Серия факультативных занятий по развитию письменной речи. "Текст (продолжение)"
Серия факультативных занятий по развитию письменной речи. "Текст (продолжение)"
Цель: формировать представление о тексте как тематическом единстве, о заголовке (заглавии, названии) текста, умение определять тему текста и основную мысль, озаглавливать текст.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Серия факультативных занятий по развитию письменной речи. "Текст (продолжение)"»
Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
КГУ ОШ № 117
г.Алматы
Факультатив Развитие письменной речи учащихся младших классов
Тема: ТЕКСТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Цель:
обучающая - формировать представление о тексте как тематическом единстве, о заголовке (заглавии, названии) текста, умение определять тему текста и основную мысль, озаглавливать текст;
развивающая - развивать речь, мышление, интерес к теме;
воспитывающая - воспитывать культуру общения с одноклассниками в коллективной работе, нравственные качества.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа и практическая работа.
Дидактическое обеспечение урока: книги для детей, сюжетные картинки.
Ход урока
1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.
2 Актуализация: сообщение темы урока.
3 Формирование новых понятий и способов действий: текст, тема, заголовок, основная мысль.
4 Применение. Формирование умений и навыков.
Учитель последовательно показывает книги.
- Кто-то уже знаком с этими книгами, кто-то нет. На каждой обложке написано название. Но каждый из вас может догадаться по названию, о ком или о чём расскажет книга (о теме книги).
- Давайте прочитаем одно из названий – «Крокодил Гена и его друзья».
- О ком написал сказку-повесть Эдуард Успенский?
- Определите по названию, про кого рассказывается в книге «Три поросёнка»?
- Назовите тему рассказа Михаила Пришвина «Ёж».
Учитель читает стихотворения.
- Определите тему стихотворений, придумайте к ним заголовок (название):
Вот из тёплой печки кот
Песенку свою поёт?
День сегодня за окошком
Хмур, хмур, хмур…
Подремлю в тепле немножко
Мур, мур, мур…
И.Полянская
- В стихотворении говорится о коте, который поёт свою песню. Это стихотворение можно озаглавить «Кот поёт песню», «Песенка кота».
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе!
А.С.Пушкин
- В стихотворении говорится о ветре. Этот ветер – сильный, могучий. Поэтому озаглавить его можно так: «Сильный и могучий ветер», «Ветер-силач».
Учитель показывает иллюстрацию (картинку, рисунок).
- Определите, на какую тему эта иллюстрация?
- Как можно её озаглавить?
- Составьте рассказ по рисунку (иллюстрации). Озаглавьте его.
- В каждом тексте рассказа, стихотворения, сказки существует что-то важное для автора, то чем он хочет поделиться с читателем, в чём хочет убедить нас, высказывает своё отношение к рассказываемому. Это самое важное, главное для автора – основная мысль текста.
Вывод:тема объединяет предложения по смыслу в единое целое. Текст можно озаглавить. Заголовок отражает содержание текста. Заголовок может подсказать основную мысль текста – то, ради чего текст написан.
Физминутка.
Задание. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Дал однажды человек волку кусок хлеба. Волк съел хлеб и говорит:
Ох, как вкусно! А как хлеб делают?
Надо землю вспахать.
И тогда можно есть?
Нет, ещё надо землю боронить.
И можно есть?
Нет, ещё надо удобрение положить, посеять, подождать пока созреет, потом собрать урожай, обмолотить, на мельницу свезти, перемолоть в муку, потом испечь - вот тогда можно есть.
Волк подумал: «Ой, сколько надо работать! Нет, я лучше хлеб не буду есть».
Так и живёт волк без хлеба.
Задание. Прочитайте. Придумайте заголовок.
Есть у меня пёс. Имя у него Бобка. Мордочка всегда будто улыбается, язык на сторону висит. Кота Бобка боится. Но иногда побежит за ним, залает. А кот как остановится, как выгнет спину, как заговорит басом! Бобка так на задние лапы и сядет. А потом потихоньку и убежит от кота подальше.
По Е. Чарушину «Бобка»
Задание. Прочитайте. Озаглавьте текст. Напишите ответы на вопросы.
Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дому старший брат Мити, Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.
Митя побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и всё видел. Что сказал Мите отец?
К. Ушинский
Что сделал Митя? Что сделал Серёжа?
