kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урок математики "Составная задача"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для закрепления знаний о вычитании разными способами числа из суммы на примере решения составной задачи.

Задачи:

образовательная – содействовать закреплению разрядного состава двузначных чисел;

развивающая – способствовать развитию вычислительных навыков;

коррекционно-развивающая – осуществлять закрепление и систематизацию знаний детей, полученных на уроке;

воспитательная – воспитывать усердие, прививать настойчивость в преодолении трудностей.

Ход урока

  1. Организационный момент

Вы, ребята, отдыхали,

Веселились и играли.

Но позвал всех нас звонок.

Начинается урок.

  1. Проверка домашнего задания

С. 85 №10

- Откройте тетради с домашние заданием. Скажите, какие примеры для были самыми легкими? (Примеры четвертого столбика.) Почему? (Так как там записана сумма разрядных слагаемых.)

- Назовите число, которое записано суммой разрядных слагаемых 70 + 2. (72)

- Какие еще примеры были легкими? (Третий столбик) Почему? (Считаем десятками.)

- Первое слагаемое 30, второе – 40. Назовите сумму. (70)

- А какие примеры вызвали у вас трудности? (Примеры первого и второго столбика.) Почему? (Потому что это примеры с переходом через десяток.)

- Что необходимо знать, чтобы решить такие примеры? (Необходимо знать состав чисел.)

- Первое слагаемое 9, второе – 5. Назовите сумму. (14)

- Назовите разность чисел 11 и 5. (6)

  1. Устный счет

Сейчас мы с вами будем решать стихотворные задачи, которые решаются примерами с переходом через десяток.

1) Семь малышей кота морского

Уселись в полосе прибоя.

Принять холодный свежий душ

Еще приплыли восемь медуз.

Сколько маленьких животных

Плещется в волнах холодных? (7 + 8 = 15)

2) День рождения у Оксаны.

Я принес ей три тюльпана,

А Сережа алых роз

Ровно девять штук принес.

Вот беда, она не может

Сосчитать свои цветы.

Кто, ребята, ей поможет?

Помоги, Татьяна, ты! (3 + 9 = 12)

  1. Знакомство с темой урока

- Переверните страницу. Обратите внимание на большую рамочку. Это страшно? (Нет.) Сейчас разберемся.

Скажите, если бы мы записывали решение задачи о цветах, что бы записали? (Мы бы записали так, 3 + 9 = 12.)

Во сколько действий решается эта задача? (Эта задача решается в одно действие.)

- А сегодня на уроке мы будем решать составную задачу. А какая задача называется составной? (составной называется задача, на вопрос которой мы не можем ответить сразу и решается в два действия.)

- Прочитаем задачу.

О чем говориться в задаче? (В задаче говориться о фруктах.)

О каких фруктах говорится в задаче? (В задаче говорится о яблоках и грушах.)

Где лежат фрукты? (Фрукты лежат в вазе.)

Что известно о яблоках? (В вазе лежало 9 яблок.)

Что известно о грушах? (В вазе лежало 7 груш.)

Что сделали с фруктами? (Взяли на компот.)

Сколько фруктов взяли на компот? (На компот взяли 7 фруктов.)

Что спрашивается в задаче? (Сколько фруктов осталось?)

Давайте составим краткую запись.

Прочитайте первое предложение. Назовите главное слово. (Лежало.)

Что лежало в вазе? (В вазе лежали яблоки и груши.)

Сколько яблок лежало в вазе? (В вазе лежало 9 яблок.)

Сколько груш лежало в вазе? (В вазе лежало 7 груш.)

Прочитайте второе предложение. Назовите главное слово. (Взяли.) Как вы понимаете слово взяли? (Это значит, стало меньше.) Какой математический знак применим? (Мы применим знак вычитания – минус.)

Сколько фруктов взяли на компот? (На компот взяли 7 фруктов.)

Прочитайте третье предложение. Назовите главное слово. (Осталось.)

Сколько фруктов осталось? (Нам неизвестно, сколько фруктов осталось.)

Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Надо знать, сколько всего лежало фруктов в вазе, и сколько взяли фруктов на компот.)

Мы знаем, сколько фруктов лежало в вазе? (Нет.) Как найти, сколько фруктов лежало в вазе? (Необходимо сложить вместе яблоки и груши.) Как вы понимаете слово вместе? (Стало больше.) Какой математический знак применим? (Мы применим знак сложения – плюс.)

Мы знаем, сколько фруктов взяли на компот? (Да.) Сколько? (На компот взяли 8 фруктов.)

Зная сколько фруктов, лежало в вазе, и сколько взяли, можем ответить на вопрос задачи? (Сейчас мы можем ответить на вопрос.)

Лежало                                                    Взяли

Яблоки – 9 шт.                                       8 шт.

Груши – 7 шт.

                        Осталось – ?

Посмотрите на схему способ 1.

Во сколько действий будем решать задачу? (Задачу будем решать в два действия.)

Что найдем в первом действии? (Сколько всего фруктов лежало в вазе.)

Как найдем, сколько всего фруктов лежало в вазе? (К яблокам прибавим груши.)

Расскажите, как это мы найдем? (К 9 прибавим 7.)

Что найдем во втором действии? (Сколько осталось фруктов.)

Как найдем, сколько осталось фруктов? (От того, что получилось в первом действии вычтем 8 фруктов.)

А сейчас давайте посмотрим схему способ 2.

Что найдем в первом действии? (Сколько яблок осталось.)

Как найдем, сколько яблок осталось? (От 9 отнимем 8.)

Что найдем во втором действии? (Сколько фруктов осталось.)

Как найдем, сколько фруктов осталось? (К 1 прибавим 7.)

Запишем 2 способа решение задачи.

1 способ

1) 9 + 7 = 16 (фр.)

2) 16 – 8 = 8 (фр.)

Ответ: 8 фруктов осталось.

2 способ

1) 9 – 8 = 1 (фр.)

2) 1 + 7 = 8 (фр.)

Ответ: 8 фруктов осталось.

Сравните ответы 1 и 2 способов решения задачи. (Ответы получились одинаковыми.)

Учащиеся с НФОДА записывают один способ решения задачи.

Физкультминутка

Сейчас немного отдохнем.

Представьте, что перед вами большое дерево. (Показываем, какое оно.)

На верхушке яблони растет красивое яблоко, которое вы хотите сорвать. (Тянемся к этому яблоку.)

Возле яблони очень много яблок. Давайте соберем их в корзинку. Помните, если яблоки бросать, то они долго не будут храниться. Собираем яблоки аккуратно и кладем их в корзинку. (Приседаем, берем яблоко и кладем в корзинку, которая стоит на столе.)

А сейчас улыбнитесь и угостите своего соседа яблоком. (Отдают яблоко соседу по парте.)

Учащиеся с НФОДА выполняют сидя.

  1. Закрепление

1. Выполняем на с. 86 №1

Прочитайте задание. В каком виде представлены числа? (Числа представлены в виде разрядного состава.)

Давайте откроим с. 82 и вспомним, как представить число в виде разрядного состава.

Прочитайте разрядный состав первого числа. (5 дес. 5 ед.)

Диктуйте, как запишем. (5 дес. 5 ед. = 55.)

Читаем разрядный состав второго числа. (5 дес.)

Диктуем, как будем записывать. (5 дес. = 50.)

Прочитаем следующие числа, представленные в виде разрядного состава. (6 дес. 2 ед.; 9 ед.; 10 ед.)

Запишите одно из трех чисел.

Учащиеся с НФОДА записывают при помощи учителя-дефектолога

2. Следующий №2 с. 86

Опять же вернемся на с. 82.

Назовите разрядный состав первого и второго числа. (17 = 1 дес. 7 ед.; 25 = 2 дес. 5 ед.)

1 вариант записывает третье и четвертое число,

2 вариант – пятое и шестое число.

