Серия факультативных занятий по развитию письменной речи "Текст"
Серия факультативных занятий по развитию письменной речи "Текст"
Данная разработка содержит конспект урока для проведения факультативного занятия по развитию письменной речи учащихся младших классов (1 класс) по теме "Тест".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Серия факультативных занятий по развитию письменной речи "Текст"»
Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
КГУ ОШ № 117
г.Алматы
Факультатив Развитие письменной речи учащихся младших классов
Тема: ТЕКСТ
Цель:
обучающая - формировать представление о тексте как тематическом единстве, умение отличать текст от группы предложения, составлять предложения, правильно оформлять предложение при письме, располагать предложения по порядку;
развивающая - развивать речь, мышление, интерес к теме;
воспитывающая - воспитывать культуру общения с одноклассниками в коллективной работе, нравственные качества.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа и практическая работа.
Дидактическое обеспечение урока: сюжетные картинки.
Ход урока
1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.
2 Актуализация: сообщение темы урока.
3 Формирование новых понятий и способов действий: текст.
4 Применение. Формирование умений и навыков.
- Мы с вами читали сказки, стихи, рассказы и часто слышали слово «текст». Что же можно назвать текстом?
На доске – запись в два столбика:
Гулял заяц по лесу. Кит – удивительное животное!
Папа купил большой зонт. Он живёт в воде, но – не рыба.
Апорт – очень вкусное яблоко! Кит кормит детёнышей молоком.
Дети дышат чистым воздухом. А сам дышит воздухом.
- Прочитайте запись в первом столбике.
- Прочитайте запись во втором столбике.
- Как вы думаете, в каком столбике – просто отдельные предложения, а в каком – маленький текст?
- Конечно, в первом столбике – набор предложений. О чём говорится в первом предложении? Во втором? В третьем? В четвёртом?
- Сколько рисунков можно сделать к этим предложениям? Кто будет изображён на них? Четыре рисунка, все четыре предложения – о разном.
- Сколько предложений во втором столбике? Тоже четыре.
- О ком говорится в каждом из них?
- Сколько рисунков можно нарисовать к ним? Один или два, на всех будет изображён кит.
- Итак, ребята, во втором столбике у нас не просто предложения, а текст, т.к. все предложения объединяются тем, что рассказывают об одном и том же. Обычно говорят: предложения в тексте объединяются темой.
- Какова тема нашего текста? Кит.
- Можем ли мы придумать заголовок к тексту? Кит. Удивительный зверь.
- Можно ли придумать заголовок к предложениям в первом столбике? Нет, в них нет ничего общего, нет общей темы.
Вывод:в тексте рассказывается об одном и том же, предложения в нём объединяются общей темой. В тексте почти всегда есть заголовок, он отражает содержание текста.
Задание. Переставьте предложения так, чтобы получился рассказ.
Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.
Влетел в гнездо стриж и сел.
Ласточка строила гнездо.
Л. Толстой
Задание. Допишите предложения.
У коровы (кто?) … У коровы (какой?) ….телёнок.
У лошади (кто?) … У лошади (какой?) ….жеребёнок.
У овцы (кто?) … У овцы (какой?) ….ягнёнок.
Задание. Составьте из слов предложения. С какой буквы пишется первое слово предложения?
Пришла (какая?) весна. На деревьях (какие?) листочки. С юга прилетели (какие?) друзья. По дорогам бегут (какие?) ручейки.
Слова для справки: тёплая, зелёные, крылатые, весёлые.
Задание. Прочитайте слова. Составьте предложения.
Шли, девочки, лес, через.
Лесу, было, и, тихо, в, нарядно.
Ёлочки, зеленели, густые.
Золотые, светились, берёзках, искорки, в.
Задание. Найдите начало и конец предложения. Поставьте в конце предложения точку. Спишите. Докажите, что это текст.
На озеро прилетели лебеди они стали строить гнездо скоро гнездо было готово лебёдка положила туда шесть яичек день и ночь сидела она на яйцах но вот появились на свет лебедята отец и мать были рады.
Задание. Составьте из слов предложения. Запишите текст.
Ворона Клара
у, нас, жила, ворона Клара
она, была, умная, птица
ворона, листала, книгу, клювом
Клара, умела, считать, на счётах
Ворона, стала, работать, в цирке
Задание. Прочитайте. О каких приметах весны говорится в стихотворении? Докажите, что это текст.
Весна
Полюбуйся: весна наступает.
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
А.Фет
Обобщение и систематизация знаний:
- Что такое текст? Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Порядок предложений в тексте нельзя нарушать. В каждом предложении говорится об одном и том же предмете речи.
- Как отличить текст от группы предложений?
5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.