- А вот представь, что я захотела другую ручку, красную, чтобы ставить ребятам хорошие отметки. А она стоит 46 рублей. Сколько я бы потратила, если бы купила ее? Запишем, 46 + 15 =. Подчеркнем снова десятки чертой, а единицы точкой. 4 десятка и 1 десяток будет 5 десятков. 6 единиц плюс 5 единиц будет 11. Но как нам записать сюда 11? Ведь место только для одной цифры, а у нас две?! Не получится! (Громко, эмоционально выражать расстройство). Ребенок теряется, не знает, что делать. - Давай-ка мы поможем себе счетными палочками, они уже не раз тебя выручали. (Из набора достают связанные пучками по 10 с помощью банковских резинок и отдельные). - Давай выложим оба наших числа. Первое – 46, берем 4 пучка и еще 6 палочек
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложение с переходом через разряд»
Тема: Сложение с переходом через разряд
Цель урока: научить алгоритму сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
Задачи:
- образовательные: повторение состава числа 10; повторение сути арифметического
действия сложение; повторение разрядов многозначных чисел – десятки и единицы;
изучение принципа сложения с переходом через разряд; изучение записи в столбик;
отработка навыка сложения с переходом через разряд – решение примеров и задач;
Здоровьесберегающая направленность урока: коррекция правильной осанки во время
урока, коррекция мелкой моторики, физические упражнения во время динамической паузы.
Тип урока: комбинированный (повторение пройденного, изучение нового материала,
первичное закрепление).
Форма урока: индивидуальный урок.
Оборудование:
- таблица умножения;
- таблица состава числа 10;
- таблица чисел от 1 до 100;
- счетные палочки россыпью и в пучках по 10;
- раздаточный материал;
- учебник Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих
Ход урока
1. Организационный момент
- Рада снова приветствовать тебя в этом классе, Слава. На перемене ты отдохнул, а сейчас
нас ждет математика. Сегодня ты узнаешь что-то новое, и научишься делать то, что раньше не умел. Приготовься к уроку, пожалуйста, что нужно достать? (тетрадь, учебник, дневник, пенал).
2. Актуализация знаний
- В прошлый раз ты писал контрольную работу. Дома ты должен был потренироваться в тех заданиях, где были допущены ошибки (проверка индивидуального домашнего задания).
Очень хорошо.
- Давай немного посчитаем. Сколько ушей у двух кроликов? А у трех? У четырех? У пяти?
Сколько колес у двух трехколесных велосипедов? А у трех? У четырех? У пяти? Сколько ушек у двух подушек? А у трех? У четырех? У пяти? Сколько пальцев на двух руках? А на трех? На четырех? На пяти? Молодец!
- На плакате домик, в нем пять этажей. Напиши на крыше домика число 10. Поселим в этот домик друзей. На каждом этаже две квартиры, в них живут друзья, такие числа, которые в сумме дают 10. В первой квартире живет 1 – напиши. Какое число живет во второй квартире? 9. (и так все пары, составляющие в сумме 10). Повторим вслух все пары друзей.
- Очень хорошо, запиши в тетради сегодняшнее число, 16 марта, Классная работа.
- Вчера я была в магазине, и купила ручку за 42р. и линейку за 15р. (демонстрация ручки и линейки). Сколько денег я потратила? Запиши на доске. Как сложить двузначные числа?
Нужно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы. Подчеркни десятки одной чертой, а единицы – точкой. Складываем 4 и 1, будет 5 десятков. Складываем 2 и 5, будет
7 (ребенок пользуется линейкой или числовым рядом, крупно написанным в пособии, у него нарушения моторики и связи глаз-рука, поэтому при присчитывании требуется отчетливо произносить вслух и указывать на число, которое он называет). Итого 5 десятков и 7
единиц, сколько это? 57 рублей. Вот столько я потратила.
3. Объяснение нового материала
- А вот представь, что я захотела другую ручку, красную, чтобы ставить ребятам хорошие отметки. А она стоит 46 рублей. Сколько я бы потратила, если бы купила ее?
