Цель: создание условий для закрепления знаний о вычитании разными способами числа из суммы на примере решения составной задачи.
Задачи:
образовательная – содействовать закреплению разрядного состава двузначных чисел;
развивающая – способствовать развитию вычислительных навыков;
коррекционно-развивающая – осуществлять закрепление и систематизацию знаний детей, полученных на уроке;
воспитательная – воспитывать усердие, прививать настойчивость в преодолении трудностей.
Ход урока
- Организационный момент
Вы, ребята, отдыхали,
Веселились и играли.
Но позвал всех нас звонок.
Начинается урок.
- Проверка домашнего задания
С. 85 №10
- Откройте тетради с домашние заданием. Скажите, какие примеры для были самыми легкими? (Примеры четвертого столбика.) Почему? (Так как там записана сумма разрядных слагаемых.)
- Назовите число, которое записано суммой разрядных слагаемых 70 + 2. (72)
- Какие еще примеры были легкими? (Третий столбик) Почему? (Считаем десятками.)
- Первое слагаемое 30, второе – 40. Назовите сумму. (70)
- А какие примеры вызвали у вас трудности? (Примеры первого и второго столбика.) Почему? (Потому что это примеры с переходом через десяток.)
- Что необходимо знать, чтобы решить такие примеры? (Необходимо знать состав чисел.)
- Первое слагаемое 9, второе – 5. Назовите сумму. (14)
- Назовите разность чисел 11 и 5. (6)
- Устный счет
Сейчас мы с вами будем решать стихотворные задачи, которые решаются примерами с переходом через десяток.
1) Семь малышей кота морского
Уселись в полосе прибоя.
Принять холодный свежий душ
Еще приплыли восемь медуз.
Сколько маленьких животных
Плещется в волнах холодных? (7 + 8 = 15)
2) День рождения у Оксаны.
Я принес ей три тюльпана,
А Сережа алых роз
Ровно девять штук принес.
Вот беда, она не может
Сосчитать свои цветы.
Кто, ребята, ей поможет?
Помоги, Татьяна, ты! (3 + 9 = 12)
- Знакомство с темой урока
- Переверните страницу. Обратите внимание на большую рамочку. Это страшно? (Нет.) Сейчас разберемся.
Скажите, если бы мы записывали решение задачи о цветах, что бы записали? (Мы бы записали так, 3 + 9 = 12.)
Во сколько действий решается эта задача? (Эта задача решается в одно действие.)
- А сегодня на уроке мы будем решать составную задачу. А какая задача называется составной? (составной называется задача, на вопрос которой мы не можем ответить сразу и решается в два действия.)
- Прочитаем задачу.
О чем говориться в задаче? (В задаче говориться о фруктах.)
О каких фруктах говорится в задаче? (В задаче говорится о яблоках и грушах.)
Где лежат фрукты? (Фрукты лежат в вазе.)
Что известно о яблоках? (В вазе лежало 9 яблок.)
Что известно о грушах? (В вазе лежало 7 груш.)
Что сделали с фруктами? (Взяли на компот.)
Сколько фруктов взяли на компот? (На компот взяли 7 фруктов.)
Что спрашивается в задаче? (Сколько фруктов осталось?)
Давайте составим краткую запись.
Прочитайте первое предложение. Назовите главное слово. (Лежало.)
Что лежало в вазе? (В вазе лежали яблоки и груши.)
Сколько яблок лежало в вазе? (В вазе лежало 9 яблок.)
Сколько груш лежало в вазе? (В вазе лежало 7 груш.)
Прочитайте второе предложение. Назовите главное слово. (Взяли.) Как вы понимаете слово взяли? (Это значит, стало меньше.) Какой математический знак применим? (Мы применим знак вычитания – минус.)
Сколько фруктов взяли на компот? (На компот взяли 7 фруктов.)
Прочитайте третье предложение. Назовите главное слово. (Осталось.)
Сколько фруктов осталось? (Нам неизвестно, сколько фруктов осталось.)
Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Надо знать, сколько всего лежало фруктов в вазе, и сколько взяли фруктов на компот.)
Мы знаем, сколько фруктов лежало в вазе? (Нет.) Как найти, сколько фруктов лежало в вазе? (Необходимо сложить вместе яблоки и груши.) Как вы понимаете слово вместе? (Стало больше.) Какой математический знак применим? (Мы применим знак сложения – плюс.)
Мы знаем, сколько фруктов взяли на компот? (Да.) Сколько? (На компот взяли 8 фруктов.)
Зная сколько фруктов, лежало в вазе, и сколько взяли, можем ответить на вопрос задачи? (Сейчас мы можем ответить на вопрос.)
Лежало Взяли
Яблоки – 9 шт. 8 шт.
Груши – 7 шт.
Осталось – ?
Посмотрите на схему способ 1.
Во сколько действий будем решать задачу? (Задачу будем решать в два действия.)
Что найдем в первом действии? (Сколько всего фруктов лежало в вазе.)
Как найдем, сколько всего фруктов лежало в вазе? (К яблокам прибавим груши.)
Расскажите, как это мы найдем? (К 9 прибавим 7.)
Что найдем во втором действии? (Сколько осталось фруктов.)
Как найдем, сколько осталось фруктов? (От того, что получилось в первом действии вычтем 8 фруктов.)
А сейчас давайте посмотрим схему способ 2.
Что найдем в первом действии? (Сколько яблок осталось.)
Как найдем, сколько яблок осталось? (От 9 отнимем 8.)
Что найдем во втором действии? (Сколько фруктов осталось.)
Как найдем, сколько фруктов осталось? (К 1 прибавим 7.)
Запишем 2 способа решение задачи.
1 способ
1) 9 + 7 = 16 (фр.)
2) 16 – 8 = 8 (фр.)
Ответ: 8 фруктов осталось.
2 способ
1) 9 – 8 = 1 (фр.)
2) 1 + 7 = 8 (фр.)
Ответ: 8 фруктов осталось.
Сравните ответы 1 и 2 способов решения задачи. (Ответы получились одинаковыми.)
Учащиеся с НФОДА записывают один способ решения задачи.
Физкультминутка
Сейчас немного отдохнем.
Представьте, что перед вами большое дерево. (Показываем, какое оно.)
На верхушке яблони растет красивое яблоко, которое вы хотите сорвать. (Тянемся к этому яблоку.)
Возле яблони очень много яблок. Давайте соберем их в корзинку. Помните, если яблоки бросать, то они долго не будут храниться. Собираем яблоки аккуратно и кладем их в корзинку. (Приседаем, берем яблоко и кладем в корзинку, которая стоит на столе.)
А сейчас улыбнитесь и угостите своего соседа яблоком. (Отдают яблоко соседу по парте.)
Учащиеся с НФОДА выполняют сидя.
- Закрепление
1. Выполняем на с. 86 №1
Прочитайте задание. В каком виде представлены числа? (Числа представлены в виде разрядного состава.)
Давайте откроим с. 82 и вспомним, как представить число в виде разрядного состава.
Прочитайте разрядный состав первого числа. (5 дес. 5 ед.)
Диктуйте, как запишем. (5 дес. 5 ед. = 55.)
Читаем разрядный состав второго числа. (5 дес.)
Диктуем, как будем записывать. (5 дес. = 50.)
Прочитаем следующие числа, представленные в виде разрядного состава. (6 дес. 2 ед.; 9 ед.; 10 ед.)
Запишите одно из трех чисел.
Учащиеся с НФОДА записывают при помощи учителя-дефектолога
2. Следующий №2 с. 86
Опять же вернемся на с. 82.
Назовите разрядный состав первого и второго числа. (17 = 1 дес. 7 ед.; 25 = 2 дес. 5 ед.)
1 вариант записывает третье и четвертое число,
2 вариант – пятое и шестое число.
Учащиеся с НФОДА записывают третье и четвертое число под руководством учителя
3. Далее выполним №3 с. 86 устно
Прочитайте задание. Как вы понимаете «суммой одинаковых слагаемых»? (Слагаемые должны быть равными.)
20 = 10 + 10
20 = 5 + 5+ 5 + 5
20 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4
20 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2
Если дети решают правильно, проверяем, переворачивая карточки.
Над четвертым примером подумайте дома. В тетрадь записывать не надо.
- Дополнительный материал
Карточки для сильных учащихся.
Вставьте пропущенные числа
30 +. = 50 60 – .= 50 30 + .= 80
40 + . = 50 90 – .= 50 100 – . = 80
10 + .= 50 100 – .= 50 70 + .= 80
Резерв
Паслись на лугу семь телят,
Пять овец. Троих телят хозяйка
увела домой.
- Я мал, - говорит пастушок, -
Сосчитать не могу,
Сколько животных осталось на лугу? (7 + 5 – 3 = 9)
- Подведение итогов. Рефлексия
Что выполняли на уроке? (Мы записывали разрядный состав числа.)
Что вы научились делать на уроке? (Решать составные задачи несколькими способами.)
Поднимите руки те, у кого не было трудностей на уроке.
А у кого были трудности? Какие? Не волнуйтесь, если у вас не получилось что-то сегодня, на следующем уроке мы еще раз вернемся к этим заданиям.
Самооценка. Оценивание работы учащихся учителем.