Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Столовая посуда" »
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Тема: «Столовая посуда: виды, назначение».
Класс: 7
Цель урока: познакомить учащихся с видами и назначением столовой посуды.
Задачи урока
Образовательные:
- формировать умение ориентироваться в видах столовой посуды;
- расширять представления о видах и назначении столовой посуды.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция внимания на основе упражнений в сопоставлении формы предметов;
- коррекция мышления на основе упражнений в сравнении предметов (по различию);
- коррекция мышления на основе упражнений в классификации предметов.
Воспитательные:
- воспитание мотивации к учению.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы: кроссворд; презентация «Столовая посуда: виды, назначение»; карточки с изображением посуды; чайный сервиз, скатерть, предметы сервировки стола к чаю.
Ход урока
Организация начала урока.
Приветствие. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Вы готовы к новым знаниям?
Минутка коррекции: на каком уроке вы находитесь? (урок труда)
Психологический настрой учащихся. Сегодня вам предстоит узнать много нового материала, поэтому будьте внимательны и собраны.
Мозговой штурм: разгадывание кроссворда с темой урока.
Чтобы потренировать внимание, я предлагаю вам разгадать кроссворд, в котором зашифровано слово с темой сегодняшнего урока.
Как называется профессия человека, который готовит еду в столовых, кафе и ресторанах? (повар)
С помощью какого приспособления сеют муку? (сито)
На чем повар жарит котлеты? (сковорода)
Какое приспособление необходимо, чтобы слить воду с макарон? (дуршлаг)
Без какого предмета посуды невозможно чаепитие? (чашка)
- Какое слово получилось? Получилось слово «ПОСУДА».
Итак, сегодня мы будем говорить о посуде.
1
2
3
У
4
5
Повторение изученного материала.
Как называется посуда, в которой готовят пищу на кухне? (кухонная)
Вы уже знакомы с различными видами кухонной посуды. Давайте их вспомним.
- В чем готовят первые, вторые блюда, гарниры, пекут пироги?
- Какое приспособление используется для измельчения моркови, сыра?
- С помощью какого приспособления можно измельчить чеснок?
- Покажите, с помощью чего можно аккуратно разрезать яйцо?
- Как называется прибор для нарезания яблока и удаления сердцевины?
III. Введение в тему урока.
Задание: распределите посуду по группам). Озаглавьте группы (кухонная и …). Подумайте, как озаглавить вторую группу посуды: посуда для работы на кухне – кухонная, а для подачи на стол…-? (столовая).
IV. Ознакомление учащихся с новым материалом. Рассказ учителя.
Столовая посуда – предметы быта, предназначенные для подачи и приема пищи.
Столовая посуда ежедневно влияет на наше настроение, аппетит и даже на вкус приготовленных блюд. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что есть из красивой посуды приятно. От этого поднимается настроение, улучшается аппетит, еда становится вкуснее.
Первые тарелки были в эпоху неолита, их делали из жгутов глины.
В Европе при королевских дворах вырезали в столах углубления, в которые складывали еду. Потом для еды использовали специальные дощечки с углублением. Эти дощечки быстро пропитывались маслом, и от этого еда имела горьковатый вкус. Уже в XIII веке еду стали класть на кусок хлеба, и только через век во Франции начали применяться тарелки, которые изготовляли из дерева и олова.
Первые тарелки были совершенно не похожи на современные и по форме напоминали четырехугольные. Слово «тарелка» немецкого происхождения, оно появилось после слова «миска». А в XVI веке говорили не «тарелка», а «тарель».
В эпоху Возрождения популярными стали тарелки из олова, а также столовая посуда из золота и серебра.
В русском языке слово «посуда» появилось в XVI веке. Ранее вместо этого слова употребляли слово «судно». Также в Древней Руси использовалось слово «блюдо». На такое блюдо подавали пищу для нескольких человек сразу.
Постепенно в обиход вводится посуда для индивидуального пользования. На Руси индивидуальная посуда появилась во время царевича Лжедмитрия. В завещании московского князя в 1509 году встречается слово «тарель», примерно в это время появилось слово «тарелочка».