Запишем, 46 + 15 =. Подчеркнем снова десятки чертой, а единицы точкой. 4 десятка и 1
десяток будет 5 десятков. 6 единиц плюс 5 единиц будет 11. Но как нам записать сюда 11?
Ведь место только для одной цифры, а у нас две?! Не получится! (Громко, эмоционально выражать расстройство). Ребенок теряется, не знает, что делать.
- Давай-ка мы поможем себе счетными палочками, они уже не раз тебя выручали. (Из набора достают связанные пучками по 10 с помощью банковских резинок и отдельные).
- Давай выложим оба наших числа. Первое – 46, берем 4 пучка и еще 6 палочек (ребенок берет, выкладывает). Второе – 15, 1 пучок и 5 отдельных палочек (ребенок берет, и по указанию учителя выкладывает под первой группой). Пучки мы пока подвинем в сторонку, возьмем наши рассыпанные палочки – единицы. Сколько их? 11. А мы можем сделать из них новый пучок, в них будет 10 палочек? Да. (ребенок берет банковскую резинку, отсчитывает 10 палочек, перевязывает их в пучок, одна палочка остается).
- Молодец. Эту одну палочку мы оставим тут, в разряде единиц. А вот новый пучок мы не можем тут оставить! Это как если в группу яселек привести большого мальчика. Разве ему там место? Нет! Он должен идти в старшую группу, где такие же большие дети, как он. А где у нас такие же большие? В разряде десятков! (Новый пучок перекладывают в группу к другим пучкам). Теперь сосчитаем десятки заново. У нас их было 4 плюс 1, и прибавился еще 1! 5 + 1 = 6. У нас шесть десятков и 1 единица. Ответ – 61.
- А теперь то, что мы с тобой сделали руками с палочками, мы запишем в тетради на языке математики. Это самый короткий и прекрасный язык на свете. Большие действия он очень кратко выражает, и понятен всем-всем народам на свете.
- Запишем в столбик, друг под другом, десятки под десятками, единицы под единицами (ученик записывает пример в столбик). Плюс мы напишем сбоку, а черту снизу – она заменяет знак равно. Сначала мы считали отдельные палочки, значит будем считать единицы, 6+5=11. 1 мы записываем под единицами, а 1 десяток сюда не поместится, мы его связали в пучок и отправили к «детям постарше» - надпиши 1 сверху над десятками, ему место там, ему нечего делать с единицами, он слишком большой для них! Теперь складываем столбик десятков – 4+ 1 +1 = 6, пишем под чертой 6. Вот и получилось 61. Мы так долго связывали и раскладывали палочки, а посмотри, как просто и коротко это записывается.
4. Первичное закрепление
- Давай потренируемся и я еще раз объясню, если что-то не понятно. Сложим 63 и 29.
Запиши их столбиком друг под другом, десятки под десятками, единицы под единицами.
Начнем с малышей, они маленькие, они не хотят ждать. (Одновременно с этим на столе
выкладывают столбиками соответствующее количество палочек и пучков). Возьми
палочки. Как удобнее сложить 3 + 9 или 8 + 9? Почему? Да, проще к большему прибавить меньшее. Получилось 12. Можем мы связать новый пучок? Можем, возьми резинку. (ребенок связывает новый пучок, остаются 2 палочки). Палочки оставь тут, а вот что делать с пучком? Он большой, он не такой, как малыши-единицы, ему тут не место! Давай-ка ты, как директор детского сада, переведешь его в старшую группу к старшим детям (ребенок, посмеиваясь, перекладывает новый десяток к уже имеющимся). Сколько у нас старшихдетей – десятков в этой группе? 6 + 2 + 1 = 9. Итого получилось 92. Запиши в тетради, что ты сделал с палочками. 6 + 3 получилось 12, 2 единицы мы пишем под единицами, а куда уходит десяток? Он ушел к десяткам, надпиши сверху 1. И когда мы сложили десятки, помнишь, сколько получилось? 9. Итого 92.
Аналогично решают пример 36 + 27, с записью в тетради и раскладываем палочек.
5. Физкультминутка (динамическая пауза)
6. Отработка навыков (работа с учебником и тетрадью)
- А теперь откроем учебник.
Страница 94 №4. Запиши примеры в столбик, реши их.
46 + 15
27 + 54
34 + 29
53 + 18
75 + 17
26 + 46
19 + 67
58 + 38
Счетные палочки используются при решении каждого примера до тех пор, пока ученик будет нуждаться в опоре на наглядность и действие. Постепенно начинают обходиться без палочек (через 4-5 примеров).
Страница 95 №11.
- А теперь решим задачу. Запиши слова задача посередине строки. Задача 11.
Прочитай ее (ребенок затрудняется читать, нуждается в помощи).
В парке было 18 скамеек. В парк привезли на 2 машинах новые скамейки, по 6 скамеек на каждой машине. Сколько скамеек теперь в парке?
- Про что эта задача? Про парк и скамейки. Ты любишь гулять в парке? А когда ты устаешь, тебе хочется посидеть? В этом парке решили поставить побольше скамеек, чтобы все, кто устали во время прогулки могли посидеть, отдохнуть. Сколько скамеек в парке уже было?
18.
- Запиши: Было – 18ск. Как привозили новые скамейки? На машинах. Сколько машин привезли скамейки? Две. Сколько скамеек было на каждой машине? По 6. Запиши:
привезли 2 раза по 6 ск. Что нужно узнать, какой вопрос задачи? Найди. Сколько скамеек теперь в парке? Запиши: стало - ?
- Итак, что же мы знаем. Сколько скамеек было. Что нужно узнать? Сколько их стало. А сколько их привезли, мы знаем? Нет. Но посчитать можем? Да. Во сколько действий будет решаться эта задача? В два.
- Запиши первое действие 1) Как нам узнать, сколько скамеек привезли? (ребенок
перечитывает). Каким действием это посчитать? Умножением. 1) 6 х 2 = 12 (ск.) Теперь мы
знаем, сколько новых скамеек привезли в парк. Можем теперь узнать, сколько их там стало?
Да. Каким действием? Сложением. Запиши: 2) 18 + 12 =
- А вот как решать такие примеры, ты уже знаешь, нужно записать в столбик. (ребенок
записывает ниже в столбик и считает с помощью палочек или счетного пособия, а затем
записывает ответ)
- Ответил ты на вопрос задачи? Сколько скамеек стало теперь в парке? 30. Запиши ответ.
30 скамеек, ответ мы пишем полностью.
7. Объяснение домашнего задания
Домашнее задание будет страница 94 №9 , запиши в дневник. Давай посмотрим на это задание. Что ты видишь тут? Примеры в столбик. Если в задаче мы сначала пишем в строчку, а затем решаем в столбик, то примеры можно сразу записывать в столбик.
Давай еще раз вспомним, как решать такие примеры? Сначала складываем единицы. Если получилось больше 10, от отделяем десяток, ему тут не место. Под единицами записываем оставшиеся единицы, а десяток подписываем над следующим разрядом, пишешь цифру 1.
Самое важно, когда будешь складывать десятки, не забудь про этот добавленный, можешь зажать на левой руке один палец – и он будет тебе напоминать.
8. Рефлексия
Сегодня был большой день. Ты поработал директором детского сада и переводил
младших детей в старшие группы. Почему мы так делали? Потому что десяткам не место с единицами, они слишком большие, это другой разряд, другой возраст, они должны занимать свое место. Поэтому если в примере у нас бывает больше 10, то единицы мы оставляем, а десятки переносим. Еще ты сегодня благоустраивал парк, решил задачу, и теперь в парке много скамеек для всех желающих отдохнуть. Помнишь, сколько скамеек стало теперь в чудесном парке? Молодец. Ты хорошо потрудился и заработал хорошую отметку (выставление отметки в тетрадь и дневник ученика).__