kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системность в работе над текстом на уроках чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Формирование навыка чтения учащихся – одна из актуальных проблем современной школы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал:   «Чтение – это окошко, через которое дети познают мир и самих себя». Огромные перемены в жизни общества приводят к снижению интереса к чтению. На человека обрушился поток информации с появлением телевидения и компьютера. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше чем в оглавлении книги. Пробудить интерес к чтению, развивать его и поддерживать – вот важнейшие задачи. Доказано, что чем раньше приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата необходима система, и закладываться она должна еще в семье. Часто именно учитель формирует  привычку к чтению или её отсутствие. Главная задача педагога заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.

Для достижения ожидаемых результатов необходимо: использовать разнообразные формы урочной и внеклассной деятельности;  развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации. Работу по формированию читательских навыков можно представить следующим образом:  урок литературного чтения;  внеклассные занятия;  совместная работа с библиотекой;  работа с родителями. Ведущая роль в работе с книгой принадлежит урокам чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системность в работе над текстом на уроках чтения в начальной школе »

15







Статья





СИСТЕМНОСТЬ В РАБОТЕ НАД ТЕКСТОМ

УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ






















Дузенко Елена Васильевна










Содержание

Введение



Основная часть

1.Литературное развитие младших школьников.


2. Анализ художественного произведения.



3.Система читательских умений.



4.Виды работ над текстом.



Заключения



Приложения



Библиография

































ВВЕДЕНИЕ

Формирование навыка чтения учащихся – одна из актуальных проблем современной школы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети познают мир и самих себя». Огромные перемены в жизни общества приводят к снижению интереса к чтению. На человека обрушился поток информации с появлением телевидения и компьютера. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше чем в оглавлении книги. Пробудить интерес к чтению, развивать его и поддерживать – вот важнейшие задачи. Доказано, что чем раньше приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата необходима система, и закладываться она должна еще в семье. Часто именно учитель формирует привычку к чтению или её отсутствие. Главная задача педагога заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.

Для достижения ожидаемых результатов необходимо: использовать разнообразные формы урочной и внеклассной деятельности; развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации. Работу по формированию читательских навыков можно представить следующим образом: урок литературного чтения; внеклассные занятия; совместная работа с библиотекой; работа с родителями. Ведущая роль в работе с книгой принадлежит урокам чтения.

На уроке учитель должен не только прививать полезные знания, умения и навыки, но и развивать любовь и интерес к чтению. Для реализации поставленных целей можно использовать разные виды тренировочных упражнений, которые проводятся как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10 – 15 минут урока и включающий в себя последовательно выполняемые упражнения.

Уроки чтения и развития речи должны решать такие задачи: совершенствование навыков чтения и речи учащихся, пробуждение интереса к чтению и воспитание интеллектуального читателя. На практике мы не всегда наблюдаем реализацию поставленных задач. И причина этого кроется в неправильной организации уроков чтения (отсутствует ясная цель урока, отсутствует систематическая, обучающая работа с текстом, самостоятельная работа не всегда направлена на углубленный анализ произведения, задания однообразны и не ведут к решению конкретной цели урока.

Для правильного выбора цели урока необходимо глубоко понять идейную направленность произведения, представить предполагаемую эмоциональную реакцию детей при чтении данного произведения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Литературное развитие младших школьников

Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями», а также как процесс развития собственного литературного творчества детей.

Полноценное восприятие художественного произведения – это способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами поступков героев, определять авторскую позицию, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

Принципы анализа художественного произведения – это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста.

Виды анализа текста – разнообразные подходы к анализу художественного произведения, направленные на анализ языка, образов героев, развития действия, композиции, проблемы, поставленной в произведении.

Приемы анализа текста – это средства постижения художественного произведения, формирования читательских умений, приобретения литературоведческих представлений и читательского опыта.

2.Анализ художественного произведения.

В последнее время высказываются мнения о том, что анализировать прочитанное не нужно, так как это отвращает школьников от чтения. Так ли это?

Анализ не должен убивать художественное произведение. Анализ должен представлять совместный поиск учителя и учащихся. Дело не во вреде аналитического чтения и разбора произведения – без них ребенок не может сам продвигаться в эстетическом познании и восприятии произведения, а в том, на что они направлены, в самом характере задаваемых вопросов. В анализе надо идти от общего к частному, от уяснения общего смысла к уяснению деталей, помогающих понять произведение. Вопросы следует вначале ставить крупным планом. Если учитель сам хорошо понимает художественное произведение и знает, куда надо направить мысль и чувства учеников, то ученики не уйдут в сторону от понимания произведения.

В методике принято выделять следующие принципы анализа художественного произведения:

• принцип целенаправленности;

• принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного;

• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия;

• принцип учета потребностей ребенка;

• принцип внимательного отношения к тексту произведения;

• принцип единства формы и содержания;

• принцип избирательности;

• принцип целостности;

• принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка, на формирование системы читательских умений, на совершенствование навыка чтения.

3.Система читательских умений.

Рассмотрим частные читательские умения.

1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

6. Умение осваивать художественную идею произведения

3. Виды работ над текстом

На уроках литературного чтения можно использовать такие виды работ:

1.     Чтение произведения и определение его жанра.

2.     Чтение и пометка непонятных слов.

3.     Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

4.     Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

5.     Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

6.     Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.

7.      Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

8.     Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

9.     Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).

10. Чтение, деление текста на части.

11. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.

12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

13. Чтение текста и сбор пословицы из слов.

14. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

16. Чтение по ролям.

17.  Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

18.  Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.

19. Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.

20.  Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.

21.  Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.

22.  Нахождение и чтение образных слов и описаний.

23.  Установление путём чтения причинно-следственных связей.

24.  Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.

25. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».

26.  Чтение текста голосом героя.

27.  Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.

28.  Чтение стихотворения и пересказ его прозой.


29.  Чтение и подбор из текста слов – признаков.

30.  Чтение и объяснение одним предложением значение слова.

31. Чтение и дописывание предложений словами из текста.

32. Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.

33.  Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

34.  Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.

35.  Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.

36.  Чтение и заполнение таблицы словами из текста.

37.  Чтение и выполнение тестовой работы.

38. Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника – Осени.

39.  Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.

40.  Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.

41.  Чтение и пересказ от лица героя произведения.

42.   Чтение, представление и описание героя произведения.

43. Чтение сказки и изменение хода событий.

44.  Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

45.  Чтение, придумывание продолжения рассказа

46.  Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.

47.  Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».

48.  Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?

49.  Чтение, расшифровка обряда.

50.  Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

51. Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

52.  Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.

    Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании анализа литературы по данной проблеме можно сделать следующие выводы:

Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.





Урок №1

Тема. В. Бианки « Синичкин календарь»

Цель: ознакомить учащихся с творчеством В. Бианки, с его произведением «Синичкин календарь»; формировать навыки выразительного чтения, умение пересказывать текст, давать четкие полные ответы на поставленные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока.

1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беседа.

Как называется первый зимний месяц?

А как называется первый месяц года?

Вспомните известные вам стихотворения о зиме и прочитайте их наизусть.

Какие загадки об этом времени года вы знаете?

С помощью календаря назовите зимние месяцы.

Кто из вас знает, от какого латинского слова произошло слово ян­варь? (От латинского слова ]апианис от имени древнеримского божества Януса )

Чем замечателен январь? (Праздниками. В этом месяце отмеча­ются Новый год, Рождество Христово, праздник святого Василия, Крещение Господне.)

Когда и как отмечают эти праздники? (1 января отмечают Новый год, 7 января Рождество Христово, 14 января Новый год по старому стилю или праздник святого Василия, 19 января Кре­щение Господне. В праздничные дни люди встречают друг друга радостными приветствиями и добрыми пожеланиями, подарками, особыми праздничными песнями колядками.)

Как вы думаете, знают ли об этих праздниках звери и птицы? Раду­ются ли они им?

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Сегодня мы прочитаем занимательный рассказ Виталия Бианки «Синичкин календарь» и узнаем о том, как воробей попытался объяс­нить синичке, что такое Новый год, календарь, январь, а также будем учиться выделять в тексте ключевые слова, без которых невозможно понять его содержание, и выразительно читать, а также пересказы­вать прочитанный текст.

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Демонстрация портрета В. В. Бианки.

Рассказ учителя о писателе.

Виталий Валентинович Бианки — замечательный детский писа­тель — однажды дал ребятам-путешественникам такой совет: «Никог­да не бери с собой в дорогу то, что может пригодиться,— бери только то, без чего нельзя обойтись».

А уж он-то знал, как нужно путешествовать. Как только маленький Виталик научился ходить, отец — известный ученый-орнитолог (орнито­лог — ученый, изучающий птиц) — начал брать его в свои увлекательные путешествия. Они бродили по лесам, рощам, полям. Виталий узнавал все больше нового и интересного о жизни птиц, насекомых, обитателей леса.

Виталий Бианки, как и его отец, окончил университет, стал ученым-натуралистом, изучающим птиц. Огромное количество' времени он прово­дил в путешествиях. Бианки не ездил в Африку и Южную Америку, не бродил по Камчатке и Чукотке — все свои наблюдения он проводил в до­рогих его сердцу лесах и полях Новгородской области. Но при этом он за­мечал то, на что другие не обращали внимания. И его исследования были настолько захватывающе интересны, что у Виталия Бианки появилось желание рассказать о них детям. В 1923 году выходит первая книжка пи­сателя «Чей нос лучше?». У человека, внимательно следящего за жизнью природы, возникает множество разнообразных вопросов. «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?» — так назывались следующие книги Бианки. В них он показал своему юному читателю, как много необычного и интересного мо­жет увидеть в окружающем мире внимательный, любящий природу чело­век: вот птицы танцуют на воде, вот маленькая белка испугала большую лису, вот медведь играет на расщепленном пне, как на струне...

Но природа для Виталия Бианки существует в этом мире не сама по себе. Современный человек стал настолько могучей силой, что без его любви и постоянной помощи природа оскудеет, лишится своей глав­ной способности к самообновлению.

Для творчества Виталия Бианки было очень важно постоянное, непре­рывное общение с его юными читателями. Писатель часто отправлялся,

с ребятами в путешествия по лесам и полям, изучал с ними реки и речушки — от маленького родничка до устья. Кроме того Виталий Бианки вел активную переписку со своими читателями. Он получал сотни и тысячи писем от своих юных друзей и находил время для ответов на все вопросы,

На основе этой переписки со школьниками Бианки создал заме­чательную, единственную в своем роде книгу «Лесная газета». В ней в веселой и интересной форме рассказывается о том, какой удивитель­ной и сложной жизнью живет лес.

Не менее любимы читателями сказки Виталия Бианки. Героями его сказок являются звери, птицы, насекомые. Они беседуют, шутят, пла­чут, радуются так же, как и мы с вами. В этих сказках, как и во всех других произведениях писателя, воплотилась главная мечта Виталия Бианки — жить в гармонии с природой.

Чтение учителем рассказа В. Бианки «Синичкин календарь»

— Внимательно послушайте текст В. Бианки «Синичкин календарь»
и ответьте на вопрос — это сказка или рассказ?

Обсуждение ответов на первые три вопроса к тексту и на вопрос учителя.

Как бы вы объяснили синичке значение слова календарь!

Известно ли вам происхождение этого слова? Слово календарь пришло к нам из латинского языка. Образовалось оно от слова кален­ды. Календы в Древнем Риме: первый день месяца.)

Словарная работа.

Желторотая — молодая, неопытная.

