Эпиграф урока:» Путешествие продолжается»
Цели урока:
- Продолжить формирование страноведческих знаний, изучить физико-географическое положение Австралии.
- Продолжить формирование умений работать с картой, атласом, контурными картами.
- Воспитывать географическую культуру учащихся и творческое воображение учащихся, чувство любви к путешествиям.
Оборудование: физическая карта Австралии, карты атласов и контурные карты, презентация урока «Австралия ».
План урока:
1.Физико-географическое положение материка.
2.История открытия и исследования Австралии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя (с опорой на слайды и географическую карту).
Сегодня у нас в гостях вот такое солнышко ( слайд 1), которое яркое, весёлое. Я желаю вам хорошего настроения на уроке и чтобы ваши ответы были такими же яркими и выразительными.
Наш урок мы проведём под девизом «Путешествие продолжается».
- Почему продолжается путешествие? ( уже изучили Африку)
Чтение стихотворения учителем в сопровождении слайдов. (слайд 2-6)
Вы в Австралии бывали?
Вы Австралию видали?
Неужели никогда вы не ездили туда?
Вот послушайте сейчас мой короткий сон- рассказ
Я летел на вертолёте, а быть может, самолёте.
Вдруг увидел из окна:
Подо мной лежит страна.
С парашютом я спустился
И на суше очутился.
Осмотрелся: ни души,
Все дороги хороши.
Чтобы не замёрзнуть вдруг,
Я отправился на юг.
Только странно: чем южней-
Холодней и холодней.
Я увидел дивный лес: там деревья до небес.
И бутылки там растут,
И лианы там и тут.
Очень странная страна-
Любит пошутить она:
Эти звери, погляди,
Носят сумку впереди.
Ну а это, ради шутки, нос свой одолжил у утки.
Мишка здешний, как бандит - он на дереве сидит.
Ну, а это кто такой появился предо мной?
Это местный житель?
От него же я узнал, что в Австралию попал.
- Какая тема урока сегодня? Запишите . ( слайд 7)
2. Постановка задач урока.
-Что нам предстоит с вами выяснить сегодня (слайд 8)
- план урока ( слайд 9)
- Задача урока: чем объяснить уникальность природы материка ( слайд 10)
3. Изучение нового материала.
А) постановка проблемы.
-( слайд 11, 12) Прослушайте отрывок из книги Ж.Верна « Дети капитана Гранта» и выясните, правда или вымысел в словах героя произведения Паганеля?
- ( слайд 13)Согласны вы с историей образования материка? ( Нет, он часть Гондваны).
- Интересно, а как можно добраться до материка? Об это нам расскажет ученица.( в сопровождении презентации идёт рассказ о поездке в Австралию)
«Чтобы проследить путь от Москвы до Австралии, надо повернуть глобус на пол-оборота. Путешественнику задумавшему преодолеть это расстояние 100—200 лет тому назад, потребовалось бы от 7 месяцев до 1 года.
В наше время от Москвы до Сиднея на реактивном лайнере долетаешь за 40 часов.
В 17 часов садишься в Москве на Шереметьевском аэродроме в самолёт. Глубокой ночью самолёт идёт на посадку в Дели, короткая остановка, и в 11 утра по местному времени следующего дня—в Сингапуре. В 8 вечера снова посадка и снова бессонная ночь. Внизу острова Индийского океана, Индонезия и, наконец, с рассветом Австралия. Долго—долго летим над пустынями. И только утром совершаем посадку в самом большом городе Австралии—Сиднее. Австралийцы очень любят свою страну и всегда задают туристам вопрос: « Как вам нравится Австралия?».
Б) рассказ об Австралии
-говорят, что материк уникальный. Об это нам расскажет в сопровождении презентации ученица.
Площадь Австралии, самого маленького материка Земли--7631,5 тыс. км2.
Австралия настоящий рекордсмен по многим географическим характеристикам.
Самый «низкий» материк:
Лишь 2 % территории Австралии находятся выше 1000 м, а самая высокая вершина—гора Костюшко в Южном Уэльсе—поднимается всего на 2228 м. Самая низкая точка—солёное озеро Эйр—на 16 м ниже уровня моря.
Самый жаркий материк:
2/3 занимают пустыни и полупустыни. Летом в пустыне Симсон температура достигает +60 0С в тени.
Самый засушливый материк:
В среднем здесь выпадает 240 мл осадков в год. Это в 8 раз меньше, чем в Южной Америке, и в 5 раз меньше, чем в Африке.
Самый бедный реками материк:
Годовой сток всех рек Австралии—350 км3, что в 2 раза меньше, чем годовой сток Енисея.
Самый заповедный материк:
Из 12 тысяч видов растений более 9 тысяч не встречаются нигде. То же относится к 9/10 видов животных.
Австралийский союз—единственное в мире государство, занимающее территорию целого континента.
В) беседа
- что особенно показалось вам интересным?
Г). Географическое положение материка.
- ( слайд 14)определим географическое положение материка Австралия . посмотрите на план и ответьте на вопросы
- Как расположен материк относительно экватора?
- Как расположен материк относительно нулевого меридиана?
- Как расположен материк относительно тропиков?
- В каких климатических поясах расположен материк?
- Какие океаны и моря омывают Австралию?
- Как расположена Австралия относительно других материков? Какие материки расположены близко, а какие - удалены?
- –определим географические координаты ( слайд 15)
Название крайней точки
Географические координаты
Широта
Долгота
Северная
Мыс Йорк
10 0 ю.ш.
Южная
Мыс Юго-Восточный
39 0 ю.ш.
Западная
Мыс Стип-Пойнт
113 0 в.д.
Восточная
Мыс Байрон
153 0 в.д.
- произведите расчёты: 1 ряд- протяженность материка с севера на юг
2 ряд- с запада на восток. ( слайд 16)
- а сейчас мы отправимся в эскпедицию. Задание- «проплыть» вокруг Австралии и собрать сведения о ГП, нанести объекты в контурные карты.( слайд 17)
Зарядка ( слайд 18)
Д) проверка номенклатуры.
-давайте проверим, как вы выполнили задание, на слайдах есть информация об объектах, которые вы теперь должны знать и показывать. ( слайд 19)
Моря: Арафурское, Коралловое, Тасманово, Тиморское.
Заливы: Карпентария, Большой Австралийский.
Проливы: Торресов, Басов.
Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, Большой Барьерный риф.
Полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк,Эйр.
е) Решение логической задачи.
- как вы считаете, почему открытие материка начиналось с северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного? ( на пути был Большой Барьерный риф)
Ж). История открытия и исследование ( слайд 20)
Ответы учащихся ( домашнее задание)
« Первые сведения об Австралии относятся к эпохе Великих географических открытий. Этому способствовали поиски пути в Индию. После кругосветного путешествия Магеллана испанцы и португальцы в 16 веке сделали много открытий в Юго-Восточной Азии и в районе Тихого океана. Ежегодно из Мексики к Филиппинским островам уходили парусные суда. ( слайд 21)
Британский подданный Джеймс Кук ( слайд 22)служил своему отечеству. Его путешествия преследовали чёткие цели, и благодаря его выдающимся открытиям лик Южного полушария Земли во многом приобрёл современные очертания. По прихоти судьбы Кук разделил участь Магеллана: он не вернулся на родину из своей третьей экспедиции, убитый аборигенами Гавайских островов.
Это печальное событие произошло 14 февраля 1779 г., а в свою первую экспедицию Кук отправился 30 июля 1768 г. Менее 11 лет понадобилось ему, чтобы изменить многие сложившиеся представления, «перекроить» географическую карту Южного полушария и поставить будущих путешественников перед необходимостью решать новые задачи.
Труден, тернист и, если угодно, монотонен был его «путь к звёздам». «Я сам протащил себя через все виды морской службы» – эта произнесённая им однажды фраза вместит четыре десятилетия его жизни…
МИКЛУХО-МАКЛАЙ Николай Николаевич (1846-88), российский этнограф. Изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870-80-е гг.), в т. ч. папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (ныне Берег Миклухо-Маклая). Выступал против расизма.
( слайд 23).
Слайд 24-28.
Дата
Путешественники
Открытия
1606 г
Луис Вазе де Торрес
Прошел проливом и доказал, что Новая Гвинея - остров
1606 г
Виллем Янсзон
Прошел западное побережье Кейп Йорка – север полуострова Австралии
1642-1643
Абель Тасман
Доказал, что Новая Гвинея не связана с Южной Землей. Открыл Новую Зеландию и остров Тасманию (Землю Вандимена)
1770
Джемс Кук
Проследил восточный берег Австралии. Обнаружил Большой Барьерный риф.
Конец 18 века
Англичане
Колонизация и освоение материка
1870-1880 г
Н. Н. Миклухо-Маклай
Проводил антропологические, географические и биологические исследования Австралии
III. Закрепление.
- Чтение стихотворения ученицей
- Беседа
-кто открыл Австралию?
Чем объяснить уникальность материка?
Рефлексия:
Нарисуйте на полях тетрадей личико смайлика, соответствующего вашему настроению на уроке , а значит усвоению данного материала
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: §35, творческая работа «Кроссворд « Австралия»
Приложение.
Австралия - страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами.
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды.
(Они в пустыне пропадают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье.
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия - страна наоборот.
Её исток - на Лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия страна наоборот.