Учитель: Брагина Л.Г.
обучающиеся научатся находить суффикс в слове и употреблять слова в речи в соответствии с суффиксом в слове.
умение работать в группе, умение аккуратно оформлять записи в тетради.
Этапы урока открытия новых знаний | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок -Здравствуйте, ребята. -Проверьте свою готовность, у вас на столе должны лежать учебник, тетрадь, раздаточный материал, ручка, простой карандаш. -Давайте вспомним какие части слов вы уже знаете? -И сегодня на уроке знание этого материала помогут вам на сегодняшнем уроке. | Доброжелательный настрой на урок Приветствуют учителя, проверяют свою готовность: учебник, раздаточный материал, ручка, карандаш, тетрадь. -Мы знаем такие части слова, как корень, приставка, окончание. | Личностные: формирование умения организовать свою деятельность |
Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение | Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала Учитель попросил просто пройти и проверить наличие домашнее задание в рабочих тетрадях. Хожу проверяю. Проведение минуток чистописания, словарной работы -Теперь обратите внимание на доску. На ней записаны сочетания букв: ЗВ, ЕН, ЕТ, и так же записаны слова с пропущенными гласными в корнях: зазв…нел, заст…нал, затр…щал. -Вам надо записать эти сочетания букв и слова в тетрадь, в словах надо выделить приставку и поставить в корень нужную гласную. Вызываем 3 учеников на слова, они на доске выделяют приставку, корень и пишут пропущенную букву в слове. -Молодцы, садитесь на места. | Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ Показывают наличие домашней работы в тетради. Записывают в тетради слова и сочетание букв. 3 ученика выходят к доске и выделяют корень, приставку и пишут пропущенную букву в корне слова. | |
Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке | Определяется степень освоения ранее изученных способов действия (вспоминаете ранее изученный материал по данной теме) -Включится в работу нам поможет «мозговая разминка». -Как вы думаете, какая часть слова служит для образования связи слов в предложении? -Верно. -Следующий вопрос. Как называется общая часть родственных слов? _Правильно. -А какая часть слова служит для образования новых слов? -Ребята, как вы думаете, есть ли ещё другие части слова? -Посмотрите на доску: На доске карточки с именами : 1. Оля-Оленька, Саша -Сашенька, Маша -Машенька, Витя- Витенька, Вася -Васенька. -Скажите, что общего в значении этих слов? -А есть ли общая часть в этих словах? -После какой части она стоит? 1 ученик выходи к доске и выдели корень в этих словах -Молодец. -Ребята, как вы думаете как называется общая часть слова -еньк-? -Как вы думаете какая цель нашего урока? -Верно, и тема нашего урока «Суффикс». | В процессе беседы, практических заданий с учителем определяют направление работы на уроке. -Окончание служит для образования связи слов в предложении. -Общая часть родственных слов- это корень. -Приставка служит для образования новых слов. -Да/нет Смотрят на экран. -Это имена. -В этих словах общая часть -еньк-. -Она стоит после корня. Выходит, к доске и выделяет корень в словах, проговаривая. Затрудняются ответить. -Цель нашего урока узнать, как называется эта часть, научиться выделять ее. | Предметные: знание пройденного на прошлых уроках материала Метапредметные: Коммуникативные: умение правильно отвечать на вопросы |
Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия | Организация работы по изучения нового знания, применения нового способа действия -Именно эта часть в нашем случае -еньк-, придает словам разные оттенки значения, в нашем случае уменьшительно-ласкательные, эта часть называется суффиксом. -Давайте откроем учебник на с.89 упр. 164. -Прочитайте задание. -Что нужно сделать в этом упражнении? -Открываем рабочие тетради записываем число и классная работа, проговариваю дату по слогам и выделяю орфограммы. -Какие слова в этом тексте однокоренные, кто уже их нашел? -Верно, записываем однокоренные слова в тетрадь. -Какое следующее задание в этом упражнении? -От какого слова образовались слова ёжик и ежиха? -Верно. 1 ученик выделяет, все остальные корни в этих словах -Верно ли выделили корни слова? -У всех так? -С помощью какой части слова образовались слова ёжик и ежиха? -Посмотрите, как выделяется эта часть слова: Показываю на доске: эти слова где выделен корень и суффикс. -Выделите у себя в тетради суффикс в этих словах. -Где находится эта часть слова? -Задание 3 мы с вами выполнили уже в этом упражнении -Ребята, как же называется всё-таки часть слова, которая находится после корня? -Итак, ребята, прочитаем новое правило для нас о суффиксах. -Поставим пальчик читаем все вместе с.89. Читаем все вместе правило. -Ребята, это вам нужно запомнить! | Осваивают новые способы действия при изучении нового знания Слушают учителя. Открывают учебник на странице 89 упр. 164. Читают. -В этом упражнении нужно выписать из предложения однокоренные слова выделить в них корень и окончание -Открывают тетради, записывают число и классная работа. -Поднимает руку однокоренные слова: ёж, ёжик, ежиха Записывают однокоренные слова в тетрадь. -Читают: от какого слова образовались слова ёжик и ежиха? Выделите эти слова знаком ^. Где находятся: перед корнем или после него? -Эти слова образовались от слова ёж -Выходит к доске выделяет корни в словах. -Да. -Да. -С помощью суффиксов -ик-, -иха-. -Выделяет суффикс. -суффикс находится после корня. -Это суффикс. Открыли страницу 89 , поставили пальчик. | Предметные: научатся находить в слове суффикс Метапредметные: Коммуникативные: умение правильно отвечать на вопросы и находить ответы на них |
Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила) | Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи -Теперь посмотрим на упражнение 165 с.89. -Что нужно сделать в этом упражнении? -Записываем в тетрадь, упр. 165. 1 ученик читает первый столбик слов. -В чем сходство и различие этих слов? 2,3,4 ученики выходят к доске и записывает слова из первого столбика, выделяя все части слова. Проверяем работу ребят на доске исправляем ошибки, если они имеются. -А сейчас давайте поработаем в группах по двое. Раздаю карточки. -Ваша задача при помощи суффиксов образовать новые слова. Запишите их в тетради выделяя суффиксы. Слова: Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка. Суффиксы: -оньк, -к, -ушк, -ок, -юшк. Устно проверяем и после этого записываем в тетради. При проверке слова записываем на доску. | Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия нового материала, способа действия -в этом упражнении, нужно найти сходства и различие в словах, списать, выделить в словах все части слова. Записывают упражнение 165. Ученик читает первый столбик слов. -У них общий корень, а различие в том, что суффикс меняется и образуют новые слова. 2, 3, 4 ученики выходят к доске и записывает слова, выделяя все части слова. Остальные работают у себя в рабочих тетрадях. Сидят по парам, кто сидит по одному подсаживаем или к другому ученику, кто сидит один, или идет самостоятельная работа. Выполняют задание. После проверки переписывают слова в тетради с доски. | Метапредметные: Познавательные: умение работать с учебником, с текстом Коммуникативные: Умение правильно отвечать на вопросы |
Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму | Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем -Теперь откройте упр. 166, на с.90. -Что нужно сделать в этом упражнении? -Кого наз. Словом тверичи? -Чем они славились? -Какие однокоренные слова есть в этом тексте? -Какие суффиксы есть в этих словах? -Выделите в словах эти суффиксы. Записываем слова на доске, выделяя суффиксы. -Выделяем в этих словах и окончание. Вызываем к доске по желанию 1 ученика. -А в каких ещё словах есть суффикс -ск-? -Верно. | Самостоятельное выполнение практических упражнений по предложенному алгоритму Открывают задание, читают жужжащим чтением. - Нужно выписать однокоренные слова, выделить в них корень, суффиксы -ич-, -ск-, и окончание. Узнать в каких ещё словах ещё есть суффикс -ск-. -Тверичами называют жителей города. -Разные ответы. - Однокоренные слова: Тверь, тверичи, тверские. -Суффиксы -ич-, -ск- Ученик выходит к доске и выделяет окончания в словах. -Суффикс -ск-, есть в слове «конских». | предметные : умение работать со словарем Познавательные: умение работать с учебником |
Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой | Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме Индивидуальная работа по карточкам, 1 и 2 варианты. Раздаю карточки. -Ваша задача образовать новые слова с помощью представленных вам суффиксов. -Работаем в карточках. Как выполнили сдаем. И в словах которые вы образовали выделите суффиксы. | Синтез. Самостоятельное выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой 1 вариант. Образуй новые слова, используя суффиксы -ЧИК, -ЕНЬК, -ОК. Бутон, ветер, Коля, лист, шкаф, чёрный, стул, мел. 2 вариант. Образуй новые слова, используя суффиксы -К, -ОВАТ, -ЕЧК. Рябина, красный, Оля, малина, толстый, стена, Саня. По выполнению работы, карточки сдаем учителю. | Предметные: знание нового Метапредметные: Познавательные: умение находить и подбирать суффикс в слове |
Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся -И так подведем итоги урока. -Мы с вами достигли нашей цели? - Чему мы учились на уроке? - Что мы вспомнили? - Для чего нам необходим суффикс? | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. -Да мы достигли цели. Узнали новую часть слова и как она выделяется. -Мы вспомнили состав слова. -Суффикс придает словам разные оттенки. | Коммуникативные: умение правильно отвечать на вопросы |
Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | Проведение инструктажа -Давайте запишем домашнее задание. На странице 90 упражнение 167. Вам нужно переписать данное стихотворение и в словах существительных выделить суффиксы –к, -ишк. | Осмысление домашнего задания Записывают домашнее задание в дневник. Слушают объяснение. | предметные метапредметные личностные |