Учащиеся с НФОДА записывают третье и четвертое число под руководством учителя

3. Далее выполним №3 с. 86 устно

Прочитайте задание. Как вы понимаете «суммой одинаковых слагаемых»? (Слагаемые должны быть равными.)

20 = 10 + 10

20 = 5 + 5+ 5 + 5

20 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4

20 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2

Если дети решают правильно, проверяем, переворачивая карточки.

Над четвертым примером подумайте дома. В тетрадь записывать не надо.

  1. Дополнительный материал

Карточки для сильных учащихся.

Вставьте пропущенные числа

30 +. = 50        60 – .= 50        30 + .= 80

40 + . = 50        90 – .= 50        100 – . = 80

10 + .= 50        100 – .= 50      70 + .= 80

Резерв

Паслись на лугу семь телят,

Пять овец. Троих телят хозяйка

увела домой.

- Я мал, - говорит пастушок, -

Сосчитать не могу,

Сколько животных осталось на лугу? (7 + 5 – 3 = 9)

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Что выполняли на уроке? (Мы записывали разрядный состав числа.)

Что вы научились делать на уроке? (Решать составные задачи несколькими способами.)

Поднимите руки те, у кого не было трудностей на уроке.

А у кого были трудности? Какие? Не волнуйтесь, если у вас не получилось что-то сегодня, на следующем уроке мы еще раз вернемся к этим заданиям.

Самооценка. Оценивание работы учащихся учителем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урок математики "Составная задача"»

Тема: Составная задача

Автор: Лялюк Елена Васильевна

учитель начальных классов

«Средняя школа №18 г. Борисова»

Минская область Республика Беларусь

Цель: создание условий для закрепления знаний о вычитании разными способами числа из суммы на примере решения составной задачи.

Задачи:

образовательная – содействовать закреплению разрядного состава двузначных чисел;

развивающая – способствовать развитию вычислительных навыков;

коррекционно-развивающая – осуществлять закрепление и систематизацию знаний детей, полученных на уроке;

воспитательная – воспитывать усердие, прививать настойчивость в преодолении трудностей.

Ход урока

Работа с учащимися класса

Работа с учащимися с НФОДА

  1. Организационный момент

Вы, ребята, отдыхали,

Веселились и играли.

Но позвал всех нас звонок.

Начинается урок.

  1. Проверка домашнего задания

С. 85 №10

- Откройте тетради с домашние заданием. Скажите, какие примеры для были самыми легкими? (Примеры четвертого столбика.) Почему? (Так как там записана сумма разрядных слагаемых.)

- Назовите число, которое записано суммой разрядных слагаемых 70 + 2. (72)

- Какие еще примеры были легкими? (Третий столбик) Почему? (Считаем десятками.)

- Первое слагаемое 30, второе – 40. Назовите сумму. (70)

- А какие примеры вызвали у вас трудности? (Примеры первого и второго столбика.) Почему? (Потому что это примеры с переходом через десяток.)

- Что необходимо знать, чтобы решить такие примеры? (Необходимо знать состав чисел.)

- Первое слагаемое 9, второе – 5. Назовите сумму. (14)

- Назовите разность чисел 11 и 5. (6)

  1. Устный счет

Сейчас мы с вами будем решать стихотворные задачи, которые решаются примерами с переходом через десяток.

1) Семь малышей кота морского

Уселись в полосе прибоя.

Принять холодный свежий душ

Еще приплыли восемь медуз.

Сколько маленьких животных

Плещется в волнах холодных? (7 + 8 = 15)

2) День рождения у Оксаны.

Я принес ей три тюльпана,

А Сережа алых роз

Ровно девять штук принес.

Вот беда, она не может

Сосчитать свои цветы.

Кто, ребята, ей поможет?

Помоги, Татьяна, ты! (3 + 9 = 12)

  1. Знакомство с темой урока

- Переверните страницу. Обратите внимание на большую рамочку. Это страшно? (Нет.) Сейчас разберемся.

Скажите, если бы мы записывали решение задачи о цветах, что бы записали? (Мы бы записали так, 3 + 9 = 12.)

