообщение; 3-ье предл. – повествовательное (.)  

      содержит сообщение;    4-ое предл.-  вопросительное(?), содержит вопрос; 5-ое

      предл.- восклицательное (!), сильное чувство; 6-ое предл.- повествовательное (.),

      содержит   сообщение.)

V.   ОБОБЩЕНИЕ.

-      В заключении урока я хочу вам загадать  загадки  о знаках препинания и узнать кто  был  самым внимательным.

1.  Вечно думая над смыслом,

      Изогнулся коромыслом.     (? знак)

     (Когда в конце предложения ставится этот знак? Как называется такое   проедложение?)

2.  Загораживает путь,

     Предлагает отдохнуть .  (. точка)

     (-----------------------------------------------)

3.    Бурным чувствам нет конца,

       Пылкий нрав у молодца.   (! знак)

     (------------------------------------------------)

VI.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНЕЦ УРОКА,

-    Домашнее задание упр 50 Дидактика




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Существительное - как часть речи.

Автор: Волошенко Любовь Семёновна

Дата: 14.03.2021

Номер свидетельства: 575473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
    ["seo_title"] => string(111) "imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-postoiannyie-i-niepostoiannyie-priznaki-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "251240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447218101"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по  русскому языку  на тему "Имя существительное как часть речи. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407142939"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока:Разбор имени существительного как части речи."
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-razbor-imieni-sushchiestvitiel-nogho-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "287237"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454439495"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку:"Имя существительное как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "236350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444044521"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "План урока на тему: Имя существительная как часть речи"
    ["seo_title"] => string(63) "plan_uroka_na_tiemu_imia_sushchiestvitiel_naia_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "368415"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481471330"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства