kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык. 3 класс. "Суффикс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка соответствует ФГОС. Методическую разработку можно использовать  по разделу "Состав слова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 3 класс. "Суффикс"»





Конструкт урока по русскому языку

на тему: «Суффикс»

УМК «Школа России», 3 класс






Учитель: Брагина Л.Г.



Тема: Суффикс.

Перспективная цель: формировать представление у обучающихся о составе слова.

Актуальная цель: формировать представление у обучающихся о суффиксе как части слова в ходе смены видов деятельности.

Задачи:

Обучающая - формировать знание у обучающихся о суффиксе как части слова, знание частей слова, которые уже изучали: приставка, корень, окончание, умение выделять суффикс в ходе выполнения упражнений.

Развивающая - развивать словесно-логическое мышление, память, внимание обучающихся в ходе выполнения упражнений.

Воспитательная - воспитывать у обучающихся уважение к одноклассникам, аккуратность в ходе групповой работы и работы над новой темой.

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

обучающиеся научатся находить суффикс в слове и употреблять слова в речи в соответствии с суффиксом в слове.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: умение правильно отвечать на вопросы, умение работать в группе.

Познавательные: умение сравнивать, анализировать, умение работать с учебником.

Регулятивные: умение оценивать себя, планировать цель на урок.

Личностные (соответствуют поставленным задачам):

умение работать в группе, умение аккуратно оформлять записи в тетради.

Продукт деятельности (если предусмотрен):

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска.

Тип урока: Открытие нового знания.

Вид урока: беседа с элементами групповой работы.

Принципы: наглядности, доступности, целесообразности.

Методы, приемы: словесный, наглядный, практический.

Литература: учебник русского языка «Школа России» 3 класс.

Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

    1. Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

-Здравствуйте, ребята.

-Проверьте свою готовность, у вас на столе должны лежать учебник, тетрадь, раздаточный материал, ручка, простой карандаш.


-Давайте вспомним какие части слов вы уже знаете?

-И сегодня на уроке знание этого материала помогут вам на сегодняшнем уроке.

Доброжелательный настрой на урок

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность: учебник, раздаточный материал, ручка, карандаш, тетрадь.





-Мы знаем такие части слова, как корень, приставка, окончание.

Личностные: формирование умения организовать свою деятельность


    1. Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение

  1. Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала

Учитель попросил просто пройти и проверить наличие домашнее задание в рабочих тетрадях.

Хожу проверяю.

  1. Проведение минуток чистописания, словарной работы

-Теперь обратите внимание на доску. На ней записаны сочетания букв: ЗВ, ЕН, ЕТ, и так же записаны слова с пропущенными гласными в корнях: зазв…нел, заст…нал, затр…щал.

-Вам надо записать эти сочетания букв и слова в тетрадь, в словах надо выделить приставку и поставить в корень нужную гласную.

Вызываем 3 учеников на слова, они на доске выделяют приставку, корень и пишут пропущенную букву в слове.

-Молодцы, садитесь на места.

Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ


Показывают наличие домашней работы в тетради.









Записывают в тетради слова и сочетание букв.

3 ученика выходят к доске и выделяют корень, приставку и пишут пропущенную букву в корне слова.




    1. Актуализация знаний и целеполагание


Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

Определяется степень освоения ранее изученных способов действия (вспоминаете ранее изученный материал по данной теме)

-Включится в работу нам поможет «мозговая разминка».

-Как вы думаете, какая часть слова служит для образования связи слов в предложении?

-Верно.

-Следующий вопрос. Как называется общая часть родственных слов?

_Правильно.

-А какая часть слова служит для образования новых слов?

-Ребята, как вы думаете, есть ли ещё другие части слова?

-Посмотрите на доску:

На доске карточки с именами :

1. Оля-Оленька, Саша -Сашенька, Маша -Машенька, Витя- Витенька, Вася -Васенька.

-Скажите, что общего в значении этих слов?

-А есть ли общая часть в этих словах?

-После какой части она стоит?

1 ученик выходи к доске и выдели корень в этих словах


-Молодец.

-Ребята, как вы думаете как называется общая часть слова -еньк-?

-Как вы думаете какая цель нашего урока?



