План работы с ребенком-инвалидом с Афонюшкиным Даниилом,
учеником школы №106
на 2019-2023учебный год
Составила: учитель начальных классов :Куськова А.Н.
Цель: Психологическая и педагогическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка: физического, социального, духовно- нравственного , интеллектуального.
2. Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации.
3. Ориентация родителей, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.
4.Составление данных детей инвалидов и обучающихся на индивидуальном обучении.
5.Посещение и обследование условий проживания семей детей - инвалидов
в течение года.
6.Индивидуальные беседы, консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения детей (по необходимости).
7. Индивидуальные беседы с детьми по вопросам межличностного взаимодействия (в течение года).
8. Включение учащихся в участие в школьных праздниках:
- Новогодний карнавал
- Праздник, посвященный 23 февраля
-8 марта
- 9 мая «День победы» и др.
Планируемые результаты
- Развитие интеллектуальных способностей ребенка-инвалида, личностного роста .
- Предоставление возможности для участия ребенка-инвалида в различных мероприятиях.
Проблема образования детей – инвалидов является болезненной не только для российского общества, но и для любой страны. Это в первую очередь проблема воспитательная и моральная». Сама система образования призвана прививать людям идеи гуманизма и школа должна «ставить проблемы сочувствия человека к другому человеку, на иной уровень».
Когда я впервые столкнулась с проблемой обучения таких детей, сразу появилось несколько проблем:
1. Другой темп работы. Очень низкий, потому что уровень развития ребенка очень низкий, а так же издержки воспитания в семье.
2. Ребенок плохо воспринимает временные рамки урока, т.к мальчик с проблемами умственного развития. Ему постоянно нужно объяснять для чего нужно учиться. 3. Проблема социализации. Такие дети ограничены от внешнего мира, и учитель для них чужой человек, поэтому необходимо было добиться доверия.
4. Постоянный контакт с родителями такого ребенка, беседы, помощь в воспитании и обучении.
Основная цель социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду – ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств.
Этапы работы:
1. Определение путей решения проблем
Организация совместной работы учитель - ученик
Проведение индивидуальной беседы с ребенком
Проведение диагностики по предметам в течении и в конце учебного года.
Разработка индивидуального подхода к преподаванию предмета с точки зрения индивидуальных особенностей (тип мышления, особенности памяти, развитие мелкой моторики, способ восприятия материала и т.д.)
Основной результат - составление папки сопровождения ребенка –инвалида, куда помещаются документы: диагностика обучения ребенка-инвалида, воспитательные беседы и мероприятия, беседы с родителями.
Контакт с семьей
Важнейшую роль в воспитании, социализации, удовлетворении потребностей, обучении, профориентации особенных детей имеющих инвалидность выполняет его семья. Родители, у которых есть такие дети, особенно остро сталкиваются с проблемами в решении материально-бытовых, жилищных, психологических проблем, а так же проблем связанных с медико-социальной реабилитацией ребенка. В результате чего, они, испытывают потребность в расширении своих социальных контактов со специалистами различных учреждений и организаций.
Задачи:
- индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;
- совместная работы не только с учителями , но и с родителями других учеников, или организациями, занимающихся проблемами социализации детей – инвалидов.
Сотрудничество с коллегами
При работе с детьми – инвалидами подобное сотрудничество приобретает особое значение, так как именно от него в большинстве случаев зависит позитивное отношение ребенка к учебе. Особая роль принадлежит классному руководителю, так как от него зависит, будет ли ученик чувствовать себя полноценным учеником в классе, поможет организовать инклюзивное обучение, и положительное отношение одноклассников. Если ребенок с ограниченными возможностями посещает обычную школу, то, как правило, дети относятся к нему дружелюбно. Во всяком случае, у него появляются друзья, которые за него заступаются.
- составление плана работы, который позволяет организовать различные формы проведения уроков;
- единый подход в обучении;
- совместная работа по организации проектной деятельности ребенка.
2. Организация работы с детьми – инвалидами. Формы работы
Разнообразие форм и технологий, применяемых при обучении детей – инвалидов может быть довольно разнообразно, но в первую очередь должно быть сугубо индивидуально и основано на психологической характеристике, со временем программа работы может корректироваться в зависимости от личных наблюдений или особенностей преподавания предмета.
Наша школа общеобразовательная, и дети – инвалиды в ней явление очень редкое, что довольно усложняет работу, так как практики работы с такими детьми нет.
В таком случае большую роль играет повышение квалификации и самообразование, беседы с коллегами и психологом.
Я приведу пример работы с учащимся моего класса , имеющего статус ребенка- инвалида
После составления психологической характеристики была составлена индивидуальная образовательная программа, отражающая характеристику, краткий учебный план, примерные результаты.
Афонюшкин Даниил обучался очно с 1 класса, в общем коллективе мальчик чувствовал себя хорошо, он активно общался со сверстниками.
За 4 года моей работы ученик научился читать, запомнил прописные буквы, стал писать под диктовку, запомнил цифры , но испытывает трудности в решении примеров и задач. Сейчас мальчик продолжает обучение в 5 классе по индивидуальной общеобразовательной программе.