Старинная посуда на Руси изготавливалась из глины и дерева. Вот как назывались некоторые предметы столовой посуды в Древней Руси (рис.1,2):
Рис. 1. Древнерусская посуда
ендова – низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр.;
кондюшка, кондея – то же, что ендова;
канопка – глиняный сосуд, выполняющий функции кружки;
латка – древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей.
Рис. 2. Древнерусская посуда
Постепенно посуда усовершенствовалась, русские мастера научились украшать глиняную и деревянную утварь резьбой, красивыми узорами.
Высокого уровня достигло русское искусство изготовления посуды из дерева. Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. (Рис.3)
Рис. 3. Хохломская роспись
С 70х -80х гг.. XVIII в. российским центром изготовления высокохудожественной майолики становится Гжель. (Рис.4)
Рис. 4. Сервиз чайный. Гжель.
В настоящее время столовую посуду изготавливают из различных материалов: из керамики, стекла, металла. Керамика и стекло — традиционные материалы для изготовления столовой посуды. Фарфоровая и фаянсовая посуда относится к группе керамических изделий.
Самые главные функциональные качества современной столовой посуды – долговечность и способность выдерживать не очень осторожное обращение, а также уже упомянутая нами пригодность для мытья в посудомоечной машине. Долговечность и прочность зависит от материала, из которого изготавливается посуда. Самой прочной и долговечной является профессиональная посуда. Для ее производства используется упрочненный фарфор, стеклокерамика и их суперсовременные модификации. Производители такой посуды особое внимание уделяют защите от сколов, устойчивости внешней поверхности к царапинам и воздействию моющих средств.
Среди обычной столовой посуды наилучшими характеристиками по прочности, как правило, обладает посуда из упрочненного стекла, далее идет фарфор, керамика и фаянс. Керамическая посуда изготавливается из глины и различных добавок процессом обжига. После термической обработки глина становится огнеупорным, жаростойким и водостойким материалом.
Также к глине добавляют различные примеси, в связи с чем получаются такие разновидности керамической посуды как фарфор, фаянс, майолика и терракота.
Несмотря на кажущуюся хрупкость, она обладает целым рядом полезных свойств, которые делают ее незаменимой на кухне. Основное преимущество керамического покрытия - равномерное распределение и длительное сохранение тепла. Толстые стенки нагреваются постепенно и равномерно. Блюда томятся, сохраняя все необходимые витамины и протеины, выглядя при этом весьма аппетитно. Фарфоровая посуда хорошего качества изящна, отличается, значительной прочностью и имеет снежно-белый просвечивающий черепок. При легком ударе по краю фарфорового изделия оно издает четкий продолжительный звук.
Современная столовая посуда очень разнообразна. Для сервировки стола обычно пользуются сервизами — наборами посуды одного рисунка или стиля.
Глубокие тарелки и миски используются для первых блюд, также в мисках можно подавать салаты.
Задание: чем отличаются миски от тарелок?
Для первых блюд используют также супницы, чашки для бульона.
Задание: определи, чем отличаются чашки для бульона, чайные чашки и пиалы?
В настоящее время существует очень много разных видов столовой посуды
Необходимо знать их и научиться правильно ими пользоваться.
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление.
Активизация внимания.
Задание: поставь чашку на свое место.
Задание: рассмотри карточки с изображением посуды.Распредели посуду по группам и озаглавь их. (Приложение 1)
Реши задачу.
Ваня пригласил в гости двух друзей и накрыл стол к чаю. Но друзья пришли не одни, а со своими младшими братиками. Сколько чайных чашек понадобится Ване, чтобы угостить всех чаем?(Ответ – 5)
Задание. Выбери посуду для чаепития. (Приложение 2)
VII. Практическая работа.
Сервировка стола к чаю. Чаепитие.
VIII.Подведение итогов урока.
О чем говорили? Что нового узнали? Понравился урок?
IX. Домашнее задание. Повторить названия предметов столовой посуды.