Просмотр содержимого документа
«Склонение имён прилагательных 4 класс»
Тема: «Склонение имен прилагательных».
Цели и задачи. Образовательные цели:
Научить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.
Повысить уровень знаний детей по теме “Имя прилагательное”
Задачи:
Создать условия для удовлетворения потребности учащихся в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
Развивающие цели:
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Задачи:
Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.
Воспитательные цели:
Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Задачи:
Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку русского языка.
1.Организационный этап.
-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.
-Откройте тетради. Оформим нашу работу.
-Запишите число, классная работа.
2.Повторение.
а) Чистописание:
Запишите сочетания букв: ая, яя, ый, ое, ие.
Посмотрите внимательно на сочетания. Что вы заметили? Давайте вспомним какие окончания к какому роду относятся. Молодцы!
б) Словарная работа: (два человека работают у доски)
Поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.
-Внимательно посмотрите на слова. Как вы думаете какое слово лишнее?
-Составьте с этим словом предложение. Определите род и число прилагательного. Как определить род и число прилагательного? Правило.
3.Определение темы.
У вас на столах лежат листы со стихотворением. Прочитайте.
Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый. И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. Закружилась голова у зеленого листа. Ветер нес его и нес, бросил только на мосту. В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу. Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем “Не хочу” - парашютист, головой качает… Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова, Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом.
Обратите внимание на выделенные слова. Что общего у этих слов? (это прилагательные, общее значение, род и число)
А какие отличия? Почему? (разные окончания, т.к.употреблены в разных падежах)
А вот как по-другому называется изменение прилагательных по падежам вы мне скажете, если правильно ответите на вопросы теста.
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов. 1) Что обозначает имя прилагательное? а) предмет с) признак предмета в) действие предмета 2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное? т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой какая какие? 3) Как определить род прилагательного? м) по вопросу л) по существительному с ним связанному. 4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода? а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой 5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении? т) главным н) второстепенным 6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”? а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый 7) с чем связано прилагательное в предложении? н) с существительным т) с глаголом с) с наречием. 8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”. а) проводка и) вода е) уводить 9) Прилагательное это: о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
Кто сможет назвать тему урока? «Склонение имен прилагательных».
Сказка о прилагательных.
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными. Да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа и падежа.
–А что если нам попросить их у существительных, ну хотя бы на время, -мечтали прилагательные и решили поговорить об этом с существительными. Тем пришлось по душе скромные просители, и они одолжили прилагательным свои формы. Существительные были рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор прилагательные. Чтобы согласовываться с существительными, берут напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.
Что нового узнали о прилагательном?
Давайте просклоняем словосочетания: 1ряд – вкусная вода
2ряд – вкусный сироп
3ряд – вкусное яблоко
Ж.р.
М.р.
С.р.
И.п. вкусная вода
вкусный сироп
вкусное яблоко
Р.п. вкусной воды
вкусного сиропа
вкусного яблока
Д.п. вкусной воде
вкусному сиропу
вкусному яблоку
В.п. вкусную воду.
вкусный сироп
вкусное яблоко
Т.п. вкусной водой
вкусным сиропом
вкусным яблоком
П.п. о вкусной воде
о вкусном сиропе
о вкусном яблоке
Можно ли по окончанию прилагательного определить падеж?
Как же нам определить падеж имени прилагательного? (по падежу существительного). Сведения о языке стр. 83
Давайте вставим пропущенные слова и закрепим как определять падеж прилагательных.
1.Найти……, к которому относится………
2.Определить падеж…………
3.По падежу……….определить падеж……….
Вернемся к нашему стихотворению и определим падеж прилагательных.