kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Совесть. Долг."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- помочь учащимся осознать чувство совести и долга,  как одного из морально-этических ценностей в обществе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Совесть. Долг."»

Учреждение:

МОУ-СОШ № 4

Педагог:

Орликова Светлана Александровна

Предмет:

Основы светской этики

Тема

"Совесть. Долг."

Цель:


- помочь учащимся осознать чувство совести и долга, как одного из морально-этических ценностей в обществе.

Задачи урока:

Образовательные:

  • раскрывать значение понятия «совесть», «долг»;

  • формировать у учащихся осознание чувства совести и долга, как одного из морально-этических ценностей в обществе.

Развивающие:

  • развивать речь, внимание, мышление, память;

  • создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Воспитательные:

  • воспитывать ценностное отношение к  людям.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Тип урока

Урок открытия нового знания

УУД

Регулятивные действия.

  • постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • совместная постановка учебных целей и задач.

Личностные УУД

  • ориентация в нравственном содержании и в смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • развитие этических чувств (вины, совести) как регуляторов поведения;

  • выделение нравственного содержания поступков на основе моральных норм;

  • проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Познавательные УУД

  • формулирование познавательной цели;

  • построение логической цепи рассуждений, доказательство;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

  • овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока;

Коммуникативные УУД

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

  • учёт разных мнений;

  • адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

  • взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия;

Планируемые результаты

  • Усвоение нового понятия.

  • Умение пользоваться новыми понятиями.

  • Умение работать в группе, высказывать собственное мнение.

  • Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.

  • Осознание чувства совести и долга, как одного из морально-этических ценностей в обществе.

Основные понятия

Совесть, долг.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, мультимедийный проектор, музыка, слайд-презентация, дополнительный материал на бумажных носителях для работы в группах

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся. УУД

I. Организационный этап.

(1 мин)


Здравствуйте, ребята. В одном ауле люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. (Звучит музыка) давайте передадим, друг другу искорку добра: протянем ладошки, посмотрим в глаза друг другу, пожелаем хорошего настроения, удачи, отличных оценок и тепло улыбнёмся. Молодцы. Садитесь. Начинаем урок светской этики.




II.Актуализация опорных знаний

(5 мин).

На уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Назовите их.



Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке?

Сегодня мы постараемся найти на них ответы.

Я предлагаю вам послушать небольшое стихотворение.


Учитель читает стихотворение.


"Однажды предрассветною порой,
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?

– Конечно, разум первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.

  (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоняя.
Второй ответил: Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.

(прикрепляю карточку со словом «воля» на дерево)
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

- Как вы думаете, что считал главным в  человеке третий мудрец?

Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть!"

(прикрепляю карточку со словом «совесть»)

Учащиеся перечисляют главные ценности: добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

























Высказывания учащихся.

III.Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

(5мин)








- Прочитайте эпиграфы урока.





- Сформулируйте  тему урока.



- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?



Как вы думаете, что такое совесть? 
Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова, которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово «СОВЕСТЬ»

Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный).

"Самое главное украшение человека – чистая совесть". (Цицерон)

"Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга". (Цицерон)



Совесть. Долг.




-Что такое совесть?

-Нужна ли она человеку?

-Что значит поступать по совести?

- Какая бывает совесть?


Вопрос


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое "совесть", "долг"?






Нужна ли человеку совесть?






Что значит поступать по совести?





Какая бывает совесть?





IV. Поиск решения проблемы.

«Открытие» новых знаний.

(15 мин)



Моделирование понятия "совесть".

Работа в парах. Перед вами высказывания известных людей, посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из каждого высказывания, запишите его к себе в тетрадь. На выполнение данного задания даётся 1 минута.

 « Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать». (Паскаль Блез)

«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону». (Кант И.)

«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких». (Гольбах П.)

 «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла». (Дени Дидро)

 «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит". (Генри Луис Менкен)

Выполнив задание, на доске возникает следующая запись:  совесть-это…


Работа со словарем.

С.И. Ожегов «Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

В.Н. Даль, находят определение.

«Совесть - внутреннее сознание добра и зла…».

«Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно…».

"Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм". 

На с.57 в учебнике найдите определение «совести». Ученики читает вслух определение.


Я хочу обратить ваше внимание на рассказ для детей А.П. Гайдара «Совесть». Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история. История, которая может случиться с каждым из вас.Чтение рассказа по ролям. Проведём исследование. Использование метода «Кластер».


– Какое впечатление произвела на вас Нина?

- Какие чувства испытывала Нина?


– Каким был мальчик, которого встретила Нина?

- Оцените поступок Нины. Почему же Нина заплакала? Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? 

Переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, что надо сделать?

- Мы узнали значение слова совесть, опираясь на эти знания, я предлагаю вашему вниманию определения, чтобы выяснить какое еще понятие дополняет понятие совесть?

  • Денежный

  • Служебный

  • Профессиональный

  • Гражданский

  • Моральный

- К какому понятию относятся эти определения? относятся

- Приведите примеры, в каких случаях мы используем слово «долг»?

- Слово «долг» употребляют в разных значениях, но в любом случае имеются в виду некие обязанности или обязательства, которые необходимо выполнить независимо от своих желаний.

Долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

Прочитайте сказку «Бабушка-медведица и внучка»

- Объясните, чему учит сказка?

- Как вы думаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть»? Обоснуйте свой ответ.

- Рассмотрите иллюстрацию. Найдите и зачитайте эпизод, который подходит к данному рисунку.

- Можно ли сказать, что не оставлять близких в беде – долг каждого человека?












Дети отвечают: нравоучительная книга, закон, живущий в нас, это наш внутренний судья, в осознании сделанного зла, это внутренний голос.

















Совесть – это голос, звучащий внутри нас.




















































Долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

V. Физминутка

(1 мин)

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.


VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Работа в группах.

Закрепление.

(7 мин)

А сейчас после того, как вы составили правила совестливого человека я хочу предложить каждой группе по одной ситуации, послушав которую вы должны посовещавшись в группах сказать, как вы поступите в данной ситуации.

«100 рублей»

У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?

«Сотовый телефон»

Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил ни кому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?

«Находка»

Вы нашли чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему на всю жизнь бы хватило. Но в кошельке оказалась визитка хозяина. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия.

Ребята, скажите, что подсказывало вам в момент обсуждения сделать правильный выбор?

Выслушав ваши высказывания и заслушав правила, которые вы сейчас озвучили я понимаю, что вы хорошо усвоили, что значит, жить в чистой совестью.





- в группах

- да


- чтение правил со слайда


- работа по группам

- организационное обсуждение предложенных правил от каждой группы











- обсуждение ситуаций по группам




VII. Рефлексия.

(5 мин)


Вернёмся к таблице "Знаю-хочу узнать - узнал". Отметьте у себя в таблице то что вы сегодня узнали на уроке.

И завершить наш урок мне бы хотелось словами стихотворения о совести поэта Олега Воротынского:

Зеркало - где отражается душа.

Способность отделить, добро от зла.

Это в душе - зажженная свеча.

Возможность честно, посмотреть в глаза.

Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу, готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые, от сердца совершать.

О.Воротынский


Д/з:

  • обязательный уровень: Работа с текстом учебника с.57-58.Ответить на вопросы.с.58

  • творческая работа по выбору: найти и красочно оформить:

- пословицы о совести и долге;

- высказывания мудрых людей о совести и долге;















XIII. Домашнее задание

(1 мин)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Совесть. Долг."

Автор: Орликова Светлана Александровна

Дата: 15.12.2016

Номер свидетельства: 370089

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему :"Совесть.Долг" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-orkse-v-4-klassie-na-tiemu-soviest-dolgh"
    ["file_id"] => string(6) "160437"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422037716"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока по курсу Основы религиозных культур и Светская этика. Тема: Совесть.Долг. "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-po-kursu-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskaia-etika-tiema-soviest-dolgh"
    ["file_id"] => string(6) "156540"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421435414"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока по ОРКСЭ "Совесть.Долг""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt_uroka_po_orkse_soviest_dolgh"
    ["file_id"] => string(6) "424325"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1500657109"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "ОРКСЭ "Долг и совесть" 4 класс УМК "Школа 2100""
    ["seo_title"] => string(37) "orksedolghisoviest4klassumkshkola2100"
    ["file_id"] => string(6) "283064"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453787008"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "конспект урока литературы "Жить по совести... Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekturokalitieraturyzhitposoviestinravstviennyieprobliemyrasskazavpastafievakonsrozovoighrivoi"
    ["file_id"] => string(6) "265523"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449976686"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства