учитель начальных классов
школа-лицей №27, г.Астана
Сабитова Анар Шаймуратовна
Работа с безударными гласными, не проверяемыми ударением.
Русский язык является наиболее трудным предметом и для учеников, и для учителей не только в начальных классах, но и на протяжении учёбы в общеобразовательной школе. В учебниках русского языка для начальных классов предусматривается работа по изучению словарных слов.
Словарные слова- это те слова, которые не подчиняются правилам орфографии, следовательно, написание их дети должны заучить и запомнить надолго.
Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача эта требует большого напряжения и сил учителя.
Хочу поделиться опытом своей работы, помогающим сформировать у младших школьников навыки написания трудных слов. Ведь знание словарных слов поможет детям отработать орфографические навыки и выработать умение осознанно применять эти знания в практике письма. Изучение словарных слов способствует обогащению словарного запаса. Это помогает детям в написании изложений и сочинений. Путём постепенных и регулярных упражнений учащиеся усваивают правила написания словарных слов.
В 1 классе во 2-ом полугодии ведётся постоянная работа по запоминанию, заучиванию слов (непроверяемые слова), правильное написание которых обязательно. В учебнике эти слова введены в упражнения, а также даны отдельно, напечатаны крупно письменными буквами.
У каждого ученика имеются индивидуальный словарик, с ним они начинают работу со 2-го полугодия 1 класса. Слова дети пишут с одной стороны листа, а обратную сторону оставляют свободной, на ней они записывают словарные диктанты. В основном работа коллективная. Словарики проверяются постоянно и делается выписка слов.
Прежде всего, словарная работа должна проходить по определённой системе. Словарную работу провожу каждый день: использую специальные пятиминутки в начале каждого урока.
Большое значение для формирования навыка правописания словарных слов имеет применение наглядности. Я пишу все словарные слова на карточках, выделяя буквы, которые надо запомнить.
Очень важно при работе с младшими школьниками использовать игровой момент. Мои дети очень любят картинный диктант. Я показываю карточки-картинки с изображением предметов(берёза, морковь, медведь),а учащиеся записывают слова в тетрадь.
Провожу разнообразные упражнения: списывание с доски с пропуском букв; работа в паре с последующей взаимопроверкой; использование ребусов или кроссвордов, игры. Например:
Подскажи словечко:
На жарком солнышке подсох,
И рвётся из стручков ...(горох).
Использую шуточные вопросы. В каких словах спрятались ноты? Помидор, ребята, сирень, дорога и т.д.
Детям очень ёще интересно, когда зачитываю толкование слов, а ученики записывают их значение. Например:
1.Крупное домашнее животное, которое даёт молоко.(корова).
2.Мальчик, который ходит в школу учиться.(ученик).
При изучении новых слов я часто использую метод отгадывания загадок или ребусов, кроссвордов.
Загадки:
1.С людьми дружит, дом сторожит.(собака).
2.Без рук, без ног, а рисовать умеет.(мороз).
Ребусы:
100 лица ПЕ
Л 40 а Р 1
Игры:
- Первый слог «потерялся»:
...радь, ...нал, ...бака.
- Собери слоги:
де, ный, жур; воч, де, ка.
- Из каких слов «выпали» гласные:
м...ш...н..., з...в...д, д...р...г... .
- Комментированное письмо или выборочный диктант (используют пословицы), например:
«Корми корову сытнее, молоко будет жирнее».
- Кто какой голос подаёт?
С...бака, с...рока, п...тух, к...рова;
Стрекочет, поёт, мычит, лает.
- Ответы на вопросы, например:
Кто живёт в лесу?
Допиши предложения, например:
Весело чирикает... . В берлоге спит... .
Мини-диктанты:
* Зима.
Наступила зима. Трещат морозы. Толя надел пальто, взял коньки и пошёл на каток. Там много ребят из его класса. Всем весело.
*Миша –школьник.
Миша - ученик первого класса. Папа купил ему портфель. Он положил в портфель учебники, тетради, пенал. В пенале карандаши. Миша- прилежный ученик.
- Выпиши из словаря слова на тему:
«Домашние животные», «Школа», «Птицы».
Провожу различные виды диктантов такие как: проверочные, контрольные диктанты и т.д, куда обязательно включаются слова с непроверяемыми написаниями. С целью того, чтобы проверить умеют ли учащиеся правильно писать слова в письменной работе.
В результате таких работ выводится траектория продвижения классов по усвоению и написанию слов с непроверяемыми написаниями.