• Вопрос: Почему слово "грустный" лишнее? (Оно обозначает противоположное состояние, чем остальные.)
• Подводка к теме: Сегодня мы поговорим о словах, которые близки по смыслу, но звучат по-разному.
III. Изучение нового материала (10-15 минут)
• Объявление темы урока: "Синонимы".
• Знакомство с понятием "синонимы".
• Учитель рассказывает, что такое синонимы, используя доступные примеры.
• Определение: Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по написанию.
• Работа с учебником. Чтение определения синонимов в учебнике и разбор примеров.
• Практическая работа.
• Учитель предлагает несколько слов, ученики подбирают к ним синонимы (устно или письменно).
• Например: Большой – огромный, громадный, здоровенный. Маленький – крошечный, миниатюрный, небольшой. Говорить – сказать, произносить, рассказывать.
• Использование толкового словаря. Учитель показывает, как находить синонимы к слову в толковом словаре.
IV. Закрепление изученного материала (10-12 минут)
• Работа в парах.
• Каждая пара получает карточку со словом.
• Задача: подобрать как можно больше синонимов к этому слову и записать их на карточке.
• По окончании работы пары обмениваются карточками и проверяют работу друг друга.
• Работа с текстом.
• Учитель читает небольшой текст (или показывает на слайде презентации).
• Задача: найти в тексте синонимы.
• Обсуждение: зачем автор использовал синонимы в тексте? (Чтобы сделать текст более выразительным, избежать повторений, точнее передать мысль.)
• Пример текста: "Наступила холодная зима. Река покрылась студёным льдом. Деревья стоят морозные, укутанные снегом." (Синонимы: холодная, студёным, морозные.)
V. Физкультминутка (2-3 минуты)
• Небольшие упражнения для снятия напряжения.
VI. Применение полученных знаний (5-7 минут)
• Задание "Замени слово".
• Учитель предлагает несколько предложений с выделенными словами.
• Задача: заменить выделенные слова синонимами, чтобы сделать текст более интересным.
• Пример: Мальчик быстро бежал по улице. (Заменить на: Ребенок, Паренёк и т.д.)
VII. Рефлексия (2-3 минуты)
• Что нового узнали на уроке?
• Что такое синонимы?
• Зачем нужны синонимы в речи?
• Что было самым интересным на уроке?
• Что было самым сложным?
VIII. Домашнее задание (1-2 минуты)
• Учебник: выполнить упражнение на подбор синонимов (номер страницы и номер упражнения указывается учителем).
• Творческое задание (по желанию): Составить небольшой рассказ (3-5 предложений), используя как можно больше синонимов.
Дополнительные задания (при наличии времени):
• Игра "Кто больше?"
ывает слово, ученики по очереди называют синонимы к нему. Выигрывает тот, кто назовёт последнее слово).
• Работа с кроссвордами и ребусами на тему "Синонимы".
Примечание: Конспект урока является примерным и может быть изменен в зависимости от уровня подготовки класса и индивидуальных особенностей учащихся. Важно учитывать, что для третьеклассников важно подавать материал в игровой форме, с использованием наглядных пособий и практических заданий.