Развивала представления о видах и назначении столовой посуды, умение ориентироваться в видах столовой посудыПринимая во внимание психолого-педагогическую характеристику класса, учитывая свой стиль преподавания – методически-импровизационный, я разработала данный урок, заложив цели как в аспекте профессионального, так и личностного роста.Урок обогатил меня на будущее тем, что я убедилась: система творческих заданий работает как технология, воспроизводима в любом классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: познакомить учащихся с видами и назначением столовой посуды.
Задачи урока
Образовательные:
- формировать умение ориентироваться в видах столовой посуды;
- расширять представления о видах и назначении столовой посуды.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция внимания на основе упражнений в сопоставлении формы предметов;
- коррекция мышления на основе упражнений в сравнении предметов (по различию);
- коррекция мышления на основе упражнений в классификации предметов.
Воспитательные:
- воспитание мотивации к учению.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы: кроссворд; презентация «Столовая посуда: виды, назначение»; карточки с изображением посуды; чайный сервиз, скатерть, предметы сервировки стола к чаю.
Ход урока
Организация начала урока.
Прозвенел звонок, Начинается урок. Сначала сядет тот ученик, у которого на столе лежит картинка с изображением кастрюли, а потом у кого чашки.
Приветствие. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Вы готовы к новым знаниям?
Минутка коррекции: на каком уроке вы находитесь? (урок развития устной речи)
Психологический настрой учащихся. Сегодня вам предстоит узнать много нового материала, поэтому будьте внимательны и собраны.
Мозговой штурм:
Чтобы потренировать внимание, я предлагаю вам разгадать кроссворд, в котором зашифровано слово с темой сегодняшнего урока.
Как называется профессия человека, который готовит еду в столовых, кафе и ресторанах? (повар)
С помощью какого приспособления сеют муку? (сито)
На чем повара жарят котлеты? (сковорода)
Какое приспособление необходимо, чтобы слить воду с макарон? (дуршлаг)
Без какого предмета посуды невозможно чаепитие? (чашка)
- Какое слово получилось? Получилось слово «ПОСУДА».
Итак, сегодня мы будем говорить о посуде.
1
2
3
У
4
5
А сейчас мы проведем речевую разминку.
Из-из-из- купили новенький сервиз. Релки-релки-релки- суп едим мы из тарелки. Ару-ару-ару- сядем ближе к самовару.
Ой-ой-ой- мой посуду за собой.
Повторение изученного материала.
Как называется посуда, в которой готовят пищу на кухне? (кухонная)
Вы уже знакомы с различными видами кухонной посуды. Давайте их вспомним.
- В чем готовят первые, вторые блюда, гарниры, пекут пироги?
- Какое приспособление используется для измельчения моркови, сыра?
- С помощью чего можно аккуратно разрезать мясо, хлеб, овощи, фрукты?
III. Введение в тему урока.
Задание: распределите посуду по группам).
Посуда для работы на кухне – кухонная, а для подачи на стол…-? (столовая).
Тема сегодняшнего урока: «Столовая посуда».
IV. Ознакомление учащихся с новым материалом. Рассказ учителя.
Столовая посуда – предметы быта, предназначенные для подачи и приема пищи.
Столовая посуда ежедневно влияет на наше настроение, аппетит и даже на вкус приготовленных блюд. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что есть из красивой посуды приятно. От этого поднимается настроение, улучшается аппетит, еда становится вкуснее.
Первые тарелки делали из жгутов глины, далее вырезали в столах углубления, в которые складывали еду. Потом для еды использовали специальные дощечки с углублением. Эти дощечки быстро пропитывались маслом, и от этого еда имела горьковатый вкус, после этого еду стали класть на кусок хлеба, а потом начали применяться тарелки, которые изготавливали из дерева и олова. Старинную посуда на Руси изготавливали из глины и дерева.
Вот как назывались некоторые предметы столовой посуды в Древней Руси (рис.1,2):
Рис. 1. Древнерусская посуда
Постепенно посуда усовершенствовалась, русские мастера научились украшать глиняную и деревянную утварь резьбой, красивыми узорами.
Высокого уровня достигло русское искусство изготовления посуды из дерева.
Рис. 3. Хохломская роспись
С 70х -80х гг.. XVIII в. российским центром изготовления высокохудожественной майолики становится Гжель. (Рис.4)
Рис. 4. Сервиз чайный. Гжель.
В настоящее время столовую посуду изготавливают из керамики, стекла, металла.
Современная столовая посуда очень разнообразна. Для сервировки стола обычно пользуются сервизами — наборами посуды одного рисунка или стиля.
Глубокие тарелки и миски используются для первых блюд, также в мисках можно подавать салаты.
Для первых блюд используют также супницы, чашки для бульона.
Задание: чем отличаются миски от тарелок?
V. Физкультминутка.
Мы разделили посуду на группы
1 группа-это кухонная посуда (кастрюля, сковорода, форма для запекания, дуршлаг) хлопаем
2 группа- это столовая посуда (тарелка, миска, чашка, пиала)
VI. Первичное закрепление.
Активизация внимания.
Задание: поставь чашку на свое место.
Задание: рассмотри карточки с изображением посуды.Распредели посуду по группам и озаглавь их. (Приложение 1)
Реши задачу.
Ваня пригласил в гости двух друзей и накрыл стол к чаю. Но друзья пришли не одни, а со своими младшими братиками. Сколько чайных чашек понадобится Ване, чтобы угостить всех чаем?(Ответ – 5)
Задание. Выбери посуду для чаепития. (Приложение 2)
VII. Практическая работа.
Сервировка стола к чаю.
Игра «Разбитая посуда» - Посмотрите, какая красивая посуда нарисована на картинках. В конвертах такая же красивая, но «разбитая». Помогите ее склеить и вы узнаете из каких частей состоит данная посуда. Чайник: носик, крышка, донышко, стенки.
Чашка: ручка, донышко, стенки.
Составьте предложения из перепутанных слов: шкафу, В, стоит, посуда, кухонная. кипит, На чайник, плите. Девочка, из взяла, конфету, конфетницы.
Назови лишнее слово. Составь предложение с любым словом
Тарелка, кастрюля, сковорода, дуршлаг.
Чашка, ваза, супница, тёрка.
Составление рассказа « Посуда, уход за ней». - Назовите слова – действия к теме «Посуда».(мыть, вытирать, ставить, бить, полоскать, покупать.) - Назовите слова – действия при мытье посуды по порядку: очистить от остатков пищи, вымыть с мылом, вытереть, поставить в шкаф.
Составление рассказа «Аккуратная Таня». Начало: Таня была очень аккуратной девочкой. Каждый раз после еды она…
VIII.Подведение итогов урока.
Оживите посуду.
О чем говорили? Что нового узнали? Понравился урок?
IX. Домашнее задание. Повторить названия предметов столовой посуды.