Урок математики во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа».
Тема: «Поразрядное сложение двузначных чисел с переходом через разряд»
Предмет математика
Класс 2
Тема и номер урока в теме 33
Базовый учебник А.Л. Чекин (часть 1)
Цель урока: познакомить учащихся с поразрядным сложением двузначных чисел с переходом через разряд.
Задачи:
Образовательная:
- организовать деятельность учащихся по ознакомлению с вычислительным приемом для случаев вида 27+34 и помочь уяснить практическую значимость материала;
2.Развивающая:
- развивать умения осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;
3.Воспитательная:
- акцентировать внимание на необходимость доброжелательного сотрудничества при работе в парах.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник «Математика», ч.1 автор: Чекин А.Л. и др., рабочая тетрадь для самостоятельных работ №1, маршрутные листы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1. Мотивация к учебной деятельности
- Мы сегодня отправляемся в путешествие в царство Математики на корабле «Умники и Умницы». С какой целью люди совершают путешествия? (Узнать, открыть что-то новое)
- Ребята, найдите у себя на парте «солнышко», «солнышко и тучку», «тучку».
Покажите, с каким настроением вы отправляетесь в путь?
А путешествовать интереснее в одиночку или с друзьями?
Звучат строки из песни «Если с другом вышел в путь….»
-А чтобы у друзей все получалось, работа ладилась, как будем поступать? (договариваться о предстоящем деле, помогать, друг другу)
Дети, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Вы старайтесь сегодня работать быстро, расчёты производить правильно, не бросать друга в беде.
2.Актуализация знаний
Чтобы узнать в какой город этого царства мы отправимся, вам необходимо выполнить задание (маршрутный лист №1)
Решите примеры.
Расположите ответы в порядке возрастания. Что это значит? Прочитайте полученное слово.
94 + 2 = Е 8 + 5 = Л 80 + 6 = И 30 + 20 = Ж 62 + 8 = Н 17 + 3 = О 26 + 30 = Е 6 + 3 = С
9 13 20 50 56 70 86 96
с л о ж е н и е
- Что общего в этих примерах? (Ответы детей: все они на сложение).
- Так чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Прочитайте: какое слово у вас получилось?
- Что мы с вами будем делать в этом городе?
(Ответы детей: решать примеры на сложение).
Ещё раз посмотрите на полученный ряд чисел и назовите лишнее число. Почему оно лишнее?
- Назовите остальные числа в порядке возрастания. Что вы знаете о двузначных числах?
- На какие две группы можно разделить данные числа?
- Некруглые числа замените суммой разрядных слагаемых.
- Вспомните, каким правилом мы должны пользоваться при сложении двузначных чисел?
Чтобы к двузначному числу прибавить двузначное надо: заменить каждое число суммой разрядных слагаемых и десятки прибавить к десяткам, а единицы к единицам.
- Какой район в этом городе мы посетим? (Двузначные числа)
Так, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (складывать двузначные числа)
- Откроем бортовые журналы и сделаем первую запись.
(Учащиеся записывают число, классная работа) Что вы можете рассказать о числе 22?(Оно двузначное, содержит 2 десятка и 2 единицы, чётное, его соседи – 21и 23)
А следующий маршрутный лист нам укажет нужную улицу.
3. Проблемная ситуация
Решите следующие примеры, и вы узнаете, на какой улице мы находимся. (Дети выполняют задание, маршрутный лист №2 в парах.)
45 + 12 = 57 27 + 42 = 69 27 + 34 = ?
- Какое задание вы выполняли? ( Ответы детей: решали примеры на сложение).
- Какие ответы вы получили? (Дети фиксируют ответы на доске).
- Где возникло затруднение? (Ответы детей: в последнем примере).
- Посмотрим, что общего в примерах? (Ответы детей: сложение двузначных чисел)
- Почему не смогли решить последний пример?
- Чем он отличается от предыдущих примеров? ( Ответы детей: при сложении единиц получается число больше десяти. Такие примеры мы ещё не решали).
4. Целеполагание
Так, на какой улице мы с вами оказались? (переход через разряд)
- Какая же тема урока?
- Чему мы должны научиться на уроке? (Ответы детей: сложению двузначных чисел с переходом через разряд)
- Я вот такой план дальнейшей работы: (на доске)
1) Самостоятельно решение новых примеров;
2) Коллективно потренироваться в решении новых примеров;
3) Составить алгоритм (порядок) решения новых примеров
4) Познакомиться с новым приемом сложения двузначных чисел с переходом через разряд (открытие нового знания).
- Согласны ли вы с предложенным планом?
- Как бы вы его изменили? (дети изменяют порядок пунктов плана:1-4, 2-3, 3-2, 4-1)
5. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания.
- Давайте выполним сложение чисел 27 и 34 с помощью схемы.
Учащиеся в группах выводят способ решения примеров нового вида. Записать в тетрадях:27+34=(20+7)+(30+4)=(20+30)+(7+4)=50+11=61
- Какой получился ответ в этом примере? (27 + 34 = 61)
- У кого получился такой же ответ? (Ответы детей)
- Как же решаются такие примеры? Экипажи доказывают правильность своего решения.
(алгоритм)
- 1)Раскладываем на разрядные слагаемые
- 2)Складываем по разрядам (сначала десятки, а потом единицы)
- Какое число получилось при сложении 20 и 30? Является ли оно разрядным слагаемым этого же разряда?
- Какое число получилось при сложении 7 и 4? Будет ли число 11 разрядным слагаемым этого же разряда?
- Что же происходит?
- На каком этапе произошел переход через разряд: при сложении единиц или при сложении десятков?
3)Складываем полученные результаты при сложении десятков и при сложении единиц.
6. Первичное закрепление
- Как вы думаете, чем дальше займёмся? ( Ответы детей: потренируемся в решении таких примеров)
- Попробуем поупражняться в решении таких примеров. Откроем учебники на стр.80(2011г изд.) найдём №4.Работаем в учебнике, записи делаем простым карандашом. Заполнить пропуски в схеме. Один ученик работает у доски.
- В бортовых журналах поставьте №3.
- Стр.79 №3. С комментированием.
Физкультминутка.
"Кораблик"
Плыл кораблик по волнам,
Парус рвался к облакам.
Волны к борту поднимались,
О кораблик разбивались.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Форма работы: в парах.
- Выберите и решите примеры на новый вычислительный приём.
- Стр.80 №6.
-Для проверки – карточка самооценки
(54+38=92, 27+55=82 73+17=90).
8. Самостоятельная работа.
- Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание.
У вас даны карточки с буквами. Найдите значение данных там выражений и поставьте букву на ответ. Если все выполнят задание правильно, то сможете прочитать фразу:
15+28(м) 38+57(ы)
34+58(л) 45+27(ю) 29+34(б) 25+19(и) 25+18(м)
27+16(м) 26+65(а) 46+36(т) 33+19(е) 17+26(м) 77+14(а) 59+23(т) 16+28(и) 17+17(к) 28+19(у)
43
95
92
72
63
44
43
43
91
82
52
43
91
82
44
34
47
Мы любим математику!
Оцените себя по умению выполнять сложение двухзначных чисел с переходом через разряд!
(На листах оценки «волшебные линеечки»)
9. Итог. Рефлексия.
- Чему мы хотели научиться? (Ответы детей: научиться выполнять сложение двузначных чисел с переходом через разряд)
- Научились ли мы этому? Закрась кружок на полях зелёным, если достигли цели урока, жёлтым –частично, красным- нет.
- Где могут пригодиться эти знания.
Домашнее задание:
На выбор: печатная тетрадь №5(1,2) с.34 (Т.1)
Рефлексия
Сегодня я узнал(а)….
Сегодня я научился(ась)
Я понял(а), что могу…
РЕЛАКСАЦИЯ « СОЛНЫШКО»
Ребята, найдите у себя на парте «солнышко», «солнышко и тучку», «тучка».
Поднимите картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
Молодцы! У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе, вы справились со всеми трудностями на уроке. Узнали еще один секрет в математике. И у меня чудесное настроение от вашей хорошей работы. Я тоже могу показать солнышко.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организует самостоятельную работу учащихся.
Задаёт вопросы учащимся.
Организует работу в парах.
Помогает учащимся в формулировке темы и цели урока.
Организовать обсуждение плана урока.
Организовать работу в группах.
Организует самостоятельнуюработу.
Организует работу ччеников удоски и в тетрадях.
Организует работу в парах.
Организует самостоятельную работу учащихся.
Организует самооценивание учебной деятельности.
Мотивация, ситуация успеха.
Самостоятельная работа детей.
Отвечают на вопросы учителя.
Вспоминают алгоритм сложения двузначных чисел без перехода через разряд.
Записывают в тетрадях число и классная работа.
Работа в парах.
Формулируют тему и цель урока.
Обсуждение плана урока.
Работа в группах.
Самостоятельная работа.
Работа 1 ученика у доски, а остальных в тетради.
Работа в парах.
Самостоятельная работа.
Самооценивание.
2 мин.
4 мин.
4 мин.
3 мин.
8 мин.
5 мин.
2 мин.
3 мин.
7 мин.
2 мин.