Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание числа 4»
Тема:«Сложение и вычитание 4»
Цели:
знакомить с приемами сложения и вычитания числа 4; закреплять знание состава числа 4, умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
развивать мышление, внимание, речь учащихся;
воспитывать умение работать в коллективе и умение дорожить дружбой.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида + 4, - 4;использовать знаково – символические средства при решении задач; работать в паре; оценивать себя и корректировать свои действия.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Глубоко вдохните свежесть морозного утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришла одна девочка. (Появляется рисунок Герды).
У неё в руке письмо: «Здравствуйте, ребята! Я - Герда. Помните меня? Я из сказки «Снежная королева». Выпал снег, наступила зима, а я всё ищу своего друга Кая. Вот отдохну у вас немного и пойду дальше».
- Ребята, поможем Герде? Давайте мы сегодня совершим путешествие к Снежной королеве. Но этот путь трудный и долгий, с большими преградами и трудностями, но я надеюсь, что вы с ними справитесь.
2. Актуализация знаний.
1) Вот уже первая преграда. Кто это на пути?
Загадка: «На дворе зима, белый снег лежит,
Наш весёлый человек на снегу стоит». (Снеговик)
(Появляется картина с изображением снеговика).
- Снеговик хочет узнать, из чего он состоит. Как назвать одним словом?
- Сосчитайте, сколько тут кругов? (7)
- Сколько четырёхугольников? (4)
-Какие фигуры мы не назвали? (Треугольники и кривая)
-У снеговика есть карточки с выражениями. Если мы правильно найдем значения всех выражений, то узнаем, что пожелал нам снеговик.
Дети читают выражения по – разному:
- 9 минус 2 равно7;
- 6 уменьшить на 6 равно 0;
- 2 плюс 2 будет 4;
- 1 слагаемое 3, второе слагаемое 1. Сумма равна 4;
- сумма 4 и 2 равна 6.
9-2 6-6 2+2 1+3 4+2
У Д А Ч И
(Дети решают примеры, учитель переворачивает карточки и получается слово «удачи»).
2) «Засели домики»
-Снеговик пожелал вам удачи. Но перед вами опять преграда.
Загадка: «Что за звездочки сквозные на пальто, на рукаве,
все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке».(Снежинки)
-Если мы выполним задания снежинок, то они помогут нам в пути. Первое задания снежинок: «Заселили домики».
3
4
5
2
6
6
4
0
- Следующее задание.
Задачи в стихах.
На поляне у дубка Еж увидел три грибка. А подальше у осин Он нашел еще один. Кто ответить нам готов, Сколько еж нашел грибов? (4)
Группа малышей-утят Плавать и нырять хотят. Три уплыли далеко, Один ныряет глубоко. Сколько же утят в пруду? Сосчитать я не могу. (4)
3. Целеполагание.
-Мы можем идти дальше. Но на нашем пути опять кто-то стоит. Кто это?
Загадка: «У избы побывал – всё окно разрисовал.
У реки погостил – во всю реку мост мостил!» (Мороз)
-Не хочет дедушка Мороз нас просто так пропустить. У него к нам есть вопрос.
5+1+2
5+2+1 5+3
- Посмотрите на левый и правый столбик, что у них общего?
- Как мы прибавляли число 3 в левом столбики? (в левом столбике – по частям, в правом – таблица числа 3)
- Давайте вспомним, как мы сначала учились прибавлять число 3? А потом?
- А теперь Дедушка Мороз предлагает вам посмотреть на следующее выражение.
5+4 7-4
- Знаем ли мы таблицу сложения и вычитания числа 4? Умеем мы прибавлять и вычитать 4? (нет)
- Как же нам быть? Как мы будем прибавлять, и вычитать число 4? (по частям)
- Чтобы прибавлять и вычитать число 4 по частям, что мы должны знать? (состав числа 4)
- Давайте вспомним 4 это: 2+2, 3+1, 1+3.
- Кто уже может назвать тему урока, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Будем учиться прибавлять и вычитать число 4 по частям)
4. Физкультминутка.
За работу (поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими)
- Кто догадался написание какой цифры мы будем сегодня отрабатывать?
- Посмотрите на доску. Как вы думаете, где цифра 4 написано правильно, если считать слева направо? Почему?
- А где написано не правильно? Почему?
- Цифра 4 не должна висеть в середине клеточки, не должна быть узкой или широкой. Это очень важно.
- Потренируйтесь в написании цифры 4 на образце и напишите цифру 4 пять раз через клеточку.
(Пишут минутку чистописания)
- Посмотрите,как вы написали и подчеркните те цифры, которые вам удалось написать правильно.
- Если вы подчеркнули все 4-5 цифр на полях нарисуйте зеленый кружочек, 3-4 цифры – желтый.
6. Открытие нового знания.
- Снежная королева узнала, что мы помогаем Герде, и послала вихри и метели. Давайте, быстрее выполним следующее задание, и метель утихнет.
- Откройте учебники на с.8.Прочитайте задание под красным треугольником.
- Сколько кругов вы видите? (4)
- По каким признакам мы можем разделить их на 2 группы? (По цвету и по размеру).
- Сколько синих кругов? (1)
- Сколько красных кругов? (3)
- Как состав числа 4 это иллюстрирует? (4 это 3 и 1)
- Сколько больших фигур? (2)
- Сколько маленьких фигур?(2)
- Что можно сказать о составе числа 4? (4 – это 2 и 2)
- Как мы можем прибавить число 4? Вычесть его?
7. Первичное закрепление.
- Посмотрите на примеры под рисунком и объясните, как можно к числу прибавить и вычесть по частям число 4.
Первые два столбика - коллективное объяснение, третий столбик – объяснение в парах.
Физкультминутка
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и
И покажем дома маме.
7. Включение нового знания в систему знаний.
- Мы прошли все преграды и подошли к дворцу Снежной королевы, но его окружают горы. Для того чтобы узнать, из чего они сделаны, отгадайте загадку.
«В огне не горит и в воде не тонет». (Лёд)
-Чтобы эти ледяные горы расступились, мы должны выполнить следующие задания.
стр.8 №3
– Данный текст является задачей? (Да.)
– Почему? (В тексте есть условие и вопрос, данные числа и искомое число.)
– Прочитайте только условие. (Ане 6 лет, а Вера на 4 года старше.)
– О чём в задаче спрашивается? (Сколько лет Вере?)
- Какие слова мы возьмем для краткой записи?
- Сколько лет Ане?
- Что сказано про возраст Веры?
– Каким действием будете решать задачу? (Сложением.)
– Почему? (Так как Вера старше Ани, то есть ей больше лет, чем Ане.)
- Что значит на 4 года старше? (Столько же, да еще 4)
- Какое решение мы можем записать? (6+4)
- А как мы прибавляем число 4? (по частям)
- Запишите решение, прибавляя число 4 по частям.
(записывают решение самостоятельно)
- Проверяем. Кто записал 6+2+2, 6+1+3, 6+1+3.
- Кто записал одним из данных вариантов, нарисуйте на полях зеленый кружочек, кто не смог сделать самостоятельно - желтый.
- Как мы прибавляли 4? (по частям)
- Что мы решали? Что в задачи должно быть обязательно в задачи? (ответ)
- Как запишем ответ?
-Наконец, мы дошли до дворца. Посмотрите, нас встречает сама Снежная королева.
(Появляется изображение)
8. Самостоятельная работа.
- Но чтобы она отпустила Кая, мы должны выполнить ее задание.
- Мы сегодня учились прибавлять и вычитать число 4. Как?
- Снежная Королева хочет проверить, как вы умеете прибавлять и вычитать число 4.
- У вас на столах лежат карточки. Заполните пустые окошки.
5+4 8-4 4+4
5+2+…. 8-1-… 4+3+…
(выполнение самостоятельной работы)
- Проверяем.
- У кого все правильно нарисуйте зеленый кружочек, 1 ошибка – желтый.
8. Рефлексия.
-Итак, Снежная Королева довольна вами. Мы освободили Кая. Растаяло его ледяное сердце. Он опять вместе с Гердой.
-Чему мы учились на уроке? (Прибавлять и вычитать число 4).
- Как мы прибавляли и вычитали число 4?
- Назовите состав числа 4. (3 и 1, 1 и 3, 2 и 2)
-Можно ли назвать Герду настоящим другом? Я вам тоже желаю иметь такого друга и дорожить дружбой. Конечно, без вас Герда бы не справилась. Вы не испугались трудностей, стойко преодолели все преграды.
- Какое задание было для вас самым трудным? Самым простым?
- Оцените свою работу. Если у вас на полях:
3 зеленых кружочка – я молодец,
2 зеленых кружочка и 1 желтый – я поработал хорошо,
1 зеленый кружочек и 2 желтых – мне еще надо потрудиться.