Кто побежал жаловаться отцу?
Как ты думаешь, что сказал отец Мите?
Расскажи, как ты относишься к своим братьям и сёстрам?
Задание. Прочитайте. Определите тему текста.
1. Почему растение называется мать-и-мачеха? А вот почему. Нижняя часть его листа покрыта нежными пушистыми волосками. На ощупь она кажется мягкой и тёплой. Это мать. А верхняя жесткая и холодная. Это мачеха.
У лисы зубки острые, рыльце тоненькое, шубка тёпленькая. Хорошо лиса наряжена. Шерсть пушистая. На груди - жилет. А на шее - белый галстук.
Филин - красивая птица. У него длинные крылья. Глаза у филина красноватые. Филин - ночная птица. Громкое уханье по ночам многих пугает.
4. Что за зверь? Летом у него шерсть серая, а зимой - белая. Уши длинные, хвост короткий. Очень пугливый зверёк. Шерсть рыжая. Хвост пушистый. Мордочка длинная. Зверёк этот хитрый.
Игра «Кто больше назовёт слов на тему «Весна»».
- Тема может объединять не только предложения в тексте, но даже отдельные слова. Определите, на какую тему слова: кукла, мячик, Петрушка, пирамидка. На тему «Игрушки».
Игра организуется по рядам. В ней может принять участие и учитель, который своими ответами помогает детям определить «весенние слова», например, сосульки, капель, ручейки, подснежники, проталинки.
Пришла (какая?) весна. На деревьях (какие?) листочки. С юга прилетели (какие?) друзья. По дорогам бегут (какие?) ручейки.
Слова для справки: тёплая, зелёные, крылатые, весёлые.
Задание. Подберите заголовок, отражающий основную мысль:
1. Разбойница-кукушка.
Кукушка откладывает яйца в чужие гнезда. Она подбрасывает свои яйца в гнезда лесных птиц в отсутствие хозяев. Вылупившийся из гнезда кукушонок, хотя и голый, и слепой, выбрасывает из гнезда яйца или уже появившихся на свет птенцов птиц-хозяев. После этого все внимание приемных родителей сосредоточено на кукушонке, которого они продолжают кормить, пока он не вырастет больше их.
Детская краткая энциклопедия
2. Удивительный (сказочный, волшебный) город.
За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть город...
Ах, если бы ты, дружок, по моему хотению - по твоему велению вдруг очутился в нем! Ты даже рот открыл бы от удивления.
Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.
Всех чудес в Сказочном Городе не перечесть.
Во-первых, тут в высокой-превысокой башне, под говорящими часами, в маленькой комнате за разноцветным оконцем живет самая образованная фея на белом свете. Она с шоколадной медалью закончила Академию Всех Волшебных Наук. Зовут ее - фея Здрасте.
Во-вторых, в Сказочном Городе живет самый веселый на белом свете Почтальон. Шутник и хохотун. Он умеет так завлекательно смеяться, что все-все-все вокруг вдруг тоже начинают хохотать! Его так и зовут: Веселый Почтальон.
В-третьих, в Сказочном Городе в небольшой избушке из шоколада живут три мудрых-премудрых Гномыча. Гномыч-дедушка. (Он с длинной бородой и в красном колпаке). Гномыч-сын. (Он с рыжими усами, в зеленом волшебном колпаке). И Гномыч-внук. (Он с веснушками на толстеньком носу и в синем волшебном колпачке на макушке.)
Гномычи умеют вылечить от насморка лягушку или заштопать стрекозе порванное крыло.... И, если нужно, вылечат сразу от всех болезней всех жителей Сказочного Города.
Васильева-Гангнус Л.
Самостоятельная работа.Рассказать, какую книжку каждый из детей прочитал в последнее время, кто её автор, как называется, на какую она тему.
Обобщение и систематизация знаний:
- Что такое тема? Тема – это то, о чём говорится в тексте. Иногда тема текста выражена в заголовке, но чаще, чтобы определить тему текста, нужно прочитать текст целиком.
- Как определить тему текста? Надо поставить вопрос: о чём (о ком) говорится в этом тексте?
- Заголовок отражает тему текста, содержание текста.
- Основная мысль – это то, ради чего написан текст, то, что автор хотел сказать нам этим текстом.
5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.