Цели: Формировать умение учащихся употреблять в речи глаголы. Закрепить умение разбирать предложение по членам и по частям речи. Воспитывать орфографическое чутьё. Продолжать выработку каллиграфического письма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль глагола в предложении»
Алматинская областьСарканский район
село Койлык средняя школа имени Магжана Жумабаева
учитель начальных классов Севериненко Т.А.
Урок в 3 классе
Русский язык
Тема:
«Роль глагола в предложении»
Форма урока:
«Формирование умений и навыков»
Цели:
Формировать умение учащихся употреблять в речи глаголы.
Закрепить умение разбирать предложение по членам и по частям речи.
Воспитывать орфографическое чутьё.
Продолжать выработку каллиграфического письма.
Оборудование:
Учебник, предметные картинки по развитию речи, опорные таблицы и схемы.
Ход урока
1.Организационный момент:
С добрым утром, начат день
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать
А работать и писать.
(Звучит тихая музыка)
-Чтоб работалось хорошо на уроке, проведем мозговую гимнастику «Покачивания головой». (Для снятия напряжения перед занятием, улучшения мыслительной деятельности).
- Сядьте прямо, дышите ровно, расслабьте плечи, уроните головы вперёд. Продолжайте ровно дышать, покачивайте головой из стороны в сторону, подбородком «вычерчивая» слегка изогнутую линию на груди.
- А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнулись друг другу.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке продолжим путешествие по волшебной стране «Речь». Как мы уже знаем, в этой стране живут слова, относящиеся к разным областям. В какой области этой страны мы остановимся, скажете вы, прослушав стихотворение.
(Читает ученик)
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Все действия придут.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
У. И в какой области мы остановимся, сегодня, и как она называется?
Д. В области под названием «Глагол».
У. Слова, которые живут в ней, очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области Имена существительные. Стоит их спросить, а Имена существительные тут как тут. Но надо помнить секреты глагола, точные вопросы, иначе ответа не получишь. Вот какие деловые эти слова – глаголы.
Вот над этим сегодня и поработаем и выясним, какова роль глагола в предложениях.
3.Минутка чистописания.
- По пути мы будем встречать препятствие, но мы их будем преодолевать своими знаниями.
Давайте, ребята вспомним, что такое глагол?
-На какие слова отвечает глагол?
-Что обозначает глагол?
-Молодцы!
На доске записаны слова.
Отгадайте загадку:
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (гусь)
- Кто это? Как догадались?
- Сегодня на минутке чистописания мы составим цепочку из первых слов глаголов, которые встречаются в загадке. Какие буквы войдут в цепочку? (один ученик работает у доски, подчёркивает глаголы и выделяет буквы)
( Глаголы: бродит, выходит, носит, дарит. Цепочку составим из букв: б, в, н, д. – бвнд)
Упражнения для разминки пальцев. (Звучит легкая музыка)
Игра-упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на порте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.
Игра – упражнение «Согреем пальчики».поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку, и наоборот.
Игра «Пианино».
(Запись в тетрадях – число, классная работа, минутка чистописания)
- составить предложение с любым из этих слов (устно)
- при помощи, каких слов вам удалось передать действие?
5. Наблюдение над синтаксической ролью глагола.
а) На доске записаны предложения:
Пришла долгожданная в.. сна
Рыхлый сне..т..мнеет в марте.
Т..пло греет в..сеннее со..нце.
- Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы
- Подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи, которыми они выражены.
( один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
Вывод: В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.
Физкультминутка.
- Я прочитаю короткие предложения. Если в них будут глаголы, вы поворачиваетесь направо и приседаете, если их нет, поворачиваетесь налево и приседаете.
Машина едет. Красивое здание. Корабли плывут. Прилежные ученики. Дома красивая кошка. Книга лежит. Скучный человек. Дети поют.
-Составь предложение с одним из слов, подчеркни главные члены предложения и укажи, какой частью речи они являются.
(Проверка)
Закрепление материала.
Запись под диктовку и разбор предложения.
(У доски и в тетрадях)
На зелёных склонах гор пестреют цветы.
- найдите главные члены.
- Какой частью речи выражено подлежащее, какой – сказуемое?
- Назовите словосочетания.
(Пестреют где? на склонах, на склонах каких? Зеленых, на склонах чего? гор) Молодцы!
7. Итог урока:
- Итак, мы с вами дошли до области под названием «Глагол», преодолевая все препятствия, так чему учились на уроке?
Каким членом предложения является глагол?
На следующем уроке мы с вами продолжим прогулку, ещё больше узнаем о глаголе.
Молодцы!
8.Домашнее задание.
Дома самостоятельно можете погулять по области под названием «Глагол», выполняя упражнение 526 с заданием, но не забывая прочесть правило на странице 196-197.