Просмотр содержимого документа
«Страниы истории. Открытый урок»
Конспект открытого урока
Предмет: окружающий мир
Тема: Страницы истории . 19 век
Класс : 4Б
Учитель: Ларина Тамара Васильевна
Цели: 1. Формировать представления учащихся о жизни в 19 веке.
2. Закрепить знания учащихся о великих людях 19 века
3. Познакомить с реформами Александра II.
4.Развивать интерес к истории.
о новом царе;
о ряде его реформ;
о некоторых изобретениях 19 века.
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Задания все выполнять.
- У вас на столах лежит карточка. (Приложение 2)
- Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, МихаилИлларионович Кутузов, Петр I, Иван III, А.В. Суворов, Иван Грозный).
- Что написано? (имена знаменитых людей)
- На какие 2 группы вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).
- Что объединяет Суворова и Кутузова? (Суворов - генералиссимус – наивысшее воинское звание в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов - главнокомандующий русской армии).
сражались с французскими войсками.
Кутузов был учеником Суворова.
у них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.
- Какая опасность угрожала России в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).
- У М.Ю. Лермонтова есть такие строки:
Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
- Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном побоище).
(Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли, приобрели) право быть непобедимыми».
- Расскажите о Бородинском сражении, используя схему. (Приложение 1 (слайд 2))
III. Изучение нового материала.
1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша – письменное сообщение).
- На разрезанной карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.
Екатерина II
А.В. Суворов
«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».
«Я был хилым и болезненным ребенком, но стал великим полководцем».
Петр I
Иван Грозный
«Морским судам быть!».
«Та курица умерла, которая несла татарам золотые яйца».
М.И. Кутузов
Иван III
«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»
- Чей портрет у вас получился? (На доске портрет) (Приложение 3)
- Интересна фигура Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I (Приложение 1(слайд 4)), предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые старался привить поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю». Александр II вступил на российский престол в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)
Он много ездил по России и 1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым.
2. - Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II. (Приложение 1 (слайд 6,7))
- Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?
- Кого и от чего он освободил?
- Вам поможет ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.
- Слово проверяющему: как справились с заданием.
- Какое ключевое слово получилось? (Крестьяне).
- Какой была жизнь крестьян?
- От чего, как вы думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).
- Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право – такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков).
- Как вы думаете, почему необходимо было отменить крепостное право?
А) Позорный и унизительный порядок.
Б) На протяжении многих столетий крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения составляли крестьяне.
В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». (Для такого заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на квас. )
На доске появляется:
Реформы - отмена крепостного права
Александра II(портрет)
V. Изучение нового.
1) - Что же произошло в 1861 году? (Приложение 1 (Слайд 14)).
- Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).
- В России перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал»,- говорили между собой мужики.
2) - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и развивались города, быстро стало расти городское население.
- Что явилось главной причиной роста городского населения?
(Крестьяне переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на временную работу).
- Появлялись заводы:
Механический (Приложение 1 (Слайд 15))
машиностроительный
металлообрабатывающий
стекольный
цементный (Приложение 1 (Слайд 16- завод и слесарный цех)).
- Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые учебные заведения. Создавались начальные школы (Срок обучения не превышал 3 лет), гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более 20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).
- Возникло более 700 наименований газет и журналов.
- Были созданы земства– местные выборные органы.
- Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.
- Строились новые железные дороги. (Приложение 1 (Слайд 17- Строительство ж/д)).
(1-я пассажирская ж/д открылась 1837 г. Между Петербургом и Царским селом).
- Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь. (Приложение 1 (Слайд 18- Мост через Енисей )).
- Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она проходит?
- Почему строительство ж/д имело большое значение?
- Строительство Транссибирской магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.
– Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.
- Железные дороги стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.
– Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.
(Приложение 1(Слайд 19– паровозы, вагоны)).
- Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр. 124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты). (Приложение 1 (Слайды 20-22)).
- Можайский Александр Федорович (Приложение 1 (Слайд 23)) с 1856 года работал над созданием летательного аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.
На доске появляется:
Реформы Александра II (портрет)
- отмена крепостного права
- развитие городов
- развитие образования
- развитие печати
- создание земств
- строительство железной дороги
- увеличение территории страны
- Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в С - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).
- На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II), построена церковь Воскресения Христова. (Приложение 1 (Слайд 25)). Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.
VI. Закрепление изученного.
- Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века. (Приложение 1 (Слайд 26)).
Игра «Домино»
Генералиссимус
Александр II
Царь –
освободитель
1 ноября
1851 года
Первая железная дорога
Екатерина II
Великая
1861 год
Отмена крепостного права
Петр I
Великий
1812 год
Отечественная война
Ф.Ф. Ушаков
Флотоводец
А.В.Суворов
- Как называли Александра II? - Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель? - Когда крепостные получили свободу?
- Какое значение это имело? - Когда появилась первая ж/дорога? (1 ноября 1851 г).