kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО. ЗАВИСИМОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ ВИДОВ РАБОТ ОТ СТИЛЕВЫХ И ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Каждый лучше, чем он есть,

В каждом мир огромный, весь

Умещается как в сказке

И сияет тайно в глазках.

Он в улыбке и в движеньях,

В неудачах, достиженьях

И всегда неповторим.

Каждый любит и любим.

 

     Современное общество требует от человека высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания окружающего мира, сознательного, творческого подхода к обществу. Как известно, учебный процесс протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если учитель использует в своей работе различные методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования условно подразделяют на подгруппы:

- методы эмоционального стимулирования;

- методы развития познавательного интереса;

- методы развития творческих способностей.

       Предлагаю подробно рассмотреть методы развития творческих способностей именно на уроках литературного чтения. На этих уроках учитель стремится к тому, чтобы учащиеся полноценно восприняли художественное произведение. Это очень важно для становления маленького читателя и формирования его как личности. Одно из главных условий полноценного восприятия произведения – творческие работы по прочитанному.

Наиболее активно для включения каждого ребенка в познавательный процесс, для формирования читательских умений и навыков я применяю некоторые виды творческих работ:

  • Графическое и словесное рисование

  • Музыкальное иллюстрирование литературного произведения

  • Составление характеристики героя

  • Инсценирование и драматизация

  • Экранизация произведения

  • Творческие пересказы

Обучение графическому и словесному рисованию – это четкое воспроизведение картин с помощью слов.

Условия успешного рисования словесной картины :

  1. четкое знание содержания текста;

  2. четкое представление обстановки совершаемых событий;

  3. четкое представление внешнего вида действующих лиц;

  4. их характерные особенности;

  5. умение подбирать слова автора к словесной или графической картине.

Что можно рисовать словесно?

А) эпизод:

Б) картины природы;

В) портреты героев.

В чем трудности выполнения словесного рисования?

Словесная картина статична, НО школьники часто сливают в одной картине все содержание произведения. И поэтому, вместо словесного рисования они используют пересказ. Детям необходимо объяснить, что на словесной картине герои не двигаются, не разговаривают – наоборот, как бы застыли, словно на фотографии. Далее можно провести анализ иллюстрации с целью внесения возможных изменений, дополнений в нее.

    Можно сравнить иллюстрации детей к одному произведению или иллюстрацию ребенка с иллюстрацией художника. Графическое рисование дети выполняют дома – они перечитывают текст или эпизод и рисуют. А на уроке по иллюстрациям проводится выборочное чтение, составляется картинный план. Обучать словесному рисованию лучше начинать с сюжетных картин, используя зрительную опору.

Картина должна постепенно возникать на глазах учеников на демонстрационном листе, на который учитель прикрепляет все необходимые детали рисунка. Возможно использование демонстрационного пособия из 3 листов: чистый лист бумаги,

лист с черно-белым рисунком,

лист с цветным изображением.

Алгоритм выполнения словесного рисования:

  • выделяется эпизод для словесного рисования;

  • «рисуется» фон ( когда происходит событие : время года, суток, состояние погоды)

  • «рисуется» фон ( где происходит событие, место действия: в лесу, поле, на реке, в доме, во дворе, в классе) ,т.е. «рисуется» в деталях интерьер и пейзаж

  • Изображаются действующие лица (особое внимание на позу, мимику, одежду, группировку героев)

  • Композиция рисунка (что,кого изобразим крупным планом, на переднем (заднем)плане, слева (справа) , в глубине картины)

  • Цветовое решение ситуации

  • Соотнесение иллюстрации с сюжетом произведения.

 

В чем же значение словесного рисования?

1) эффективное средство развития творческого воображения;

2) эффективное средство развития речи ученика (после того, как картина нарисована, составляется ее словесное описание в целом – это рассказ-описание, мини-сочинение);

3) эффективное средство развития техники чтения ( чтобы полнее, точнее, ярче изобразить написанное, необходимо многократно обращаться к тексту, несколько раз перечитывать один и тот же эпизод, выделяя нужные детали)

      Не менее интересен следующий вид творческого развития учащихся – диафильм. Это серия слов или графическое рисование, порядок которых соответсвует последовательности событий в произведении. Каждый рисунок снабжен титрами – подписями.

Алгоритм выполнения :

  • Делю произведение на картины – кадры;

  • Рисую словесную (графическую) картину к первому кадру;

  • Подбираю слова для титров.

      Иллюстрирование текста может быть и музыкальным . Смысл его – учащиеся выбирают музыкальное произведение из 2-х предложенных учителем (или самостоятельно подобрать) Этот прием лучше использовать исключительно при работе с поэтическими текстами.

        Только после того, когда дети научились составлять словесные картины, подбирать музыку к произведению, можно научить их и такой сложной творческой работе, как экранизации . Экранизация, как и диафильм, требует создания серии рисунков, расположенных в определенной последовательности, т.е. кадров, подбор титров и музыкального сопровождения – создание художественного фильма по данному произведению .

Алгоритм работы:

  • «Мы – сценаристы» (создание сценария) – произведение делят на части, в каждой части выделяется главное.

  • «Мы – художники» (составление кадров фильма, т.е. словесное рисование)

  • «Мы – музыканты» (подбор музыки)

  • «Мы – режиссеры» (распределение ролей, подготовка к озвучиванию фильма)

       Сложная, но интересная форма творческих работ – инсценирование (драматизация) – передача событий в драматической форме. Рекомендунтся инсценировать те тексты, в которых особое место занимает диалог и сравнительно проста обстановка. Можно инсценировать не весь текст, а отдельный эпизод. Инсценированию необходимо учить с периода обучения грамоте, но постоянно опираясь на иллюстрации азбуки, копируя то, что на них изображено, постепенно давая детям понятия о жесте, характере, группировке, выразительной позе действующих лиц.

Формы драматизации:

- копирование иллюстрации по следам анализа драматизации – «Сделай так, чтобы картинка ожила!»

- инсценирование без слов, на языке мимики и жестов;

- драматизация отдельной реплики(все дети по очереди пробуют исполнить одну и ту же роль);

- драматизация развернутой формы (все средства выразительности)

  • Составления сценария, инсценирование большого произведения.

План подготовки к инсценированию:

  1. анализ произведения;

  2. распределение ролей, чтение по ролям;

  3. осложненное чтение по ролям (чтение без слов автора);

  4. упражнения в заучивании текста, реплик ( каждый ученик заучивает одну роль; эту роль (реплику)можно прочитать перед инсценированием индивидуально, группой, хором);

  5. постановка исполнительной задачи (что нужно передать, разыграть сценку);

  6. выбор выразительных средств (как это сделать с помощью жестов, мимики, поз, движений, действий, группировка движений);

  7. выбор прочитанного реквизита;

  8. пробы, анализ;

  9. внесение корректив;

10-заключительный показ и его анализ.

 

Как подготовить чтение по ролям :

  • определить количество действующих лиц;

  • обозначить их реплики;

  • анализ характера действующих лиц (как за кого читать, с какой интонацией);

  • выбор чтецов и первое чтение по ролям;

  • критический анализ чтения (рецензирование), разбор достоинств и недостатков чтения:

- Кто из ребят наиболее удачно прочитал?

- Кому удалось выразить в чтении особенности характера героев?

  • Повторное чтение по ролям( читают те, кто принимал участие в разборе – именно эти ребята практически пробуют преодолеть ошибки товарищей)

 

Так же на уроках литературного чтения часто использую ролевые игры. Например, «Школа» :

- Коля, представь, что ты учитель. Сейчас идет урок чтения. Какие вопросы ты будешь задавать ребятам по произведению?

Таким образом, уважаемые коллеги, творческие виды работ помогают совершенствовать технику чтения, успешно развивать креативные (творческие) способности детей, воспитывать интерес к предмету литературное чтение – ведь хорошо читающие дети и имеющий высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем и старших звеньях; без чтения человек не может постичь окружающий мир, поэтому каждый из нас стремится к тому, чтобы чтение стало одним из любимых занятий детей не только на уроках чтения, но и в свободное время!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения »

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО. ЗАВИСИМОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ ВИДОВ РАБОТ ОТ СТИЛЕВЫХ И ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВЕ

Каждый лучше, чем он есть,

В каждом мир огромный, весь

Умещается как в сказке

И сияет тайно в глазках.

Он в улыбке и в движеньях,

В неудачах, достиженьях

И всегда неповторим.

Каждый любит и любим.

Современное общество требует от человека высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания окружающего мира, сознательного, творческого подхода к обществу.

Как известно, учебный процесс протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если учитель использует в своей работе различные методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования условно подразделяют на подгруппы:

- методы эмоционального стимулирования;

- методы развития познавательного интереса;

- методы развития творческих способностей.

Предлагаю подробно рассмотреть методы развития творческих способностей именно на уроках литературного чтения. На этих уроках учитель стремится к тому, чтобы учащиеся полноценно восприняли художественное произведение. Это очень важно для становления маленького читателя и формирования его как личности. Одно из главных условий полноценного восприятия произведения – творческие работы по прочитанному.

Наиболее активно для включения каждого ребенка в познавательный процесс, для формирования читательских умений и навыков я применяю некоторые виды творческих работ:

  • Графическое и словесное рисование

  • Музыкальное иллюстрирование литературного произведения

  • Составление характеристики героя

  • Инсценирование и драматизация

  • Экранизация произведения

  • Творческие пересказы








Обучение графическому и словесному рисованию – это четкое воспроизведение картин с помощью слов.

Условия успешного рисования словесной картины :

  1. четкое знание содержания текста;

  2. четкое представление обстановки совершаемых событий;

  3. четкое представление внешнего вида действующих лиц;

  4. их характерные особенности;

  5. умение подбирать слова автора к словесной или графической картине.

Что можно рисовать словесно?

А) эпизод:

Б) картины природы;

В) портреты героев.

В чем трудности выполнения словесного рисования?

Словесная картина статична, НО школьники часто сливают в одной картине все содержание произведения. И поэтому, вместо словесного рисования они используют пересказ. Детям необходимо объяснить, что на словесной картине герои не двигаются, не разговаривают – наоборот, как бы застыли, словно на фотографии. Далее можно провести анализ иллюстрации с целью внесения возможных изменений, дополнений в нее.



Можно сравнить иллюстрации детей к одному произведению или иллюстрацию ребенка с иллюстрацией художника. Графическое рисование дети выполняют дома – они перечитывают текст или эпизод и рисуют. А на уроке по иллюстрациям проводится выборочное чтение, составляется картинный план. Обучать словесному рисованию лучше начинать с сюжетных картин, используя зрительную опору.

Картина должна постепенно возникать на глазах учеников на демонстрационном листе, на который учитель прикрепляет все необходимые детали рисунка. Возможно использование демонстрационного пособия из 3 листов: чистый лист бумаги,

лист с черно-белым рисунком,

лист с цветным изображением.











Алгоритм выполнения словесного рисования:

  • выделяется эпизод для словесного рисования;

  • «рисуется» фон ( когда происходит событие : время года, суток, состояние погоды)

  • «рисуется» фон ( где происходит событие, место действия: в лесу, поле, на реке, в доме, во дворе, в классе) ,т.е. «рисуется» в деталях интерьер и пейзаж

  • Изображаются действующие лица (особое внимание на позу, мимику, одежду, группировку героев)

  • Композиция рисунка (что,кого изобразим крупным планом, на переднем (заднем)плане, слева (справа) , в глубине картины)

  • Цветовое решение ситуации

  • Соотнесение иллюстрации с сюжетом произведения.


В чем же значение словесного рисования?

1) эффективное средство развития творческого воображения;

2) эффективное средство развития речи ученика (после того, как картина нарисована, составляется ее словесное описание в целом – это рассказ-описание, мини-сочинение);

3) эффективное средство развития техники чтения ( чтобы полнее, точнее, ярче изобразить написанное, необходимо многократно обращаться к тексту, несколько раз перечитывать один и тот же эпизод, выделяя нужные детали)



Не менее интересен следующий вид творческого развития учащихся – диафильм. Это серия слов или графическое рисование, порядок которых соответсвует последовательности событий в произведении. Каждый рисунок снабжен титрами – подписями.

Алгоритм выполнения :

  • Делю произведение на картины – кадры;

  • Рисую словесную (графическую) картину к первому кадру;

  • Подбираю слова для титров.



















Иллюстрирование текста может быть и музыкальным . Смысл его – учащиеся выбирают музыкальное произведение из 2-х предложенных учителем (или самостоятельно подобрать) Этот прием лучше использовать исключительно при работе с поэтическими текстами.







Только после того, когда дети научились составлять словесные картины, подбирать музыку к произведению, можно научить их и такой сложной творческой работе, как экранизации . Экранизация, как и диафильм, требует создания серии рисунков, расположенных в определенной последовательности, т.е. кадров, подбор титров и музыкального сопровождения – создание художественного фильма по данному произведению .

Алгоритм работы:

  • «Мы – сценаристы» (создание сценария) – произведение делят на части, в каждой части выделяется главное.

  • «Мы – художники» (составление кадров фильма, т.е. словесное рисование)

  • «Мы – музыканты» (подбор музыки)

  • «Мы – режиссеры» (распределение ролей, подготовка к озвучиванию фильма)

Сложная, но интересная форма творческих работ – инсценирование (драматизация) – передача событий в драматической форме. Рекомендунтся инсценировать те тексты, в которых особое место занимает диалог и сравнительно проста обстановка. Можно инсценировать не весь текст, а отдельный эпизод. Инсценированию необходимо учить с периода обучения грамоте, но постоянно опираясь на иллюстрации азбуки, копируя то, что на них изображено, постепенно давая детям понятия о жесте, характере, группировке, выразительной позе действующих лиц.

Формы драматизации:

- копирование иллюстрации по следам анализа драматизации – «Сделай так, чтобы картинка ожила!»

- инсценирование без слов, на языке мимики и жестов;

- драматизация отдельной реплики(все дети по очереди пробуют исполнить одну и ту же роль);

- драматизация развернутой формы (все средства выразительности)

  • Составления сценария, инсценирование большого произведения.

План подготовки к инсценированию:

  1. анализ произведения;

  2. распределение ролей, чтение по ролям;

  3. осложненное чтение по ролям (чтение без слов автора);

  4. упражнения в заучивании текста, реплик ( каждый ученик заучивает одну роль; эту роль (реплику)можно прочитать перед инсценированием индивидуально, группой, хором);

  5. постановка исполнительной задачи (что нужно передать, разыграть сценку);

  6. выбор выразительных средств (как это сделать с помощью жестов, мимики, поз, движений, действий, группировка движений);

  7. выбор прочитанного реквизита;

  8. пробы, анализ;

  9. внесение корректив;

10-заключительный показ и его анализ.









Как подготовить чтение по ролям :

  • определить количество действующих лиц;

  • обозначить их реплики;

  • анализ характера действующих лиц (как за кого читать, с какой интонацией);

  • выбор чтецов и первое чтение по ролям;

  • критический анализ чтения (рецензирование), разбор достоинств и недостатков чтения:

- Кто из ребят наиболее удачно прочитал?

- Кому удалось выразить в чтении особенности характера героев?

  • Повторное чтение по ролям( читают те, кто принимал участие в разборе – именно эти ребята практически пробуют преодолеть ошибки товарищей)


Так же на уроках литературного чтения часто использую ролевые игры. Например, «Школа» :

- Коля, представь, что ты учитель. Сейчас идет урок чтения. Какие вопросы ты будешь задавать ребятам по произведению?





Таким образом, уважаемые коллеги, творческие виды работ помогают совершенствовать технику чтения, успешно развивать креативные (творческие) способности детей, воспитывать интерес к предмету литературное чтение – ведь хорошо читающие дети и имеющий высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем и старших звеньях; без чтения человек не может постичь окружающий мир, поэтому каждый из нас стремится к тому, чтобы чтение стало одним из любимых занятий детей не только на уроках чтения, но и в свободное время!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Автор: Сомина Олеся Александровна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140946

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Развитие творческих способностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(61) "razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_mladshikh_shkol_nikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "463561"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522068122"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Методическая разработка на тему "Приёмы работы на уроках литературного чтения в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(109) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-priiomy-raboty-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "239933"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444907230"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урочная и внеурочная деятельность на уроках литературного чтения «СКАЗКИ» "
    ["seo_title"] => string(84) "urochnaia-i-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "147103"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419327267"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Уроки литературного чтения как средство развития творческих способностей младшего школьника "
    ["seo_title"] => string(106) "uroki-litieraturnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "242743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445528598"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок литературного чтения, 3 класс по системе Эльконина-Давыдова "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-po-sistiemie-el-konina-davydova"
    ["file_id"] => string(6) "164844"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422709128"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства