Просмотр содержимого документа
«Слоговой состав слов»
Тема урока: «Слоговой состав слов» (2 класс).
Цель: Обучение делению слов на слоги.
Предметные результаты: Сформировать понятие о слоге как о части слова; обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных.
Личностные результаты: формировать внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности, развивать интерес к усвоению нового способа действий.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: самостоятельно ставить учебные цели, принимать и сохранять учебную задачу; применять различные методы исследования слогового состава слов; использовать эффективные способы решения речевых задач; контролировать и оценивать свою деятельность.
Познавательные:умение анализировать слоговую структуру слов; сравнивать количество слогов и гласных в словах; умение отвечать на поставленные вопросы, выдвигать гипотезы, строить логическую цепь рассуждений; формулировать определения на основе анализа информации, делать выводы.
Коммуникативные: развивать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы; формировать умение слушать и слышать собеседника; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций; точно и грамотно выражать свои мысли.
Ход урока:
1.Организационно-мотивационный этап
1. Организационный момент
Учащиеся проверяют готовность к уроку, здороваются с учителем, садятся за парты.
Логопед: В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Мы продолжаем изучать правила и закономерности русского языка. Вспомним, что уже знаем, ведь в школе мы не первый день.
2.Актуализация знаний
Л.: Из чего состоят предложения? А из чего состоят слова?
3.Введение в тему
Л.: Дети с отцом пришли на хоккей. Болельщики кричат: Шай-бу! Шай-бу!
-Как кричат болельщики, целыми словами или по кусочкам?
-Как называются эти кусочки? (Слоги).
Как вы думаете, какова тема урока? (Слоги. Слоговой состав слов).
Л.: Попробуйте сформулировать цель урока. Чему нам надо будет научиться на уроке? (Надо научиться делить слова на слоги).
4.Формирование понятия о слоге
Л.: Сформулируйте определение, что такое слог?
Слог-это часть слова.
Л.: Как вы думаете, зачем слова делить на слоги? (Для того, чтобы правильно читать; чтобы правильно писать, не пропуская букв; чтобы правильно переносить слова).
Л.: Отгадайте загадки и выложите первую букву отгадок перед собой.
-Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Дети выкладывают первую букву из слова медведь. (М)
-С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
Дети выкладывают первую букву из слова собака. (С)
Л.: Назовите буквы, которые выложили. (М, С).
Сверьте с соседом. Какие это буквы? (Согласные).
Постановка проблемы
Л.: Сложите из этих букв слоги. Какая у вас возникла проблема? (Не получается составить слоги).
Что нужно сделать, чтобы получился слог? (Добавить гласные). Образуйте слоги. (СА, МО и т.д.). Сделайте вывод, без чего не может существовать слог?
Вывод: Для составления слога нужны гласные буквы.
5.Физкультминутка.
Выполнение кинезиологических упражнений.
6.Выявление зависимости количества слогов от количества гласных.
Постановка проблемы и выдвижение предположения.
Дети писали самостоятельную работу. Коля поделил слово звезда: з-ве-з-да, а Сша: звез-да. Какое из слов поделено правильно? Объясните.
Как правильно поделить слова на слоги и не ошибиться? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
Проведение исследования
Л.: Проведем исследование в парах. (Работа парами). Возьмите карточку и проведите исследование предположения. Один ученик считает количество гласных, другой отхлопывает по слогам. Результаты запишите в таблицу.