Урочная и внеурочная деятельность на уроках
литературного чтения «СКАЗКИ»
Учебный проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Что лежит в основе метода проектов?
- развитие познавательных, творческих навыков учащихся;
- умений самостоятельно конструировать свои знания;
- умений ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического мышления
Я предлагаю в рамках предмета "Литературное чтение" организацию творческих проектов, которые требуют и предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально-проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Деятельность развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результаты такого проекта могут быть представлены в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна, альманаха, газеты, альбома и пр.
Форма проведения проекта: урочная деятельность на уроках литературного чтении, ИЗО и художественного труд и внеурочная деятельность (самостоятельная работа школьников по сбору материалов).
Сроки проведения: 3 недели 2 полугодия
Место проведения: ГБОУ СОШ№ 4 Кусто, Василеостровского района города Санкт-Петербурга, библиотека №4 Василеостровского района, Русский музей.
Общее количество участников: учащиеся 2 "Б" класса.
В результате "мозгового штурма" учащимися было предложено собрать и придумать вопросы, загадки, нарисовать рисунки, составить кроссворды с целью систематизации знаний по теме "Сказки".
Итогом работы над проектом стала выставка с детскими работами по теме «Сказки» и открытый урок на тему «Моя любимая сказка», с показом иллюстраций к этой сказке, представления книги со сказками, пересказ сказки и итог: выставка с детскими работами и выбор книги для чтения дома, понравившейся сказки.
При выполнении данной работы решались учебные задачи:
- воспитывать любовь и доброе отношение к животным;
- формировать понятия "доброта", "красота", "уважение", "милосердие";
- развитие творческого мышления, опираясь на базу знаний, полученных на уроках.
На занятиях также формировались учебные умения:
- различать народные песни (песенки, загадки, сказки);
- различать народные и авторские сказки;
- сочинять сказки;
- отбирать в библиотеке книги по тематике;
- работа с дополнительной литературой.
Работа предполагала несколько этапов:
На 1 этапе на уроке литературного чтения обратились к схеме по теме "Сказки", где отразили существенные признаки. Встал вопрос, а как можно использовать изученный материал. Ребята предложили провести КВН в последующие годы и какие задания могут входить в конкурсы?
- Загадки.
- Кроссворды.
- Шарады.
- Иллюстрации, рисунки.
- Сбор книг (литературы).
На 2 этапе проходил непосредственный сбор материала, который ребята приносили в школу, на урок. При этом решались цели: составление конкурсных заданий по теме "Сказки", научить ребят пользоваться дополнительными источниками. Полученные знания использовались для составления заданий по проекту:
- составлять кроссворды, загадки, вопросы, иллюстрации.*
Была организована работа в группах. Работа предполагалась по различным видам и заданиям: сказки - бытовые, волшебные, о животных.
Предварительно, и на родительском собрании был поднят вопрос о занятости школьников после уроков, поэтому в данном проекте участвовали и родители, помогая ребенку в выборе материала.
На уроках ИЗО ребята рисовали иллюстрации к сказкам.
Результатами работы над проектом явились:
- собран и систематизирован материал по теме "Сказки";
- созданы условия для развития творческих способностей учащихся 2 "б" класса с учетом индивидуальных способностей.
Литература
- М.Б. Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова "Метод проектов в технологическом образовании школьников". Пособие для учителя под ред. И.А. Сасовой М, "Вентана- Граф", 2008.
- Начальное образование № 2,2010 "Метод проектов в современной школе"// И. Миронова с.7-10.
- Методист № 1,2011 "Проектное обучение - что это?" // Н.Ю. Пахомова с.39-47
- Методист № 3,2010 "Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы" // Н.Ю. Пахомова с.44-49.
Руководитель проекта: учитель Зубкова Л.А. Предмет, класс: чтение 2 класс.
Год разработки учебного проекта 2013-2014 учебный год.