Класс:2а.
Воспитывать любовь к слову и к родному языку, воспитывать дружелюбие, умение договариваться при работе в группах, воспитывать познавательный интерес.
Тип и вид урока. | Урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода. |
Планируемые результаты (предметные) | понимать выразительные возможности фразеологических оборотов; объяснять значение фразеологических оборотов; использовать фразеологизмы в собственной речи. |
Личностные результаты | проявлять интерес к изучению темы; положительное отношение к изучению темы; осознание собственных достижений при освоении учебной темы; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; логические – устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет |
Основное содержание темы, понятия и термины | Устойчивые сочетания слов. Фразеологизмы. |
Образовательные ресурсы | Интерактивная доска Smart Board, проектор, компьютер, карточки с заданиями, фразеологический словарь. |
Формы и методы обучения. | Форма: фронтальная. Методы: словесный, наглядно-образный. |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | - Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов! – А сейчас пора за работу. Сели красиво и правильно, записали дату в тетрадь. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II.Чистописание. IIIАктуализация знаний. | Индивидуальная. Практический. Письмо | Пропишите каллиграфически правильно сочетания: ом он им мы си но ни мы ан то ни мы Контролеры проверяют посадку. Из записанных сочетаний составить слово: (ОМОНИМЫ) (СИНОНИМЫ) (АНТОНИМЫ) -Дайте определение этих понятий. Задание на карточках в группах, карточки с двумя столбиками слов. Соедините слова первого столбика с подходящими словами второго столбика. Какие орфограммы встретились в словах? | Выполняют письмо по образцу. Дают определение терминам. | Вырабатывают каллиграфический почерк. Вспоминают изученные термины, объясняют их значение. | Правильное написание |
IVСамоопределение к деятельности. | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | - Какое сочетание слов осталось без пары? Почему его нельзя отнести ни к одной из групп? Кто знает, что обозначает это сочетание слов, как называется, зачем используют в речи? – А кто-то уже нам может сказать, как называются такие сочетания слов? Фразеологизмы! – А кто уже догадался, какая тема нашего урока? (Фразеологизмы) – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое фразеологизмы, понимать и объяснять их значение, правильно использовать в речи). Слайд1 А поможет вам сова, которая прилетела к нам в гости. -Ребята, посмотрите на это слово, прочитайте его. Слайд2 Фразеологизм – это сложное слово. Оно образовалось от двух греческих слов “фразис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выражения. Почему фразеологизмы устойчивое сочетание слов? В их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова в таких сочетаниях стоят вместе, поэтому у выражения появляется новое значение. -Давайте сверим наше определение с определением в учебнике. Итак, в какую группу мы отнесем словосочетание зарубить на носу? Что оно означает?
| Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Формируют учебную задачу.
.
Выводят тему урока, ставят задачи. | Ответы детей. |
V. Работа по теме урока. Первичное закрепление. | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Русский язык очень богат фразеологизмами. Откуда они берутся? Живут-поживают себе слова отдельно, иногда рядом их ставят, и вот однажды возникает необходимость сказать их вместе, так появляется устойчивое сочетание, в котором вроде бы слова не связаны особенно, но уж очень метко и интересно звучат вместе. Вот послушайте: как с гуся вода, знать назубок, курам на смех, ни пуха ни пера, на лбу у него написано и еще много других фразеологизмов Зарубить на носу-запомнить раз и навсегда. Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Рассмотрите иллюстрации к некоторым фразеологизмам. слайд 3 Правильно ли поняла значение сочетаний сова? В чем его ошибка? (изобразил в прямом значении) Что обозначает фразеологизм развесить уши ( слушать Внимательно, с полным доверием ) Делать из мухи слона (Из несущественного, простого случая, из маленькой проблемы раздувать всё в огромную, сложнейшую, колоссальную проблему, преувеличивать) Клевать носом- дремать, низко опустив голову. Сделайте вывод. Фразеологизмы используются в переносном значении. | Отвечают на вопросы. Слушают объяснения учителя о происхождении того или иного фразеологизма. | Объясняют значение словосочетания и фразеологического оборота. Сравнивают. Делают выводы. | Упражнение, беседа по вопросам |
6.Физминутка. | Коллективная. | – А теперь пришло время отдохнуть. Фразеологизмы нам также помогут и провести зарядку. Его вешают, приходя в уныние (дети показывают нос) Ее можно ломать, сильно думая над чем-то (голова) Они чешутся, если очень хочется что-то сделать (руки) Ими хлопают, если что-то не понимают (уши) Его проглатывают, когда человек молчалив (язык) Их можно держать на макушке (уши) В ней может быть ветер (голова) В него набирают воды, когда молчат (рот) Его задирают те, кто зазнался (нос) Его держат за зубами, если хранят секрет (язык) Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос) | Выполняют упражнение. | Осуществляют профилактику утомления. | Правильное выполнение упражнений. |
VI IВключение в систему знаний и повторение. | | 1.Работа в паре. Работа со словарем. слайд5 2.Слайд 6 значение фразеологизма повесить нос. Работа в группе. 3.Редактирование текста слайд 7 Прочтите текст. Если в нем фразеологизмы? Найдите в тексте слова или сочетания, которые можно ими заменить. слайд7 Проверим, что у вас получилось. Какой текст вам понравился больше? Почему? Сделайте вывод. Для чего используют фразеологизмы.? Чтобы сделать текст более ярким, эмоциональным, богатым. 4..Подберите синонимичные фразеологизмы к фразеологизму со скоростью света. слайд 8 5.слайд 9 (в паре)-подобрать фразеологизмы 6.Работа в группе. Исправить ошибки- 10 слайд Самостоятельная работа по учебнику с последующей проверкой. | Работают со словарем | Учатся работать со словарем | Находят значение слова. |
Подведение итогов урока. Рефлексия | | – Давайте подведем итоги работы. - Как называются устойчивые выражения, которые мы используем в речи? - Зачем нужны фразеологизмы в речи? - Какие фразеологизмы вы запомнили? - Было ли вам трудно на уроке? А интересно? | Подведение итогов урока. Оценка эффективности собственной работы на уроке. | | |
Домашнее задание | | - Сделать карточку, на которой записать фразеологизм, объяснить значение фразеологизма и нарисовать к нему рисунок. – Пожмите руку своему товарищу. Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо за урок!
| Запись д/з | | |
Соедините слова первого столбика с подходящими словами второго столбика.
Происхождение сочетания чисто русское, его связывают с появлением в середине XV века первых часов с боем. Битый час изначально - это время от одного удара часов до другого.
Старинные часы отбивали сначала четверть часа, потом половину, три четверти и наконец сам час. Таким образом, весь час был наполнен боем часов. Разумеется, те кто ждали кого-то час или больше, слышали этот бой не один раз.
Как и у многих устойчивых словосочетаний, у нашего происхождение бытовое. Многие знают, как готовится хлеб или пирог. Как изделие нещадно мнут и терзают, перед тем как засунуть в печь. Вот так же и жизнь причиняет боль человеку, мнет и коверкает его, чтобы получить из материала какой-то стоящий результат.
Человек, имеющий богатый жизненный опыт, не теряющийся в сложных ситуациях.