С точки зрения не математика хочется назвать простой задачу, которая кажется легкой в решении и, по этой ассоциации, кажется, что другие задачи будут сложными.
Однако математики делят задачи на простые и составные (сложные) по другому признаку: количеству выполняемых арифметических действий. Простой называют задачу, которая решается при помощи одного действия, а под составной понимают задачу, в решении которой используют два или более действий.
Если в задаче нельзя выделить другую задачу, то это простая задача, если можно – то составная (сложная) задача. Составную задачу можно разложить на простые или составные подзадачи, решение которых приводит к решению основной составной задачи. Разложение составной задачи на простые не всегда однозначно/Это означает, что задачи можно решать различными способами. В моей работе представлены простые и составные задачи с указанием типов и видов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение и оформление простых и составных задач »
Решение и оформление простых текстовых задач
1.Задача: Белочка припасла для своих друзей 4 грибочка и 5 орешков. Сколько всего гостинцев приготовила белочка?
Ответ: 4+5=9(гостинцев) (задача направленная на раскрытие смысла арифметических действий - нахождение суммы двух чисел)
2.Задача: У собаки 42 зуба, а у кошки - 30. На сколько больше зубов у собаки, чем у кошки?
42-30=12 (задача раскрывающая отношение между числами –на разностное сравнение)
Ответ: 12(на столько зубов больше у собаки)
3.Задача: У врача 9 пациентов, Он посетил 6 пациентов.
Сколько пациентов врачу осталось посетить?
9-6=3 (пациента) (Задача раскрывающая связи между компонентами и результатами арифметических действий - на нахождение неизвестного слагаемого)
Ответ: 3 пациента
4.Задача:На ветке было 7 ягод рябины. Снегирь склевал 3 ягоды. Сколько ягод осталось?
Рисунок к задаче:
Краткое условие:
Было – 7
Склевал – 3
Осталось - ?
Решение: 7 – 3 = 4 (яг.) (Задача направленная на раскрытие смысла арифметических действий- на нахождение остатка)
Ответ: 4 ягоды.
5. Задача:3 л молока. Это в 3 раза меньше, чем в бидоне. Сколько литров молока в бидоне?
Краткое условие:
Если в банке в 3 раза меньше молока, то в бидоне в 3 раза больше. Чтобы стало больше в несколько раз, нужно умножать.
Решение: • 3 = 9 (л) (Задача, раскрывающая отношение между числами – на увеличение числа в несколько раз(косвенная форма)
Ответ: 9 литров.
6.Задача: На листе бумаги начерчена таблица. В ней 3 строки и 4 столбца. Сколько в таблице ячеек?
Ответ: 3 ∙ 4 = 12 ячеек. (Задача на умножение; Тип: с зависимостью величин)
7.Задача: Вдоль тропинки через каждый шаг вбиты колышки с табличками. На одном из колышков поставлен номер 0. Все колышки по одну сторону от него пронумерованы положительными числами. Все колышки по другую сторону пронумерованы отрицательными числами. Сколько шагов между колышком номер –3 и колышком номер +4?
От колышка –3 до колышка 0 — три шага, а от колышка 0 до колышка +4 — четыре шага. Всего шагов
3 шага + 4 шага = 7 шагов.
Ответ: 7 шагов. (Тип: с отношением целого-части; На нахождение суммы двух чисел)
8. Задача: В саду росло 6 кустов красной смородины. Этот в 2 раза больше, чем чёрной. Сколько кустов чёрной смородины росло в саду?
Краткое условие:
Если красной смородины в 2 раза больше, значит, чёрной в 2 раз меньше. Чтобы стало в несколько раз меньше, нужно делить.
Решение:6 : 2 = 3 (к.) (Задача, раскрывающая отношение между числами – на увеличение числа в несколько раз(косвенная форма)
Ответ: 3 куста.
9.Задача: Килограмм груш стоит 20 рублей. Сколько стоит 3 килограмма груш?
С = Ц • К
20 • 3 = 60 (руб.) (Задача раскрывающая связи между величинами - а нахождение стоимости)
Ответ: 60 рублей.
10.Задача: Брату 5 лет, он на 2 года старше сестры. Сколько лет сестре?
Краткое условие:
Если брат старше на 2 года, значит, сестра младше на 2 года. Чтобы стало меньше, нужно вычитать.
Решение:5 – 2 = 3 (г.) ( Задача на уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма)
Ответ: 3 года.
Решение и оформление составных задач
1.Задача: В магазине было 20 яблок. Из них 12 красные, а остальные – зелёные. На сколько меньше было зелёных яблок, чем красных?
Краткое условие:
Решение:
1)20 – 12 = 8 (яб.) – зелёных
2)12 – 8 = 4 (яб.) – меньше
Ответ: на 4 яблока.
Задача 2: 9 девочек и 11 мальчиков разделили поровну на 2 команды. По сколько человек в каждой команде?
Решение:
1)9 + 11 = 20 (ч.) – всего детей
2)20 : 2 = 10 (ч.) – в каждой команде
Ответ: 10 человек.
Задача 3: На тарелках лежало 36 яблок. На двух тарелках были красные яблоки, а на четырёх - зелёные. На каждой тарелке было одинаковое количество яблок. Сколько яблок было на каждой тарелке?
Решение:
1)2 + 4 = 6 (т.) – всего
2)36 : 6 = 6 (яб.) – на одной тарелке
Ответ: 6 яблок.
Задача 4: Оля купила несколько карандашей по 5 рублей за штуку и столько же маркеров по 10 рублей за штуку. За карандаши она уплатила 30 рублей. Сколько стоили маркеры?
Составим таблицу:
Решение:
1).К = С : Ц 30 : 5 = 6 (шт.) – карандашей
2).С = Ц • К 10 • 6 = 60 (руб.) – стоят маркеры
Ответ: 60 рублей.
Задача 5: В первой книге 18 страниц, что в 3 раз больше, чем во второй книге. Сколько страниц в двух книгах?
Решение:
1)18 : 3 = 6 (с.) – во второй книге
2)18 + 6 = 24 (с.) – в двух книгах
Ответ: 24 страницы.
Задача 6:. Катя купила 3 коробки по 10 конфет в каждой. Она съела 5 конфет. Сколько конфет осталось у Кати?
Краткое условие:
Купила – 3 кор. по 10 конф.
Съела – 5 конф.
Осталось - ?
Решение:
1)10 • 3 = 30 (конф.) – купила
2)30 – 5 = 25 (конф.) – осталось
Ответ: 25 конфет.
Задача 7: После того, как на 3 тарелки положили по 8 груш, осталось ещё 14 груш. Сколько всего было груш?
Краткое условие:
Положили – 8 гр. на 3 т.
Осталось – 14 гр.
Было - ?
Решение:
1)8 • 3 = 24 (гр.) – положили
2)24 + 14 = 38 (гр.) – было
Ответ 28 груш.
Задача 8: Длина прямоугольника 14 см. Чему равна ширина, если периметр 44 см?
Решение:
1)44 : 2 = 22 (см) – половина периметра
2)22 – 14 = 8 (см) – ширина
Ответ: 8 см.
Задача 9:В ящике 45 болтов, а в коробке на 16 болтов меньше,чем в ящике.Сколько всего болтов?
Решение: 1).45-16=29 (болтов) в коробке
2). 29+45=74(б)всего
Ответ: 74 (б).
Задача10: Маше 10 лет, а Коля в 2 раза её младше. На сколько лет Коля младше Маши?