Во сколько действий решается эта задача? (Эта задача решается в одно действие.)

- А сегодня на уроке мы будем решать составную задачу. А какая задача называется составной? (составной называется задача, на вопрос которой мы не можем ответить сразу и решается в два действия.)

- Прочитаем задачу.

О чем говориться в задаче? (В задаче говориться о фруктах.)

О каких фруктах говорится в задаче? (В задаче говорится о яблоках и грушах.)

Где лежат фрукты? (Фрукты лежат в вазе.)

Что известно о яблоках? (В вазе лежало 9 яблок.)

Что известно о грушах? (В вазе лежало 7 груш.)

Что сделали с фруктами? (Взяли на компот.)

Сколько фруктов взяли на компот? (На компот взяли 7 фруктов.)

Что спрашивается в задаче? (Сколько фруктов осталось?)

Давайте составим краткую запись.

Прочитайте первое предложение. Назовите главное слово. (Лежало.)

Что лежало в вазе? (В вазе лежали яблоки и груши.)

Сколько яблок лежало в вазе? (В вазе лежало 9 яблок.)

Сколько груш лежало в вазе? (В вазе лежало 7 груш.)

Прочитайте второе предложение. Назовите главное слово. (Взяли.) Как вы понимаете слово взяли? (Это значит, стало меньше.) Какой математический знак применим? (Мы применим знак вычитания – минус.)

Сколько фруктов взяли на компот? (На компот взяли 7 фруктов.)

Прочитайте третье предложение. Назовите главное слово. (Осталось.)

Сколько фруктов осталось? (Нам неизвестно, сколько фруктов осталось.)

Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Надо знать, сколько всего лежало фруктов в вазе, и сколько взяли фруктов на компот.)

Мы знаем, сколько фруктов лежало в вазе? (Нет.) Как найти, сколько фруктов лежало в вазе? (Необходимо сложить вместе яблоки и груши.) Как вы понимаете слово вместе? (Стало больше.) Какой математический знак применим? (Мы применим знак сложения – плюс.)

Мы знаем, сколько фруктов взяли на компот? (Да.) Сколько? (На компот взяли 8 фруктов.)

Зная сколько фруктов, лежало в вазе, и сколько взяли, можем ответить на вопрос задачи? (Сейчас мы можем ответить на вопрос.)

Лежало Взяли

Яблоки – 9 шт. 8 шт.

Груши – 7 шт.

Осталось – ?

Посмотрите на схему способ 1.

Во сколько действий будем решать задачу? (Задачу будем решать в два действия.)

Что найдем в первом действии? (Сколько всего фруктов лежало в вазе.)

Как найдем, сколько всего фруктов лежало в вазе? (К яблокам прибавим груши.)

Расскажите, как это мы найдем? (К 9 прибавим 7.)

Что найдем во втором действии? (Сколько осталось фруктов.)

Как найдем, сколько осталось фруктов? (От того, что получилось в первом действии вычтем 8 фруктов.)

А сейчас давайте посмотрим схему способ 2.

Что найдем в первом действии? (Сколько яблок осталось.)

Как найдем, сколько яблок осталось? (От 9 отнимем 8.)

Что найдем во втором действии? (Сколько фруктов осталось.)

Как найдем, сколько фруктов осталось? (К 1 прибавим 7.)

Запишем 2 способа решение задачи.

1 способ

1) 9 + 7 = 16 (фр.)

2) 16 – 8 = 8 (фр.)

Ответ: 8 фруктов осталось.

2 способ

1) 9 – 8 = 1 (фр.)

2) 1 + 7 = 8 (фр.)

Ответ: 8 фруктов осталось.

Сравните ответы 1 и 2 способов решения задачи. (Ответы получились одинаковыми.)

Записывают один способ решения задачи.

Физкультминутка

Сейчас немного отдохнем.

Представьте, что перед вами большое дерево. (Показываем, какое оно.)

На верхушке яблони растет красивое яблоко, которое вы хотите сорвать. (Тянемся к этому яблоку.)

