kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Страниы истории. Открытый урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру. Разработка урока включает в себя презентацию и приложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Страниы истории. Открытый урок»

Конспект открытого урока

Предмет: окружающий мир

Тема: Страницы истории . 19 век

Класс : 4Б

Учитель: Ларина Тамара Васильевна

Цели: 1. Формировать представления учащихся о жизни в 19 веке.

2. Закрепить знания учащихся о великих людях 19 века

3. Познакомить с реформами Александра II.

4.Развивать интерес к истории.

  • о новом царе;

  • о ряде его реформ;

  • о некоторых изобретениях 19 века.

Хотите об этом  узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Задания все выполнять.

- У вас на столах лежит карточка. (Приложение 2)

- Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов, Петр I, Иван III, А.В. Суворов, Иван Грозный).

- Что написано? (имена знаменитых людей)

- На какие 2 группы вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).

- Что объединяет Суворова и Кутузова? (Суворов - генералиссимус – наивысшее воинское звание в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов - главнокомандующий русской армии).

  • сражались с французскими войсками.

  • Кутузов был учеником Суворова.

  • у них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.

- Какая опасность угрожала России в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).

- У М.Ю. Лермонтова есть такие строки:

Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном побоище).

(Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли, приобрели) право быть непобедимыми».

- Расскажите о Бородинском сражении, используя схему. (Приложение 1 (слайд 2))

III. Изучение нового материала.

1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша – письменное сообщение).

- На разрезанной карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.

Екатерина II

А.В. Суворов

«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

«Я был хилым и болезненным ребенком, но стал великим полководцем».

Петр I

Иван Грозный

«Морским судам быть!».

«Та курица умерла, которая несла татарам золотые яйца».

М.И. Кутузов

Иван III

«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»

«И повел я войско навстречу Ахмату».

- Проверка. Переверните карточки. Если получится портрет, значит задание выполнено правильно. (Приложение 1(Слайд 3))

- Чей портрет у вас получился?  (На доске портрет) (Приложение 3)

- Интересна фигура Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I (Приложение 1(слайд 4)), предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые старался привить поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю».  Александр II вступил на российский престол  в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)        

Он много ездил по России и 1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым.

2. - Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II. (Приложение 1 (слайд 6,7))

- Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

- Кого и от чего он освободил?

- Вам поможет ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.

- Слово проверяющему: как справились с заданием.

- Какое ключевое слово получилось? (Крестьяне).

- Какой была жизнь крестьян?

- От чего, как вы думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).

- Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право – такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков).

- Как вы думаете, почему необходимо было отменить крепостное право?

А) Позорный и унизительный порядок.

Б) На протяжении многих столетий крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения составляли крестьяне.

В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». (Для такого заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на квас. )

На доске появляется:

Реформы - отмена крепостного права

Александра II (портрет)

V. Изучение нового.

1) - Что же произошло в 1861 году? (Приложение 1 (Слайд 14)).

- Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).

-  В России перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал»,- говорили между собой мужики.

2) - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и развивались города, быстро стало расти городское население.

- Что явилось главной причиной роста городского населения?

(Крестьяне переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на временную работу).

- Появлялись заводы:

  • Механический (Приложение 1 (Слайд 15))

  • машиностроительный

  • металлообрабатывающий

  • стекольный

  • цементный (Приложение 1 (Слайд 16- завод и слесарный цех)).

текстильные мануфактуры (прекрасные ткани)

фабрики  (кондитерская, суконная)  (Приложение 1 (Слайд 16)).  

- Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые учебные заведения. Создавались начальные школы (Срок обучения не превышал 3 лет), гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более 20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).

- Возникло более 700 наименований газет и журналов.

- Были созданы земства – местные выборные органы.

- Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.

- Строились новые железные дороги. (Приложение 1 (Слайд 17- Строительство ж/д)).

(1-я пассажирская ж/д открылась 1837 г. Между Петербургом и Царским селом).

- Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь. (Приложение 1 (Слайд 18- Мост через Енисей )).

- Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она проходит?

- Почему строительство ж/д имело большое значение?

  • - Строительство Транссибирской магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.

  • – Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.

  • - Железные дороги  стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.

  • – Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.

(Приложение 1(Слайд 19– паровозы, вагоны)).

- Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр. 124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты). (Приложение 1 (Слайды 20-22)).

- Можайский Александр Федорович (Приложение 1 (Слайд 23))  с 1856 года работал над созданием летательного аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.

На доске появляется:

Реформы   Александра II   (портрет)     

 

- отмена крепостного права

- развитие городов

 - развитие образования

- развитие печати

 - создание земств

- строительство железной дороги

- увеличение территории страны

- Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в С - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).

- На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II), построена церковь Воскресения Христова. (Приложение 1 (Слайд 25)). Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.

VI. Закрепление изученного.

- Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века. (Приложение 1 (Слайд 26)).

Игра «Домино»

Генералиссимус

Александр II

Царь –

освободитель

1 ноября

1851 года

Первая железная дорога

Екатерина II

Великая

1861 год

Отмена крепостного права

Петр I

Великий

1812 год

Отечественная война

Ф.Ф. Ушаков

Флотоводец

А.В.Суворов

- Как называли Александра II? - Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель? - Когда крепостные получили свободу?

- Какое значение это имело? - Когда появилась первая ж/дорога? (1 ноября 1851 г).

VII. Итог урока. Домашнее задание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Страниы истории. Открытый урок

Автор: Ларина Тамара Васильевна

Дата: 10.09.2016

Номер свидетельства: 343170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Интегрированный урок "Географическое положение Северной Америки. История открытия и географические исследования" "
    ["seo_title"] => string(132) "intieghrirovannyi-urok-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-sieviernoi-amieriki-istoriia-otkrytiia-i-ghieoghrafichieskiie-issliedovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "136903"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417201098"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Австралия. Физико-географическое положение материка, история открытия и исследования. "
    ["seo_title"] => string(97) "avstraliia-fiziko-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-matierika-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "105295"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402839560"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ТЕМЕ: “Физико-географическое положение Африки. История открытия и исследования материка”. "
    ["seo_title"] => string(130) "razrabotka-binarnogo-uroka-po-tiemie-fiziko-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-afriki-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia-matierika"
    ["file_id"] => string(6) "111785"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407931302"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "открытый урок по самопознанию на тему "От мечты к открытию""
    ["seo_title"] => string(53) "otkrytyiurokposamopoznaniiunatiemuotmiechtykotkrytiiu"
    ["file_id"] => string(6) "274902"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452482061"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Самоанализ открытого урока в 7классе "
    ["seo_title"] => string(38) "samoanaliz-otkrytogho-uroka-v-7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "229163"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441635631"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства