kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Серия факультативных занятий по развитию письменной речи "Редактирование предложений и текстов (2 часть)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Серия факультативных занятий по развитию письменной речи "Редактирование предложений и текстов (2 часть)"»

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

КГУ ОШ № 117

г.Алматы


Факультатив Развитие письменной речи учащихся младших классов

Тема: РЕДАКТИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТЕКСТОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)


Цель:

обучающая - формировать умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее;

развивающая - развивать речь, творческое мышление, логику, орфографическую зоркость, память, интерес к теме;

воспитывающая - воспитывать культуру общения с одноклассниками в коллективной работе, нравственные качества.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа и практическая работа.

Дидактическое обеспечение урока: фрагменты текстов для редактирования.

Ход урока

1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.

2 Актуализация: сообщение темы урока.

3 Формирование новых понятий и способов действий: редактирование предложений и текстов.

4 Применение. Формирование умений и навыков.


- В устной и письменной речи неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная форма слова, частое повторение одного и того же слова являются ошибкам. Исправить свои ошибки – значит развивать «чувство языка», совершенствовать культуру своей речи, умение говорить и писать грамотно.

На доске записан текст (для удобства предложения пронумерованы):


1. Охотник шел домой.

2. Он услышал треск сучьев.

3. Из чащи вышла медведица с двумя медвежатами.

4. Медведица с медвежатами пошли к реке и стали купаться.

5. Медведица взяла медвежонка за воротник и стала окунать его.

6. Охотник спрятался на дереве.

  1. Медвежонок убежал, медведица догнала его и дала шлепков.

  2. Потом они все ушли домой. (49 слов)


- Прочитайте весь текст.

- Подумайте, не нужно ли здесь что-либо исправить, улучшить.

- Где мог идти охотник? По лесу, по берегу реки.

- Первое предложение можно дополнить словами берегом лесной реки (исправления делаются на доске мелом между строк).

- Как охотник услышал треск сучьев? Неожиданно, вдруг.

- Во второе предложение добавили слово вдруг.

- Третье предложение – без изменений.

- В четвертом повторяются слова третьего предложения: словосочетание медведица с медве­жатами заменили словом они.

- В пятом заменить слова за воротник словами за шиворот.

- Шестое предложение не на месте.

- Что получится, если его перенести на третье место?

- А что получится, если объединить его со вторым предложением? Вдруг он услышал треск сучьев и спрятался на дереве.

- В седьмом предло­жении оказалось неясным, какой медвежонок стал убегать, и для уточнения необходимо добавить слово другой. В этом же предложении заменить слово дала на надавала – ведь было несколько шлепков.

- В последнем, восьмом предложении добавить слово довольные и заме­нить слово домой словами в чащу леса.

- Прочитайте весь текст с поправками, что заметили? В пятом предложении надо добавить слово одного.

В итоге полу­чился отредактированный текст:


1.Охотник шел домой берегом лесной реки.

2.Вдруг он услышал треск сучьев и спрятался на дереве.

3.Из чащи вышла медведица с двумя медвежатами.

4.Они подошли к реке и стали купаться.

5.Медве­дица взяла одного медвежонка за шиворот и стала окунать.

6.Другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала шлеп­ков.

7.Потом они ушли в чащу леса довольные. (55 слов)


В этом тексте сделано 9 исправлений, что значи­тельно улучшило текст, причем не за счет увеличения объема.


- Запишите отредактированный текст в тетрадь.

- Проверьте текст.

Учащиеся читают, сравнивают текст в тетради и на доске, находят и исправляют ошибки.


Физминутка.


- В тексте может встретиться повторение одних и тех же слов. Такую речь труднее понимать, она бедна, невыразительна. Необходимо заменить повторы более точными словами.


Задание. Замените выделенные слова, взяв для замены слова из списка. Два раза употреблять одно и то же слово не следует! Запишите получившийся текст.


1.Кругом стоят большие деревья. Ребята собирают грибы. Вдруг стало темно. Большие сосны зашумели, пошел дождь. Все спрятались под ветками большой ели.

Слова для замены: огромные, высокие, развесистой.


2.Наступила холодная зима. Снег покрыл землю белым ковром. Дует холодный ветер.

Слова для замены: студеный, ледяной.

Каждый из учащихся выбирает то слово, которое ему кажется лучшим. Ва­рианты замены обсуждаются, затем исправленные варианты записы­ваются.

- Как вы понимаете слово огромные?

- Чем слово огромные отличается от слова большие?

- Как вы понимаете слова развесистая ель?

- Кто видел такую ель?

- Какой ветер можно назвать ледяным?

- В чем различия между словами ледяной и холодный?


Задание. Отредактируйте текст.


У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая, всё время ласкается.


Задание. Замените повторяющиеся слова. Запишите получившийся текст.


Лес стоит величавый. Листья в лесу желтые, красноватые. Листьев на земле много. Речки сейчас очень красивые, по берегам очень много листьев, и по воде плывет много желтых и красных листьев.


Обобщение и систематизация знаний:

- Что значит отредактировать текст? Это значит – исправить допущенные ошибки, дополнить текст, заменить слова более точными, устранить лишнее, перестроить предложение.

5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Чаплинская Жанна Геннадьевна

Дата: 03.06.2016

Номер свидетельства: 332425

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Серия факультативных занятий по развитию письменной речи "Редактирование предложений и текстов (1 часть)""
    ["seo_title"] => string(115) "sieriia-fakul-tativnykh-zaniatii-po-razvitiiu-pis-miennoi-riechi-riedaktirovaniie-priedlozhienii-i-tiekstov-1-chast"
    ["file_id"] => string(6) "332422"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464954090"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства