kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Серия факультативных занятий по развитию письменной речи. "Текст (продолжение)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать представление о тексте как тематическом единстве, о заголовке (заглавии, названии) текста, умение определять тему текста и основную мысль, озаглавливать текст.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Серия факультативных занятий по развитию письменной речи. "Текст (продолжение)"»

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

КГУ ОШ № 117

г.Алматы


Факультатив Развитие письменной речи учащихся младших классов

Тема: ТЕКСТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)


Цель:

обучающая - формировать представление о тексте как тематическом единстве, о заголовке (заглавии, названии) текста, умение определять тему текста и основную мысль, озаглавливать текст;

развивающая - развивать речь, мышление, интерес к теме;

воспитывающая - воспитывать культуру общения с одноклассниками в коллективной работе, нравственные качества.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа и практическая работа.

Дидактическое обеспечение урока: книги для детей, сюжетные картинки.

Ход урока

1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.

2 Актуализация: сообщение темы урока.

3 Формирование новых понятий и способов действий: текст, тема, заголовок, основная мысль.

4 Применение. Формирование умений и навыков.


Учитель последовательно показывает книги.

- Кто-то уже знаком с этими книгами, кто-то нет. На каждой обложке написано название. Но каждый из вас может догадаться по названию, о ком или о чём расскажет книга (о теме книги).

- Давайте прочитаем одно из названий – «Крокодил Гена и его друзья».

- О ком написал сказку-повесть Эдуард Успенский?

- Определите по названию, про кого рассказывается в книге «Три поросёнка»?

- Назовите тему рассказа Михаила Пришвина «Ёж».


Учитель читает стихотворения.

- Определите тему стихотворений, придумайте к ним заголовок (название):

Вот из тёплой печки кот

Песенку свою поёт?

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко

Мур, мур, мур…

И.Полянская

- В стихотворении говорится о коте, который поёт свою песню. Это стихотворение можно озаглавить «Кот поёт песню», «Песенка кота».


Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе!

А.С.Пушкин

- В стихотворении говорится о ветре. Этот ветер – сильный, могучий. Поэтому озаглавить его можно так: «Сильный и могучий ветер», «Ветер-силач».


Учитель показывает иллюстрацию (картинку, рисунок).

- Определите, на какую тему эта иллюстрация?

- Как можно её озаглавить?

- Составьте рассказ по рисунку (иллюстрации). Озаглавьте его.

- В каждом тексте рассказа, стихотворения, сказки существует что-то важное для автора, то чем он хочет поделиться с читателем, в чём хочет убедить нас, высказывает своё отношение к рассказываемому. Это самое важное, главное для автора – основная мысль текста.

Вывод: тема объединяет предложения по смыслу в единое целое. Текст можно озаглавить. Заголовок отражает содержание текста. Заголовок может подсказать основную мысль текста – то, ради чего текст написан.


Физминутка.


Задание. Прочитайте. Озаглавьте текст.


Дал однажды человек волку кусок хлеба. Волк съел хлеб и говорит:

  • Ох, как вкусно! А как хлеб делают?

  • Надо землю вспахать.

  • И тогда можно есть?

  • Нет, ещё надо землю боронить.

  • И можно есть?

  • Нет, ещё надо удобрение положить, посеять, подождать пока созреет, потом собрать урожай, обмолотить, на мельницу свезти, перемолоть в муку, потом испечь - вот тогда можно есть.

Волк подумал: «Ой, сколько надо работать! Нет, я лучше хлеб не буду есть».

Так и живёт волк без хлеба.


Задание. Прочитайте. Придумайте заголовок.


Есть у меня пёс. Имя у него Бобка. Мордочка всегда будто улыбается, язык на сторону висит. Кота Бобка боится. Но иногда побежит за ним, залает. А кот как остановится, как выгнет спину, как заговорит басом! Бобка так на задние лапы и сядет. А потом потихоньку и убежит от кота подальше.

По Е. Чарушину «Бобка»


Задание. Прочитайте. Озаглавьте текст. Напишите ответы на вопросы.


Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Мити, Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и всё видел. Что сказал Мите отец?

К. Ушинский

  1. Что сделал Митя? Что сделал Серёжа?

  2. Кто побежал жаловаться отцу?

  3. Как ты думаешь, что сказал отец Мите?

  4. Расскажи, как ты относишься к своим братьям и сёстрам?


Задание. Прочитайте. Определите тему текста.


1. Почему растение называется мать-и-мачеха? А вот почему. Нижняя часть его листа покрыта нежными пушистыми волосками. На ощупь она кажется мягкой и тёплой. Это мать. А верхняя жесткая и холодная. Это мачеха.

  1. У лисы зубки острые, рыльце тоненькое, шубка тёпленькая. Хорошо лиса наряжена. Шерсть пушистая. На груди - жилет. А на шее - белый галстук.

  2. Филин - красивая птица. У него длинные крылья. Глаза у филина красноватые. Филин - ночная птица. Громкое уханье по ночам многих пугает.

4. Что за зверь? Летом у него шерсть серая, а зимой - белая. Уши длинные, хвост короткий. Очень пугливый зверёк. Шерсть рыжая. Хвост пушистый. Мордочка длинная. Зверёк этот хитрый.


Игра «Кто больше назовёт слов на тему «Весна»».


- Тема может объединять не только предложения в тексте, но даже отдельные слова. Определите, на какую тему слова: кукла, мячик, Петрушка, пирамидка. На тему «Игрушки».

Игра организуется по рядам. В ней может принять участие и учитель, который своими ответами помогает детям определить «весенние слова», например, сосульки, капель, ручейки, подснежники, проталинки.


Задание. Прочитайте. Расставьте точки. Озаглавьте текст.


Ярко светит весеннее солнце на деревьях появились нежные листочки по дорогам бегут ручьи воздух пахнет свежестью дети весело играют на улице


Задание. Прочитайте. Вставьте нужные слова. Спишите.


Пришла (какая?) весна. На деревьях (какие?) листочки. С юга прилетели (какие?) друзья. По дорогам бегут (какие?) ручейки.


Слова для справки: тёплая, зелёные, крылатые, весёлые.


Задание. Подберите заголовок, отражающий основную мысль:

1. Разбойница-кукушка.

Кукушка откладывает яйца в чужие гнезда. Она подбрасывает свои яйца в гнезда лесных птиц в отсутствие хозяев. Вылупившийся из гнезда кукушо­нок, хотя и голый, и слепой, выбрасывает из гнезда яйца или уже появившихся на свет птенцов птиц-хозяев. После этого все внимание приемных родителей сосредоточено на кукушонке, которого они продолжают кормить, пока он не вырастет больше их.

Детская краткая энциклопедия

2. Удивительный (сказочный, волшебный) город.

За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней до­рогой, за сахарной горой есть город...

Ах, если бы ты, дружок, по моему хотению - по твоему велению вдруг очу­тился в нем! Ты даже рот открыл бы от удивления.

Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме став­ни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.

Всех чудес в Сказочном Городе не перечесть.

Во-первых, тут в высокой-превысокой башне, под говорящими часами, в маленькой комнате за разноцветным оконцем живет самая образованная фея на белом свете. Она с шоколадной медалью закончила Академию Всех Волшеб­ных Наук. Зовут ее - фея Здрасте.

Во-вторых, в Сказочном Городе живет самый веселый на белом свете Поч­тальон. Шутник и хохотун. Он умеет так завлекательно смеяться, что все-все-все вокруг вдруг тоже начинают хохотать! Его так и зовут: Веселый Почтальон.

В-третьих, в Сказочном Городе в небольшой избушке из шоколада живут три мудрых-премудрых Гномыча. Гномыч-дедушка. (Он с длинной бородой и в красном колпаке). Гномыч-сын. (Он с рыжими усами, в зеленом волшебном колпаке). И Гномыч-внук. (Он с веснушками на толстеньком носу и в синем волшебном колпачке на макушке.)

Гномычи умеют вылечить от насморка лягушку или заштопать стрекозе порванное крыло.... И, если нужно, вылечат сразу от всех болезней всех жителей Сказочного Города.

Васильева-Гангнус Л.


Самостоятельная работа. Рассказать, какую книжку каждый из детей прочитал в последнее время, кто её автор, как называется, на какую она тему.


Обобщение и систематизация знаний:

- Что такое тема? Тема – это то, о чём говорится в тексте. Иногда тема текста выражена в заголовке, но чаще, чтобы определить тему текста, нужно прочитать текст целиком.

- Как определить тему текста? Надо поставить вопрос: о чём (о ком) говорится в этом тексте?

- Заголовок отражает тему текста, содержание текста.

- Основная мысль – это то, ради чего написан текст, то, что автор хотел сказать нам этим текстом.

5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Серия факультативных занятий по развитию письменной речи. "Текст (продолжение)"

Автор: Чаплинская Жанна Геннадьевна

Дата: 03.06.2016

Номер свидетельства: 332417


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства