Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Методический приём: кластеры.
Ход урока
Орг. момент.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
На уроке не зеваем,
Слушаем, запоминаем,
И, конечно, отвечаем!
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. И прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. И пусть хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего урока.
3. Разминка.
Речевая разминка.
Розовая роза в розовом садочке В росы распустилась .. роза этой ночкой С розовым рассветом сразу распустилась, Розовой росою в листик покатилась!
Релаксация. Упражнение на дыхвние.
- А вы любите розы?
- Вам нравится их запах?
- Давайте выполним дыхательное упражнение.
АХ, КАКОЙ АРОМАТНЫЙ ЦВЕТОК! (2-3 раза)
4. Актуализация опорных знаний.
«Если ты оставил после себя след
красоты души, то будь уверен, что
выполнил свою миссию на земле…»
В.М. Гаршин.
- Прочтите эпиграф к нашему уроку.
- Как вы понимаете смысл прочитанного?
- Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.
- Кто же автор этих строк?
- А что вы о нем знаете? (Сообщения учащихся)
Биография В.М. Гаршина.
В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.
Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.
Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.
Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.
Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»
Особенно полюбились маленькому читателю его сказки: «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».
5. Постановка темы и целей урока.
Домашним заданием было самостоятельное знакомство со сказкой.
-Какие впечатления вы получили от прочитанного?
-Почему так заканчивается произведение?
-В произведении Гаршина кроется много загадок.
- В произведении Гаршина кроется много загадок.
- Обратите внимание на заглавие этого произведения «Сказка о Жабе и Розе». Почему?
- Почему у автора возникла идея о написании сказки с таким названием?
- Мы уже знаем содержание сказки?
- Кто ее главные герои?
- Что подразумевал автор под образами главных героев? ( мир добра и мир зла)
- Эту загадку нам предстоит разгадать.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить.
- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.
Обратите внимание на последнюю строку стихотворения
(Ответы детей: "разоблачить добро и зло", "раскрыть мир жабы и мир розы").
- Что такое добро, по вашему мнению?
- Что такое зло?
(заслушиваются ответы детей)
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев.
Тема исследования:«Произведение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе
Давайте проведем исследование, поставим цель и попробуем выдвинуть гипотезу.
Цель исследования: разгадать загадку заголовка - у вас есть какие-нибудь предположение, что может символизировать роза, а что жаба? Предположим, что образы розы и жабы - символы добра и зла.Давайте будем исследовать произведение по плану:
План исследования:
1. Выделить в произведении сюжетные линии
2. Раскрыть образ героев произведения.
3. Сравнить образы этих героев
4. Сделать вывод
Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» (на фоне музыки учитель читает)
- Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновничий старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Писатель слушал, а в голове его уже складывался сюжет будущей сказки.
6. "Осмысление содержания". (получение, осмысление, соотнесение, корректировка новой информации).
Чтение сказки.
Работа над содержанием текста:
1) Выборочное чтение.
- Прочитайте описание цветника.
- Скажите коротко, каким вы его представили?
- Найдите описание розы.
- Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?
- Как автор раскрывает нам образ жабы?
- Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?
- Чей это был цветник?
- Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?
- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?
2) Беседа по содержанию сказки.
- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?
- Как автор нам говорит о жизни розы?
- Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?
- Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?
- Что спасло розу от жабы?
- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?
- Как автор показывает розу? (Бледное создание).
- Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).
- Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)
- Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).
- Что случилось с мальчиком? (Он умер)
- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)
- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).
- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).
- Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.)
- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.
- Как вы думаете, кто из героев является символом - добра и кто является символом - зла? Почему?
- Дома я просила вас перечитать произведение и составить словесные портреты жабы и розы. (По вариантам.)
- Какой литературный прием использует автор? (Эпитеты)
-Как описывает автор действия жабы? (Ленится, объедается, отдыхает, прохрипела, переползла, карабкалась, ненавидит розу, испытывает злобу, зависть, она наглая « не посмела»)
- Кого можно представить под ее образом? (Человека злого, черствого, бездушного)
- Какой мы видим розу? (зачитывают 2-3 человека)
- Легко ли было составить портрет розы? (Сложно)
- Подробно ли описана красота розы? (Нет, кратко, скромно. Ее образ автор создает через все, что ее окружает.)
- О чем это говорит? (Роза счастлива)
- Что для нее главное? (Счастье жить)
- Какие чувства испытывает роза? (Плакать не от горя, а от счастья жить)
- Разве могут розы плакать, молиться? (Нет. Эти душевные переживания присущи человеку)
- Какой литературный прием использует автор? (Олицетворение)
- Что помогает понять счастье розы? (тонкий аромат)
- Какой литературный прием использует автор? (эпитет)
- Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой)
-Какой вывод можно сделать? (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)
- Кто еще является главным героем? (Мальчик)
- Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)
- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)
- Для чего автор нам дает эту сцену? (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого)
- Что это значит? (он был очень добрый)
- К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)
- Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха)
- Как возникла идея написания сказки? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое)
- В каком жанре написано произведение? (Сказка)
- Какой же в сказках финал? ( В сказках добро побеждает зло)
-Что мы видим в этой сказке? (Герои, олицетворяющие добро погибают)
- В чем причина? Почему автор написал нетрадиционный финал?
ПОДСКАЗКА: «При солнышке тепло, а при матери добро»
(Мать бросила семью, когда Гаршину было 5 лет, а потом, забрав, отдала в гимназию)
- Действительно, отсутствие матери в жизни маленького Гаршина повлияло на формирование восприятия окружающего мира, он хотел истребить все зло, которое есть на свете, но сам не верил в это.
- Хотя, как писал А.С. Пушкин: « Сказка – (ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам УРОК. )
- Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки? (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.
- Перед вами пословицы. Прочитайте. Как вы понимаете их смысл?
Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело питает душу и тело.
- Подходят ли они к нашему произведению?
- Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.)
- Как вы понимаете ее смысл? (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)
- Можем ли мы ее сопоставить с нашим эпиграфом?
- Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?
- Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)
- Кого из героев сказки вы представили, перечитав эпиграф? (розу)
- Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)
- А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.
(а розу…. Это было самым лучшим происшествием в жизни розы…)
Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»
– Понравилась ли вам мелодия?
– Какие чувства она вызвала у вас?
7. Физминутка.
8. Работа в группах.(4 группы)
Сегодня вы будете доказывать , опираясь на текст, что роза - это символ добра,
а что жаба - это символ зла, по следующему плану.
План:
1. Окружающая обстановка.
2. Внешний вид.
3. Действия.
4. Мечты, эмоции, чувства.
- Ваша задача - как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая их словами и выражениями из текста.
- Роза это образ - положительный или отрицательный? (положительный).
- Значит роза - это символ добра? (да).
- Итак, какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?
(Ответы детей: жаба бесчувственное и безобразное животное)
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).
- Значит, жаба - это символ зла? (да).
Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла.
Физминутка для глаз
9." Рефлексия".
- Вернёмся к задаче урока. Прочитаем ещё раз стихотворение.
- О чём заставляет думать это произведение?
(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются).
10. Синквейн.
- Составим стихотворение – синквейн. (работа в парах)
1.Роза.
2.Добрая, счастливая.
3. Любит, наслаждается, жертвует.
4. Роза плачет от счастья жить.
5. Добро.
1. Мальчик.
2. Тихий, кроткий.
3. Болеет, переживает, умирает.
4. Беззащитный маленький хозяин цветника.
5. Ребенок.
11. Рефлексия.
- У каждого из вас в конверте слезинка, и только от вас зависит, станет эта слезинка слезинкой радости и счастья, или слезинкой горя и разочарования. Поможет нам старинный прибор – весы, которые находятся в равновесии. На одну чашу весов мы будем класть зло: зависть, грубость, жадность, предательство, ложь, войну. На другую добро: любовь, сострадание, щедрость, ласку. Если вы поняли, что хотел сказать автор, то сделайте свой выбор и положите слезинку Маши на одну из чаш весов.
12. Итог урока.
- Теперь вы знаете, как можно победить зло? (Мир спасут добрые дела)
- Учитесь у мира только хорошему и будьте прекрасны, как этот удивительный цветок.
Девочка-роза читает стихотворение под музыку.
13. Домашнее задание.
А чем мы будем заниматься на следующем уроке, вы посмотрите на листочках, которые лежат у вас на партах. Это ваше домашнее задание.
Домашнее задание. 1*. Переписать концовку сказки. 2**. Сочинить защитную речь о жабе.
3. Подготовить сообщение о писателе П.П.Бажове.
* задание выполняется по выбору учащихся
Заканчивая наш урок, мне хочется сказать:
"Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!".
- Подведём итоги групповой работы. На доске схема-кластер "Роза"
1. Окружающая обстановка.
Роза"хорошее майское утро", " голубое небо", "свежий утренний ветерок", "лучи солнца", "утренняя роса", "в цветнике мирно и спокойно, чисто и ясно").
Роза"росла, красовалась", "могла бы плакать не от горя, а от счастья жить", не могла говорить, она могла только разливать запах и этот запах был её словами, слезами и молитвами"
Жаба"ленится", "объедается", "отдыхает", "не умеет радоваться", " не умеет выражать свои чувства", " прохрипела", "переползла", "карабкалась", "свалилась", "поплелась")
4. Мечты, эмоции, чувства.
Роза "мечтает улететь как бабочка, но прикреплена к своему стебельку", плачет, сожалеет что "некому было полюбоваться ею", отчаяние - "роза поняла, что погибает", "смирилась со своей участью").
Жаба не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её, " запах розы причиняет ей смутное беспокойство", ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).