Предмет: Окружающий мир.
Тема: Посуда.
Класс: 4
Цель урока: Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепить понятия чайная, столовая посуда.
- Уточнить и активизировать словарь по теме.
- Совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, координации речи с движением.
- Развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
Сохраняющие здоровье технологии: музыкальная физкультминутка для глаз и пальчиковая гимнастика.
Оснащение урока: компьютер, мультимедийная система, презентация к уроку, мультфильм «Федорино горе», карточки с опорными словами, кухонная посуда, поднос.
Продолжительность урока: 40 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент. (Цель – подготовка учащихся к работе на уроке)
- по звонку сесть на свое место;
- определение отсутствующих;
- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
- настрой учащихся на работу, организация внимания;
Психологический настрой:
- Ребята, сегодня урок ознакомления с окружающим миром проведу я. Меня зовут Ирина Владимировна.
- Встаньте, повернитесь и друг другу - улыбнитесь. Повернитесь теперь ко мне - улыбнитесь вдвойне. Тихо садитесь. Руки вот так положите (показ), меня на уроке внимательно слушайте, активно отвечайте и дисциплину соблюдайте.
2. Повторение пройденного материала на предыдущих уроках. (Цель – выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях)
Вопросы на повторение. (Презентация «Посуда»)
Давайте начнём сегодняшний урок с загадок! (Слайды 2-9)
Слайд 2 По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едой отправляю в рот. (ложка)
Слайд 3 Не сделаешь причёску,
Хоть похожа на расчёску.
И совсем не пилка,
Для котлет и мяса … (вилка)
Слайд 4 Словно блин, кругла она,
Съел я кашу всю до дна.
Глубокая иль нет –
В ней всегда лежит обед. (тарелка)
Слайд 5 Я – тарелкина сестричка,
Но сестричка – невеличка.
На тарелке – кашка,
А на мне-то – чашка. (блюдце)
Слайд 6 Если хочешь выпить чай -
Так меня и получай,
Распрекрасную милашку,
Всю в цветочках, с блюдцем... (чашка)
Слайд 7 На плите – кастрюль начальник,
Толстый, длинноносый … (чайник)
Слайд 8 Чайника подружка,
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её … (кастрюля)
Слайд 9 Хочешь ты воды попить?
Можешь из меня налить.
На столе стою один, называюсь я … (кувшин)
- Как можно одним словом назвать все эти предметы? (Посуда)
- А что такое посуда? (Предметы, из которых едят, пьют, готовят пищу...)
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Постановка цели и задач урока.
(Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения материала урока)
Тема сегодняшнего урока – Посуда. Мы сегодня вспомним, какая бывает посуда и из чего она может быть сделана.
- Скажите мне, пожалуйста, как вы считаете, для чего нужна человеку посуда? (Посуда нужна человеку, для того чтобы он мог культурно принимать пищу).
- Да, ребята, верно. (Слайд 10)
Посмотрите сюда: сколько разной посуды придумал человек. Люди делают посуду из дерева, металла, стекла, лозы, глины, фарфора и т.д.
- Как называется посуда из дерева?
(Деревянная посуда)
- Как называется посуда из стекла?
(Стеклянная посуда)
- Как называется посуда из металла? (Металлическая посуда)
- Как называется посуда из глины? (Глиняная посуда)
- Как называется посуда из фарфора? (Фарфоровая посуда)
- И самое сложное – как называется посуда из лозы? (Плетёная посуда из лозы).
(Слайд 11) Вместо кастрюль на Руси были вот такие чугуны, вместо электрических чайников - вот такие самовары. Далее люди научились делать посуду из керамики, пластика и из других различных материалов. Сначала посуда была простая, как этот чугун, но потом люди стали украшать посуду разными узорами, как например, самовар.
4. Музыкальная физминутка (гимнастика для глаз). (СЛАЙД 12).
5. Продолжение этапа актуализации знаний. (Слайд 13) Учитель демонстрирует картинку столового, чайного сервизов и спрашивает:
- Как называется специальная посуда, которую используют в определенных целях: пить чай, есть суп или второе блюдо и рассчитанная на 6 или 12 человек? (Сервиз.)
- Как называется сервиз для чайной церемонии? (Чайный).
- Как называется сервиз из которого можно кушать суп и второе? (Столовый.)
(Слайд 14) Далее учитель рассказывает и показывает, какие предметы входят в чайный сервиз: чашки, блюдца, заварочный чайник, сахарница, молочник.
- Ребята, а ко мне вчера приходили гости и случайно перепутали чайный сервиз со столовым. Помогите мне найти чайные предметы и поставить их на поднос. (Ребята должны на поднос поставить все предметы чайного сервиза).
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А теперь давайте поиграем с пальчиками.
6. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки
Маша кашей всех кормила. дети мешают в левой ладошке.
Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику
Кошке – в чашку, на левой руке.
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.
Все до крошки раздала. Сдувают «крошку» с ладошки.
Продолжение рассказа учителя:
- А знаете ли вы ребята, где изготавливают посуду? (ответы ребят).
Посуду изготавливают на фабриках, заводах, в мастерских. (Слайд 15) Есть известные на весь мир русские заводы: Санкт-Петербургский фарфоровый завод, фабрика Гжель, Гусь-Хрустальный, Хохлома, где изготавливают не просто посуду, а удивительные по своей красоте изделия. Из них люди пьют и едят по праздникам. Их можно увидеть в музеях и на выставках.
Обычная посуда тоже красива, если она сияет и блестит, т.е. чистая. Любая посуда требует бережного отношения. Она должна быть вымытой, высушенной, вытертой... Давайте вспомним произведение Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе» и посмотрим мультфильм. (Слайд 16)
Просмотр мультфильма «Федорино горе».
7. Закрепление знаний. Обобщающая беседа:
- Какую посуду вы увидели в мультфильме? (Тарелки, чайная посуда, стаканы, столовые приборы, самовар).
- А какие предметы, которые ушли от Федоры не являются посудой? (утюги, стол, метла и т.д.)
- Почему посуда ушла от Федоры? (Потому, что она была грязная, ленивая и не ухаживала за посудой).
- Так как нужно относиться к посуде? (К посуде нужно относиться бережно).
8. Подведение итогов. (Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке, оценка работы учащихся)
- Подведение итогов урока.
- Что нового для себя узнали ребята. Что понравилось на уроке?
- Оценка работы учащихся.