-Верно, и тема нашего урока «Суффикс».

В процессе беседы, практических заданий с учителем определяют направление работы на уроке.



-Окончание служит для образования связи слов в предложении.


-Общая часть родственных слов- это корень.


-Приставка служит для образования новых слов.

-Да/нет


Смотрят на экран.




-Это имена.


-В этих словах общая часть -еньк-.

-Она стоит после корня.

Выходит, к доске и выделяет корень в словах, проговаривая.



Затрудняются ответить.


-Цель нашего урока узнать, как называется эта часть, научиться выделять ее.

Предметные: знание пройденного на прошлых уроках материала

Метапредметные:

Коммуникативные: умение правильно отвечать на вопросы


    1. Открытие нового знания


Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия

Организация работы по изучения нового знания, применения нового способа действия

-Именно эта часть в нашем случае -еньк-, придает словам разные оттенки значения, в нашем случае уменьшительно-ласкательные, эта часть называется суффиксом.

-Давайте откроем учебник на с.89 упр. 164.


-Прочитайте задание.

-Что нужно сделать в этом упражнении?



-Открываем рабочие тетради записываем число и классная работа, проговариваю дату по слогам и выделяю орфограммы.

-Какие слова в этом тексте однокоренные, кто уже их нашел?


-Верно, записываем однокоренные слова в тетрадь.


-Какое следующее задание в этом упражнении?



-От какого слова образовались слова ёжик и ежиха?

-Верно.

1 ученик выделяет, все остальные корни в этих словах

-Верно ли выделили корни слова?

-У всех так?

-С помощью какой части слова образовались слова ёжик и ежиха?

-Посмотрите, как выделяется эта часть слова:

Показываю на доске: эти слова где выделен корень и суффикс.

-Выделите у себя в тетради суффикс в этих словах.

-Где находится эта часть слова?

-Задание 3 мы с вами выполнили уже в этом упражнении

-Ребята, как же называется всё-таки часть слова, которая находится после корня?

-Итак, ребята, прочитаем новое правило для нас о суффиксах.

-Поставим пальчик читаем все вместе с.89.

Читаем все вместе правило.

-Ребята, это вам нужно запомнить!


Осваивают новые способы действия при изучении нового знания

Слушают учителя.




Открывают учебник на странице 89 упр. 164.

Читают.

-В этом упражнении нужно выписать из предложения однокоренные слова выделить в них корень и окончание

-Открывают тетради, записывают число и классная работа.


-Поднимает руку однокоренные слова: ёж, ёжик, ежиха


Записывают однокоренные слова в тетрадь.










-Читают: от какого слова образовались слова ёжик и ежиха? Выделите эти слова знаком ^. Где находятся: перед корнем или после него?

-Эти слова образовались от слова ёж



-Выходит к доске выделяет корни в словах.

-Да.

-Да.

-С помощью суффиксов -ик-, -иха-.





-Выделяет суффикс.


-суффикс находится после корня.





-Это суффикс.

Открыли страницу 89 , поставили пальчик.

Предметные: научатся находить в слове суффикс

Метапредметные:

Коммуникативные: умение правильно отвечать на вопросы и находить ответы на них

    1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила)

Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи


-Теперь посмотрим на упражнение 165 с.89.

-Что нужно сделать в этом упражнении?

-Записываем в тетрадь, упр. 165.

1 ученик читает первый столбик слов.

-В чем сходство и различие этих слов?


2,3,4 ученики выходят к доске и записывает слова из первого столбика, выделяя все части слова.




Проверяем работу ребят на доске исправляем ошибки, если они имеются.

-А сейчас давайте поработаем в группах по двое.




Раздаю карточки.

-Ваша задача при помощи суффиксов образовать новые слова. Запишите их в тетради выделяя суффиксы.

Слова: Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка.

Суффиксы: -оньк, -к, -ушк, -ок, -юшк.

Устно проверяем и после этого записываем в тетради. При проверке слова записываем на доску.

Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия нового материала, способа действия

-в этом упражнении, нужно найти сходства и различие в словах, списать, выделить в словах все части слова.





Записывают упражнение 165.

Ученик читает первый столбик слов.

-У них общий корень, а различие в том, что суффикс меняется и образуют новые слова.

2, 3, 4 ученики выходят к доске и записывает слова, выделяя все части слова.


Остальные работают у себя в рабочих тетрадях.



Сидят по парам, кто сидит по одному подсаживаем или к другому ученику, кто сидит один, или идет самостоятельная работа.





Выполняют задание.




После проверки переписывают слова в тетради с доски.


Метапредметные:

Познавательные: умение работать с учебником, с текстом

Коммуникативные:

Умение правильно отвечать на вопросы

    1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)


Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму

Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем

-Теперь откройте упр. 166, на с.90.


-Что нужно сделать в этом упражнении?






-Кого наз. Словом тверичи?


-Чем они славились?


-Какие однокоренные слова есть в этом тексте?

-Какие суффиксы есть в этих словах?

-Выделите в словах эти суффиксы.

Записываем слова на доске, выделяя суффиксы.

-Выделяем в этих словах и окончание.

Вызываем к доске по желанию 1 ученика.


-А в каких ещё словах есть суффикс -ск-?

-Верно.

Самостоятельное выполнение практических упражнений по предложенному алгоритму


Открывают задание, читают жужжащим чтением.

- Нужно выписать однокоренные слова, выделить в них корень, суффиксы -ич-, -ск-, и окончание. Узнать в каких ещё словах ещё есть суффикс -ск-.


-Тверичами называют жителей города.

-Разные ответы.


- Однокоренные слова: Тверь, тверичи, тверские.

-Суффиксы -ич-, -ск-












Ученик выходит к доске и выделяет окончания в словах.


-Суффикс -ск-, есть в слове «конских».

предметные : умение работать со словарем

Познавательные: умение работать с учебником






    1. Самостоятельная работа и проверка по эталону



Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме


Индивидуальная работа по карточкам, 1 и 2 варианты.

Раздаю карточки.

-Ваша задача образовать новые слова с помощью представленных вам суффиксов.

-Работаем в карточках. Как выполнили сдаем.

И в словах которые вы образовали выделите суффиксы.







Синтез. Самостоятельное выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой

1 вариант.

Образуй новые слова, используя суффиксы -ЧИК, -ЕНЬК, -ОК.

Бутон, ветер, Коля, лист, шкаф, чёрный, стул, мел.

2 вариант.

Образуй новые слова, используя суффиксы -К, -ОВАТ, -ЕЧК.

Рябина, красный, Оля, малина, толстый, стена, Саня.

По выполнению работы, карточки сдаем учителю.

Предметные: знание нового

Метапредметные:

Познавательные: умение находить и подбирать суффикс в слове

    1. Рефлексия


Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся



-И так подведем итоги урока.

-Мы с вами достигли нашей цели?

- Чему мы учились на уроке?


- Что мы вспомнили?


- Для чего нам необходим суффикс?

Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.



-Да мы достигли цели. Узнали новую часть слова и как она выделяется.


-Мы вспомнили состав слова.


-Суффикс придает словам разные оттенки.

Коммуникативные: умение правильно отвечать на вопросы

    1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа

-Давайте запишем домашнее задание.

На странице 90 упражнение 167.

Вам нужно переписать данное стихотворение и в словах существительных выделить суффиксы –к, -ишк.

Осмысление домашнего задания


Записывают домашнее задание в дневник.

Слушают объяснение.

предметные

метапредметные

личностные




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский язык. 3 класс. "Суффикс"

Автор: Брагина Людмила Геннадьевна

Дата: 10.06.2025

Номер свидетельства: 671469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Значения суффиксов.""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokaporusskomuiazykuznachieniiasuffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "268421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450626316"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка 6 класс "Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-morfiemika-morfiemy-ikh-rol-v-slovoobrazovanii-i-formoobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "130104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415817665"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок русского языка в 6 классе. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива."
    ["seo_title"] => string(71) "urokrusskoghoiazykav6klassieinfinitivsuffiksyinfinitivaosnovainfinitiva"
    ["file_id"] => string(6) "262076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449250352"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок русского языка "Правописание суффиксов причастий""
    ["seo_title"] => string(56) "urok_russkogho_iazyka_pravopisaniie_suffiksov_prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "373250"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482679681"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства