«Творческие упражнения, как средства совершенствования качества чтения на уроках литературного чтения в начальной школе» С.Г.Кувшинова.
Творческие упражнения – это самостоятельный вид упражнений творческого характера, который направлен на обучение учащихся продуктивно, действовать в ситуациях новизны и неопределенности, а так же направлен на развитие воображения, опираясь на свой творческий потенциал.
Упражнения, способствующие становлению техники чтения, условно можно разделить на три группы:
1. зрительное восприятие
2.произношение
3.понимание прочитанного.
Первая группа упражнений, связанная со зрительным восприятием, направлена на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к слову, на совершенствование способа и темпа чтения.
№ слайда
Авторы
Названия
Творческие упражнения
Как проводить.
Какая буква, слог, слово лишнее
А).А,У,Р,О,Ы
Б)МА,ЛА,РА, НЫ,СО
В),РЕКА,РЕЧКА,РУЧЕЙ,РУЧКА,РУЧЕЕК
Что общего в словах и чем они отличаются
МЕЛ – МЕЛЬ
МАЛ- МЯЛ
МЫЛ - МИЛ
Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать?»
Игра на развитие фонематического слуха «Кто внимательнее?»
НА ТО ХАВРОНЬЕ И РЫЛО, ЧТОБЫ ЗЕМЛЮ РЫЛО
Послушать скороговорку и назвать слова со звуком О
Игра «Телеграф».
Учитель показывает первый слог МУ- и отхлопывает количество слогов в слове.
Дети подбирают подходящие слова
Слоговая таблица
Упражнения на развитие внимания, речи, памяти.
СЫ ХО РА
РО МА ЛУ
СУ ШУ НА
НО УМ ША
Составить как можно больше слов за определенное время. Продолжить.
Чтение слоговой цепочки.
РУ – КА – ША – РЫ – БА – ….
Какие слова
спрятались?
ПАРУС КАКТУС
«Смешные слова».
Упражнения на развитие внимания,,памяти.
СЫ ХО РА
РО МА ЛУ
СУ ШУ НА
НО УМ ША
Составить по слоговой таблице смешные слова, которые не существуют, объяснить их смысл
«Где цифры, где буквы».
и1 8 г 6
р 10 у 5 ш
4 к 2 а 7
На доске написаны цифры и буквы вперемешку. Дети выбирают буквы и составляют слово, делают его фонетический анализ.
Мозговая атака
«Загадки-трафаретки»
Этот слон белоголовый
На столе живёт в столовой.
С * * * ЛО * Н * *
Этот бдителен всегда,
Он разводит поезда.
* * * * С * ЛОН
Этот огненного цвета
В час заката и рассвета
Ответы:
Солонка
Стрелочник
Небосклон
Стратегия
« Кластер»(Гроздь винограда)
1.Выбор слова
2.Придумать ассоциации к этому слову
3.Сгруппироавть все ассоциации по определенному признаку
Составить эссе,мини сочинение, используя данные ассоциации
5.Зачитать полученные сочинения внутри каждой группы, выбрать лучшее
6.Зачитать классу
зима-состояние погоды,зимние забавы, одежда, праздник
Стратегия «Пятистишье»
1.Слово(существительное)
2.Придумать два слова, обозначающие признаки предмета первой строки
3.Придумать три слова,обозначающие действие предмета
4.Выразить свое отношение к слову в первой строке
5.Придумать одно слово-синоним к слову первой строки.
Женщина
добрая нежная
трудится дышит живет
воплощение прекрасной и чистой души
мать
Вторая группа- работа, которая направлена на совершенствование произношения.
Например:
А). На постановку дыхания-
Авторы
Названия
Творческие упражнения
Как проводить
М.Р.Львов
Школа творческого мышления
Задуйте свечу
Побрызгайте бельё водой
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.
В цветочном магазине
Б). Артикуляционная гимнастика - проводится в начале урока в течение 2-3 мин. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
№ слайда
Названия
Творческие задания
Как проводить
Чистоговорки
РА-РА-РА - НАЧИНАЕТСЯ ИГРА.
РЫ-РЫ-РЫ – У НАС В РУКАХ ШАРЫ.
РУ-РУ-РУ – БЬЮ РУКОЮ ПО ШАРУ.
АРКА АРЦА
АРТА АРЩА
АРЛА АРЧА
АРСА АРЖА
ГАРЬ – ЖАРЬ – ПАРЬ
ДВЕРЬ – ЗВЕРЬ – ЧЕРВЬ.
Си-си-си В водоёме караси
Ся-ся-ся Вот поймать бы карася
Се-се-се Карасей ловили все
Ся-ся-ся Не поймали карася!
За-за-за Здесь привязана коза
Зы-зы-зы Мало травки у козы
Зу-зу-зу Отвязали мы козу
За-за-за Залезает в сад коза
Зу-зу-зу Привязали мы козу
За-за-за Здесь привязана коза.
Лы-лы-лы Забивали мы голы
Лу-лу-лу Возле окон на полу
Ла-ла-ла Не заметили стекла
Лу-лу-лу Мы не били по стеклу
Ла-ла-ла Только нет в окне стекла!
Рю-рю-рю Как я много говорю
Ри-ри-ри От зари и до зари
Ре-ре-ре О горе и о норе
Рё-рё-рё Про ребят и про зверьё
Ря-ря-ря Про озера и моря
Рю-рю-рю Говорю и говорю
Ря-ря-ря Обо всем, но видно зря!
Чтение шепотом и медленно:
Чтение тихо и умеренно:
Чтение громко и быстро.
Скороговорки
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Приготовила Лариса для Бориса вкусный суп из риса.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
На рынке Кирилл кружку купил.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Валин валенок провалился в проталинок.
Тимошка крошит в окрошку крошки.
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
Сшила Саша Сашке шапку.
Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
В живом уголке жили ежи да ужи.
- «Гонка». Учащиеся разучивают в течение 5 мин. скороговорки, затем проговаривают их быстро и правильно. Побеждает команда, в которой окажется больше «гонщиков», не допустивших ошибок.
- «Гоп – стоп». По команде «Гоп!» каждый читает скороговорки. По команде «Стоп!» останавливается. Побеждает тот, кто прочитал больше скороговорок.
- «Конкурс капитанов». Детям предлагается карточка со скороговоркой, разрезанная на части. Необходимо ее сложить и прочитать.
Третья группа, направлена на понимание прочитанного.
Творческие задания на уроке чтения.
Например:
1.Чтение сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
2.Чтение отрывка, которому можно подобрать пословицу.
3.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки)
4.Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно)
5.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
6.Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается)
7.Пересказы и изложения с перестройкой текста и с дополнениями школьников
8. Словесное рисование (картинный план, дописать начало по концу)
9.Подбор пословиц и поговорок, отражающих главную мысль текста.
10.Экранизация
11.Работа с трудными словами
12.Кластер к какому - нибудь слову
13.Сочинение загадок, рассказов, описаний
14.Чтение по ролям
Эти творческие упражнения и другие применяют в урочное и во внеурочное наши учителя начальных классов.также логопед на своих занятиях.
Овладев чтением, ребенок будет с интересом, и читать и познавать, чтение станет основой его успешной работы.