Возле яблони очень много яблок. Давайте соберем их в корзинку. Помните, если яблоки бросать, то они долго не будут храниться. Собираем яблоки аккуратно и кладем их в корзинку. (Приседаем, берем яблоко и кладем в корзинку, которая стоит на столе.)

А сейчас улыбнитесь и угостите своего соседа яблоком. (Отдают яблоко соседу по парте.)

Выполняют сидя

  1. Закрепление

1. Выполняем на с. 86 №1

Прочитайте задание. В каком виде представлены числа? (Числа представлены в виде разрядного состава.)

Давайте откроим с. 82 и вспомним, как представить число в виде разрядного состава.

Прочитайте разрядный состав первого числа. (5 дес. 5 ед.)

Диктуйте, как запишем. (5 дес. 5 ед. = 55.)

Читаем разрядный состав второго числа. (5 дес.)

Диктуем, как будем записывать. (5 дес. = 50.)

Прочитаем следующие числа, представленные в виде разрядного состава. (6 дес. 2 ед.; 9 ед.; 10 ед.)

Запишите одно из трех число.

Записывают при помощи учителя-дефектолога

2. Следующий №2 с. 86

Опять же вернемся на с. 82.

Назовите разрядный состав первого и второго числа. (17 = 1 дес. 7 ед.; 25 = 2 дес. 5 ед.)

1 вариант записывает третье и четвертое число,

2 вариант – пятое и шестое число.

Записывают третье и четвертое число под руководством учителя

3. Далее выполним №3 с. 86 устно

Прочитайте задание. Как вы понимаете «суммой одинаковых слагаемых»? (Слагаемые должны быть равными.)

20 = 10 + 10

20 = 5 + 5+ 5 + 5

20 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4

20 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2

Если дети решают правильно, проверяем, переворачивая карточки.

Над четвертым примером подумайте дома. В тетрадь записывать не надо.


  1. Дополнительный материал

Карточки для сильных учащихся.

Вставьте пропущенные числа

30 + 20 = 50 60 – 10 = 50 30 + 50 = 80

40 + 10 = 50 90 – 40 = 50 100 – 20 = 80

10 + 40 = 50 100 – 50 = 50 70 + 10 = 80

Резерв

Паслись на лугу семь телят,

Пять овец. Троих телят хозяйка

увела домой.

- Я мал, - говорит пастушок, -

Сосчитать не могу,

Сколько животных осталось на лугу? (7 + 5 – 3 = 9)


  1. Подведение итогов. Рефлексия

Что выполняли на уроке? (Мы записывали разрядный состав числа.)

Что вы научились делать на уроке? (Решать составные задачи несколькими способами.)

Поднимите руки те, у кого не было трудностей на уроке.

А у кого были трудности? Какие? Не волнуйтесь, если у вас не получилось что-то сегодня, на следующем уроке мы еще раз вернемся к этим заданиям.

Самооценка. Оценивание работы учащихся учителем.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урок математики "Составная задача"

Автор: Лялюк Елена Васильевна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359294

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока математики "Составная задача""
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt_uroka_matiematiki_sostavnaia_zadacha"
    ["file_id"] => string(6) "470280"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1526811811"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока математики «Составные задачи на нахождение части»."
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt_uroka_matiematiki_sostavnyie_zadachi_na_nakhozhdieniie_chasti"
    ["file_id"] => string(6) "470283"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1526812152"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект урока математики "Составные именованные числа. Действия с составными именованными числами" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-matiematiki-sostavnyie-imienovannyie-chisla-dieistviia-s-sostavnymi-imienovannymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "105424"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402851265"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока математики во 2 классе: Буквенные выражения. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-matiematiki-vo-2-klassie-bukviennyie-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "222045"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435784323"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока математики на тему "Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание"."
    ["seo_title"] => string(75) "konspekt_uroka_matematiki_na_temu_chisla_ot_1_do_100_slozhenie_i_vychitanie"
    ["file_id"] => string(6) "494011"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546801072"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства