Тема: Роль глаголов в предложении.
Цели: Знакомство с ролью глаголов в предложении, развитие орфографической зоркости, умения разбирать глагол морфологически, воспитание аккуратности в работе.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду— Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания,
Цветут сады.
И хлеб в полях растет. Сегодня на уроке продолжим работу над глаголами.
II. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме.
1. Работа в рабочей тетради:
? Запись даты и вида работы
? Каллиграфическая минутка—
Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой Х.
Запишите, продолжив закономерность: Х х Х хх Х ххх
Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Спишите. Подчеркните глаголы.
Хвалил пес волка, что вертит хвостом ловко.
2. Словарная работа:
Самодиктант из 15 слов
Знакомство с новым словом: чабан
Фонетический разбор: [ч´ибан]
Подберите к данным словам однокоренные глаголы. Назовите орфограммы в словах. Подчеркните, подберите проверочные слова.
Бег, сторож, зелень, смех, пляска, помощь, ужин, просьба, звон.
— Что такое глагол? Каким членом предложения он является?
III. Организация воспр-я и осмысления новой информации, освоение исходных знаний.
1. Кол-но: с. 200 у. 638
2. Работа с правилом: с. 200
— Какой частью речи выражено сказуемое в каждом предложении?
3. Творческая работа.
1) Прочитайте предложение из «Золотой розы» К.Г. Паустовского.
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
2) Посмотрите, как много действий может совершать одни предмет. Предлагаю записать все мыслимые и немыслимые действия, которые может совершать родник. Кто быстрей, кто больше?.
Родничок летом
В лесу очень шумно, один родничок тихо журчит. Я подошла к нему. Он был чистый-чистый. Вокруг пели птицы, и он вместе с ними радовался и улыбался. Сочным красным ягодам, росшим вокруг, он пел нежные и добрые песни. Он играл с листиками и хвоинками, которые попадали к нему в гости. Жизнь так и кипела в нем.
Родничок осенью
В лесу стало тихо. Все птицы улетели, один родничок остался на том же самом месте, где был летом. Жизнь уже не кипела в нем. Он грустил. Последний желтый листок упал на него, но он остался равнодушным. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок протянул руку к промерзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит. Родничок почувствовал себя отвергнутым.
Ю. Степанов.
- Что общего между этими текстами? Чем они отличаются? Какая часть речи помогла передать настроение каждого текста
IV. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений к ее применению по ее образцу.
1. Выборочное списывание: с. 201 у. 640
2. Письмо по памяти: с. 201 у. 641
3.
VII. Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемая учителем и учащимися, оценка знаний.
1. Запись под диктовку:
Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. Шумит камыш на берегу. В болотцах пробовали голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.
? Подчеркнуть главные члены.
? У глаголов определить время и число.
? Во 2, 4, 5, 6, 7 пр. определить падежи существительных.
VIII. Домашнее задание: с. 200 правило, с. 201 у. 642
IX. Подведение итогов-рефлексия.
— Каким членом предложения является глагол?