Чтение учащимися рассказа «цепочкой». Анализ содержания рассказа.

Что вы узнали о Зиньке из текста рассказа?

Что разбудило Зиньку?

Какие события происходили в доме?

Что вызвало у Зиньки удивление?

Почему воробьи называли Зиньку желторотой?

Прочитайте слова из текста, которые подтверждают, что Зинька была любознательной.

Как воробьи объяснили синичке, что такое календарь? Прочитайте этот отрывок.

Как вы думаете, смогла ли Зинька запомнить значение этих слов
после того, как воробьи объяснили ей это во второй раз?

Выполнение заданий учебника.

Чтение учащимися первых пяти абзацев текста.

Ребята! Опытный читатель по нескольким словам может опреде­лить, о чем говорится в предложении. Нужно только научиться нахо­дить в предложении самые важные слова — слова, без которых нельзя понять его содержание. Сейчас мы прочитаем часть текста и попытаемся определить, о чем он. Но сначала ознакомьтесь с заданием, размещенным в учебнике, которое начинается предложением: «Найди ту часть текста, которая состоит из первых пяти абзацев».

— В каком абзаце впервые встречается слово елка! О чем рассказыва­ется в этом абзаце?

Повторное чтение учащимися текста про себя.

Какие иллюстрации можно сделать к данному тексту?

Какой изображена синичка на рисунке, размещенном в учеб­нике?

Что вам известно о синичках?

Рассказ учителя с элементами беседы.

Синичку можно встретить на всей территории Украины. Она на­ходит себе пристанище и в лесу, и в саду, и возле человеческого жи­лья. Ее звонкую песенку можно услышать даже зимой. Всего в Евро­пе, Азии, Северной Америке и Африке распространено около 65 видов синиц. Одни синицы гнездятся в дуплах и пустотах стволов деревьев, другие — в искусственных укрытиях (синичниках), иногда они селят­ся даже в заброшенных почтовых ящиках.

А знаете ли вы, что синица голубая гнездится только в тех лесах, где пре­обладают лиственные деревья и кустарники, а синица хохлатая — только в хвойных лесах? Питается синица семенами, насекомыми и их личинка­ми. Но зимой, когда деревья покрыты снегом, птицам не хватает корма.

Как люди заботятся о зимующих птицах?

А как вы помогаете в зимнюю пору пернатым?

4.Беседа. Выполнение коллективной работы « Сохраним мир вокруг себя».

- Вспомните, какие еще произведения о природе вы читали? Кто авторы этих произведений? Вспомните героев этих произведений.

- Как вы считаете вечна ли природа? Обоснуйте свою мысль. Что каждый из вас мог бы сделать для сохранения природы? ( дети пишут свои предложения на листочках, которые прикрепляют на стенгазету)

5. Инсценизация « Друзья природы»( дети в масках различных животных, рыб, цветов читают стихотворения о природе)

6.Итог урока, домашнее задание (читать и пересказывать рассказ «Синичкин календарь», нарисовать иллюстрации к сказке).






























Библиография

1.Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М.,Педагогика,1997.

2.Джежжелей О.В.Формирование круга чтения младших школьников.// Начальная школа. – 1989- № 1.- с.33-38

3. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа.-1990.-№ 3. – с.67-69

4. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1976.- 246с.

5.Светловская Н.Н., Пичеол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение.-М.,1999
































Приложение

Выполнение коллективной работы «Сохраним мир вокруг себя».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Системность в работе над текстом на уроках чтения в начальной школе

Автор: Дузенко Елена Васильевна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении  школьников основной школы  по ФГОС второго поколения  на  уроках  русского  языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "248973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446809724"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-orfoghrafichieskikh-navykov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "168130"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423193767"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Доклад для педчтения по теме "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку""
    ["seo_title"] => string(104) "doklad-dlia-piedchtieniia-po-tiemie-sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "243390"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445708556"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства