РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:
“Физико-географическое положение Африки. История открытия и исследования материка”.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.
Форма урока: урок исследования.
Вид урока:интегрированный.
Метод обучения: практический.
Характер познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный.
Задачи урока: Познакомить с физико-географическим положением Африки; научить давать характеристику ФГП материка. Продолжить формировать умение работать с картами. Применять математические действия на уроках географии.
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с планом характеристики материка; Способствовать усвоению приема характеристики ФГП материка; Ввести понятие ГП материка. Раскрыть приемы определения ГП материка. Способствовать изучению особенностей ГП Африки и их влияние на природу материка.
Развивающие:
Развивать практические умения работать с картой, с интерактивной доской, определять географические координаты.
Воспитательные:
Создать условия для воспитания у учащихся силы духа, ответственности, физического совершенствования на примере мужества путешественников и исследователей континента.
Здоровьесберегающие:
Создать условия сохраняющие здоровье учащихся -сохранение зрения.
Оборудование: Карта полушарий; физическая карта Африки; интерактивная доска, атласы, карточки для заполнения.
Проводят урок: преподаватель географии Любимова Н. Г., преподаватель математики Левковская Е. С.
План урока:
1 Организация и начала урока-1мин.
2 Постановка цели урока – 5 мин.
3 Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений-7 мин.
4. Изучение нового материала, в том числе и объяснение -15 мин
5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
6. Обобщение систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.
7. Подведение итогов и результатов урока – 2 мин.
8. Задание на дом 1 минута.
На доске:
Вспомни! Что такое широта, долгота, часть света.
Узнай! Что такое географическое положение, крайние точки.
Научись делать! Определять географическое положение.
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют 2 учителя. Учитель географии и учитель математики. Рапорт дежурного. Фиксация отсутствующих в журнале, проверка состояния классного помещения и внешнего вида учащихся.
- Постановка целей урока.
К нам из далеко континента приехали гости.
В класс заходят пираты под музыку.
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие крокодилы.
Будут вас кусать!
Бить и обижать!
Не ходите дети в Африку гулять!
Чернов: “Ну где же эта Африка? А-А-А”
Ребята, вы догадались о каком континенте пойдет речь?
Ответы детей: Африка
С этого урока мы отправляемся в путешествие по земному шару в плавание за новыми знаниями. Предметом нашего исследования станут природные особенности материков, нравы и обычаи народов, населяющих их.
Тема нашего сегодняшнего урока “Физико-географическое положение Африки. История открытия и исследования материка”.
Цель нашего урока: познакомится с планом и физико-географическим положением Африки, а так же узнать историю исследования.
3 Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений.
Каждый материк изучают в определенной последовательности. Рассмотрим план изучения материка (план изучения находится у каждого обучающегося на столе).
- ГП
- История открытия и исследования
- Рельеф и полезные ископаемые
- Климат.
- Воды.
- Почвы
- Природные зоны
- Население и страны.
Такая последовательность не случайна. Она отражает существующие в природе зависимости между компонентами географической оболочки. Например между рельефом и климатом.
- Изучение нового материала, в том числе и объяснение
От чего зависит своеобразие природы любого участка земной поверхности?
Ответы детей. Географическое положение.
Но, в начале мы узнаем, каково происхождение этого названия материка.
Аракчеева М. Название связано с именами афариков, афригов, живших на территории вплоть до Гибралтара.
ВXVIв. ученый Мухаммед аль-Вазан писал что название
“Африка” (по –арабски“Ифрика”)происходит от слова “фарака” которое означает “означает разделить”. Возможно, что в названии материка заложено именно содержание, так как Красное море отделяет Африку от Азии.
БлиноваАл Изначально словом “афри” жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому, что означает “пыль”. После завоевания Карфагена римляне назвали провинцию Африкой. Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент. Другая теория гласит, что название народа “афри” происходит от берберского, “пещера”, имея ввидупищерных жителей. Возникшая позже мусульманская провинция Ифрикия также сохранила этот корень в своем названии. По мнению историка и археолога И. Ефремова, слово “Африка” пришла из древнего языка Та-Кем (Египет.“Афрос”-пенная страна. Это связано со столкновением нескольких видов течений, которые образуют пену при приближении к континенту в Средиземном море).
Учитель:Все совершенно правильно, но первые сведения об Африке появились в 4 веке до н.э. в Древней Греции. Тогда ее называли Ливией. И так мы начинаем удивительное путешествие по материку Африка. Перед вами наш с вами маршрут, наш план описания и начинается с географического положения материка. Таблица состоит из плана и результата вашей работы.
Ребята, давайте сравним площадь Африки с другими материками.
Площадь Африки=30,3 млн. км кв с прилегающими островами.
План характеристики
Результат работы
- По отношению к градусной сетке.
А) экватор
Б) нулевой меридиан
В) тропики
Отчеты обучающихся
Пересекает практически пополам
Пересекает в западной части, поэтому большая часть расположена в восточном полушарии.
Большая часть между тропиками.
- Крайние точки и их координаты.
Расчеты проводит учитель математики
А) Протяженность с запада на восток.
Б) Протяженность с севера на юг.
Северная м. Бен-Секка 37 с ш. 11 в. д.
Южная м. Игольный 35 ю ш 20 з д
Западная м. Альмади 15 с. ш 17 з. д
Восточная м. Рас-Хафун 11. с ш 52 в д
А) вдоль экватора 12+52=69*102,5=7072,5
С севера на юг по 20 в. д. в градусах и километрах (1-111,3 км) 71*111, 3=7548, 3 км
- Климатические пояса
Экваториальный, субэкваториальный, тропический
- Океаны и моря, омывающие
Изрезанность береговой линии
На зап.-Атлантический океан., вдаётся Гвинейский залив;
На вост.-Индийский океан, сев.-вост. Красное море, Аденский залив
На сев.-Средиземное море
Слабо изрезана береговая линия.
- По отношению к другим материкам
От Евразии-Гибралтарский пролив
На севере-Суэцкий канал
Баб-Эль-Мандейский пролив – разделяет ? полуостров от ? части материка
Физ. минутка
Чернов. Да, что ваша карта, вот я свою придумал.
Учитель. Пират, у тебя же все здесь перепутано.
Обучающимся предлагается исправить интерактив. Каждую ошибку, исправляют на интерактиве.
Двигаемся дальше наша следующая остановка (обращаемся к плану описания). История исследования.
Заранее подготовленные сообщения.
Борисова Диана Бартоломеу Диаш
Шведова Анастасия Васко да Гама
5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
Новиков Мы тоже хотим путешествовать, но как нам рассчитать свой путь.
Учитель математики.
Для этого нам нужно вспомнить, что такое масштаб.
Ответы детей: определение масштаба.
Путешествовать мы будем по национальным паркам Африки.
Рассчитать расстояние между национальным парком Николо-Коба и национальным парком Таи.
Затем задания выполняются по вариантам.
- Задание. Рассчитать расстояние между национальным парком Кахузи-Биенга – национальный парк “озеро Малави .
Задания по вариантам
1 вариант национальный парк г. Кения-заповедник Окапи
2 вариант национальный парк Мана-Пуло и национальный парк Килиманджаро.
Ответы детей.
6.Обобщение систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.
Я пришла к вам на урок и многое сегодня узнала, я хочу проверить как вы усвоили новый материал
Раздаются карточки для самоконтроля
- Африка располагается в полушариях…
- Африка посередине пересекается…
- Нулевой меридиан пересекает Африку на …
- С севера материк омывает…
- Южней крайней точкой является
- Самый большой остров у берегов Африки…
- Африка по площади занимает…
- Африку с запада омывает…
Бармалей: А, я буду добрый Бармалей, приходите в Африку скорей, но для этого выполните домашнее задание. Параграф 24 РТ стр 35 № 1 и № 2
7Подведение итогов и результатов урока
- Ребята Вам понравился урок, поднимите смайлики.
Как,вы, думаете какие оценки вы сегодня получили?